СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие "Индия и Китай в древности"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Индия и Китай в древности" 5 класс по учебнику "История древнего мира" под редакцией А.А. Искендерова, Москва "Просвещение", 2020г. Цель урока обобщить и закрепить полученные знания об Индии и Китае. На уроке используются разноуровневые задания и на разных этапах урока есть самопроверка, взаимопроверка.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Индия и Китай в древности"»

Тема урока: Индия и Китай в древности

Вид урока: Урок – игра.

Тип урока: Обобщающий урок

Цель: Обобщить и закрепить полученные знания об Индии и Китае.

Задачи:

образовательные: систематизация и контроль качества знаний по теме «Индия и Китай в древности».

развивающие: формирование основных умений и навыков строить рассказ, делать несложные выводы, устанавливать логические и ассоциативные связи.

воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира. Воспитывать активную творческую личность, стремящуюся к знаниям.


Оборудование: презентация, рабочие листы, «черный ящик»


Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Я прошу вас не смущаться и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными и активными. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

- Какие страны мы недавно изучали? (Индия, Китай)

- Назовите тему нашего урока

- Итак, мы отправляемся в путешествие в Древнюю Индию и Китай, обобщим и закрепим изученный материал.

У вас на столах лежат путевые (рабочие) листы и карта, где есть задания, которые вам надо выполнить, чтобы путешествие прошло успешно.


  1. Работа с картой (дифференцированная работа)

Работа с картой (настенная карта) – 2 ученика

  • Где находится Индия?

  • Какие реки есть в Индии?

  • Какие горы защищают Индию от холодных северных ветров?

  • Где находится Китай?

  • Какие реки есть в Китае?

  • Какую реку в Китае называют «рекой тысячи бедствий»?



Задание 1: На контурной карте найдите и отметьте

1 группа

1.Отметьте на карте Индию

2. Укажите реки Индии


2 группа

1.Отметьте на карте Китай

2. Укажите главные реки Китая


3 группа (сильные)

1.Отметьте на карте Индию и Китай

2. Укажите реки Индии и Китая


Давайте вспомним, где находятся страны, которые мы посетим и какие есть особенности этих стран.


  1. Вставьте пропущенные слова (самомопроверка)

1 вариант

  1. Индия расположена в ______________________________________ Азии.

  2. Она занимает полуостров______________________________________________. 

  3. На севере границей Индии служат _________________________________ - самые высокие горы в мире, с вершинами, покрытыми вечным снегом.

  4. Два месяца в году в стране льют дожди и выходят из берегов реки __________ и ________. 

  5. В долине одной из рек труднопроходимые заросли деревьев и кустарников - __________.

2 вариант

  1. Китай находится в __________________________________ Азии.

  2. В Китае есть две большие реки_______________ и _________________________.

  3. Свою страну жители Китая называли ____________________________________.

  4. Первым правителем - властелином в Китае был___________________________.

  5. Письменные знаки китайцев назывались______________________________, их было более тысячи.


Задание 2. «Историческая мозаика» (В путевых листах)

Все общество в Индии делилось на группы (касты)? Как эти группы назывались?

  • Что такое касты? (замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями)

  • Из частей тела какого бога появились касты? (Брахмы)

1 группа:

Соотнесите цвет каст древней Индии с их правами и обязанностями

Цвет касты

Права и обязанности

А) Белый

1) Военное дело

Б) Красный

2) Работа в сельском хозяйстве

В) Желтый

3) Выполнение религиозных обрядов

Г) Черный

4) Работа в качестве слуг

А

Б

В

Г









2 группа:

Соотнесите касту древней Индии с частями тела бога Брахмы

Касты

Части тела бога Брахмы

А) Брахманы (жрецы)

1) Руки

Б) Воины (кшатрии)

2) Бедра

В) Земледельцы (вайшьи)

3) Ступни

Г) Слуги (шудры)

4) Уста

А

Б

В

Г









3 группа: Соберите мозаику

Касты

Части тела бога Брахмы

Цвет касты

Права и обязанности

Брахманы (жрецы)

Уста

Белый

Военное дело

Воины

(кшатрии)

Руки

Красный

Работа в сельском хозяйстве

Земледельцы (вайшьи)

Бедра

Желтый

Выполнение религиозных обрядов

Слуги

(шудры)

Ступни

Черный

Работа в качестве слуг



Ф ИЗМИНУТКА

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.


Задание 3. «Черный ящик»

Путешественник повстречал древнекитайского мудреца Конфуция, который вручил ему «Черный ящик».

Вам по описанию нужно узнать предмет, который находится в черном ящике. 

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай)

  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис)

  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (Компас)

  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шёлк)

  1. Это животное в Индии было самым почитаемым м священным. (корова)

Задание 4. ПУТАНИЦА

1

Китайский мудрец

ИНКУЙФОЦ



2

Письмо жителей Китая

ОРИГЛЕФИ



3

Большое, сильное государство

РАЖДВЕА



4

В Индии замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями

АСКАТ


5

Один из главных богов в Индии с головой слона

АНГЕАШ



Задание 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ БАСКЕТБОЛ (презентация)


Задание 6. Найдите ошибки в тексте (подчеркните или зачеркните ошибки)

Древние Китайцы жили на полуострове Индостан. Китайская стена строилась для защиты от готов. В Индии писали на пальмовых листьях, а в Китае на бамбуке. Древние индийцы задабривали опасных змей комочками риса. Все касты в Индии произошли от бога Ганеши. Известный мудрец Конфуций жил в Индии.


Задание 8. Соотнесите страны и изобретения (взаимопроверка)

Поставьте + у правильного ответа

ИЗОБРЕТЕНИЕ

СТРАНА

  1. Компас

  2. Бумага

  3. Цифры

  4. Шёлк

  5. Шахматы

А) Китай

Б) Индия


1

2

3

4

5








Рефлексия: Оценивание своей работы на уроке. (Смайлики)

  1. Я справился с заданиями, работал с радостью и творчеством – УЛЫБКА.

  2. Что-то не получалось, работал без желания - ПОЛОСКА






Домашнее задание: на выбор

  1. Составить кроссворд (7 - 10 слов).

  2. Составить рассказ от имени путешественника, побывавшего в Древней Индии или Древнем Китае.

  3. Рисунок о загадочной Индии или Китае.