Тема урока: Индия и Китай в древности
Вид урока: Урок – игра.
Тип урока: Обобщающий урок
Цель: Обобщить и закрепить полученные знания об Индии и Китае.
Задачи:
образовательные: систематизация и контроль качества знаний по теме «Индия и Китай в древности».
развивающие: формирование основных умений и навыков строить рассказ, делать несложные выводы, устанавливать логические и ассоциативные связи.
воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира. Воспитывать активную творческую личность, стремящуюся к знаниям.
Оборудование: презентация, рабочие листы, «черный ящик»
Ход урока
Оргмомент
Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Я прошу вас не смущаться и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными и активными. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
- Какие страны мы недавно изучали? (Индия, Китай)
- Назовите тему нашего урока
- Итак, мы отправляемся в путешествие в Древнюю Индию и Китай, обобщим и закрепим изученный материал.
У вас на столах лежат путевые (рабочие) листы и карта, где есть задания, которые вам надо выполнить, чтобы путешествие прошло успешно.
Работа с картой (дифференцированная работа)
Работа с картой (настенная карта) – 2 ученика
Где находится Индия?
Какие реки есть в Индии?
Какие горы защищают Индию от холодных северных ветров?
Где находится Китай?
Какие реки есть в Китае?
Какую реку в Китае называют «рекой тысячи бедствий»?
Задание 1: На контурной карте найдите и отметьте
1 группа
1.Отметьте на карте Индию
2. Укажите реки Индии
2 группа
1.Отметьте на карте Китай
2. Укажите главные реки Китая
3 группа (сильные)
1.Отметьте на карте Индию и Китай
2. Укажите реки Индии и Китая
Давайте вспомним, где находятся страны, которые мы посетим и какие есть особенности этих стран.
Вставьте пропущенные слова (самомопроверка)
1 вариант
Индия расположена в ______________________________________ Азии.
Она занимает полуостров______________________________________________.
На севере границей Индии служат _________________________________ - самые высокие горы в мире, с вершинами, покрытыми вечным снегом.
Два месяца в году в стране льют дожди и выходят из берегов реки __________ и ________.
В долине одной из рек труднопроходимые заросли деревьев и кустарников - __________.
2 вариант
Китай находится в __________________________________ Азии.
В Китае есть две большие реки_______________ и _________________________.
Свою страну жители Китая называли ____________________________________.
Первым правителем - властелином в Китае был___________________________.
Письменные знаки китайцев назывались______________________________, их было более тысячи.
Задание 2. «Историческая мозаика» (В путевых листах)
Все общество в Индии делилось на группы (касты)? Как эти группы назывались?
Что такое касты? (замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями)
Из частей тела какого бога появились касты? (Брахмы)
1 группа:
Соотнесите цвет каст древней Индии с их правами и обязанностями
Цвет касты | Права и обязанности |
А) Белый | 1) Военное дело |
Б) Красный | 2) Работа в сельском хозяйстве |
В) Желтый | 3) Выполнение религиозных обрядов |
Г) Черный | 4) Работа в качестве слуг |
2 группа:
Соотнесите касту древней Индии с частями тела бога Брахмы
Касты | Части тела бога Брахмы |
А) Брахманы (жрецы) | 1) Руки |
Б) Воины (кшатрии) | 2) Бедра |
В) Земледельцы (вайшьи) | 3) Ступни |
Г) Слуги (шудры) | 4) Уста |
3 группа: Соберите мозаику
Касты | Части тела бога Брахмы | Цвет касты | Права и обязанности |
Брахманы (жрецы) | Уста | Белый | Военное дело |
Воины (кшатрии) | Руки | Красный | Работа в сельском хозяйстве |
Земледельцы (вайшьи) | Бедра | Желтый | Выполнение религиозных обрядов |
Слуги (шудры) | Ступни | Черный | Работа в качестве слуг |
Ф
ИЗМИНУТКА
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Задание 3. «Черный ящик»
Путешественник повстречал древнекитайского мудреца Конфуция, который вручил ему «Черный ящик».
Вам по описанию нужно узнать предмет, который находится в черном ящике.
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай)
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис)
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (Компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.
Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шёлк)
Это животное в Индии было самым почитаемым м священным. (корова)
Задание 4. ПУТАНИЦА
1 | Китайский мудрец | ИНКУЙФОЦ | |
2 | Письмо жителей Китая | ОРИГЛЕФИ | |
3 | Большое, сильное государство | РАЖДВЕА | |
4 | В Индии замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями | АСКАТ | |
5 | Один из главных богов в Индии с головой слона | АНГЕАШ | |
Задание 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ БАСКЕТБОЛ (презентация)
Задание 6. Найдите ошибки в тексте (подчеркните или зачеркните ошибки)
Древние Китайцы жили на полуострове Индостан. Китайская стена строилась для защиты от готов. В Индии писали на пальмовых листьях, а в Китае на бамбуке. Древние индийцы задабривали опасных змей комочками риса. Все касты в Индии произошли от бога Ганеши. Известный мудрец Конфуций жил в Индии.
Задание 8. Соотнесите страны и изобретения (взаимопроверка)
Поставьте + у правильного ответа
ИЗОБРЕТЕНИЕ | СТРАНА |
Компас Бумага Цифры Шёлк Шахматы | А) Китай Б) Индия |
Рефлексия: Оценивание своей работы на уроке. (Смайлики)
Я справился с заданиями, работал с радостью и творчеством – УЛЫБКА.
Что-то не получалось, работал без желания - ПОЛОСКА
Домашнее задание: на выбор
Составить кроссворд (7 - 10 слов).
Составить рассказ от имени путешественника, побывавшего в Древней Индии или Древнем Китае.
Рисунок о загадочной Индии или Китае.