СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие на тему "Имя числительное".

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-путешествие

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие на тему "Имя числительное".»

Урок-путешествие по русскому языку "Что обозначает имя числительное?".

Цель: .

  • Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.

  • Сформировать понятие об имени числительном;

  • Выработать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых, различать числительные и однокоренные слова других частей речи.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

- Дорогие ребята, мы с вами сегодня путешествуем по безбрежному океану Морфология. Наш корабль “Виктория” назван так не случайно. Я уверена, что каждый из вас сегодня будет победителем, каждый будет успешным. Давайте отметим дату нашего путешествия и место, откуда начнем свой путь.

Слайд 1

Мы проплываем мимо острова Имен существительных, а вот подплываем к островам Имен прилагательных, вдалеке виднеется о. Глаголов. А вот еще один остров, название которого не разобрать. Что ж, ребята, придется нам сменить курс и познакомиться с жителями этого острова.

II. Этап освоения новых знаний.

Слайд 2

Вот мы на таможне острова, чтобы ее пройти, нужно заполнить таможенную декларацию.

Декларация.

Вопросы декларации вы видите на столе на жёлтых листах.

Пропустите одну строку после записи «классная работа» и запишите ответы на вопросы в два столбца. Один человек – за компьютером.

Ученики заполняют мини-анкету:











Декларация.

Сколько тебе лет?

В каком году ты родился?

Сколько лет ты учишься в этой школе?

Какой год ты посещаешь школу?

Сколько предметов вы изучаете?

На каком этаже ты живёшь?

Сколько этажей имеет здание твоей школы?

Какой год был для тебя удачным и памятным?

Сколько человек учится в твоем классе?

В каком году ты окончишь школу?

Сколько человек в вашей семье?

В каком году ты перешёл в шестой класс?

Сколько минут ты тратишь на дорогу из дома в школу?

Какой по счёту у тебя сегодня будет твой любимый урок?



- Кто из вас готов озвучить ответы декларации?
- Какая часть речи помогла вам заполнить декларацию?

2. - Значит, остров, на котором мы с вами сейчас находимся, называется….

о. Имен числительных…..

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Что обозначает имя числительное?». Запишите в тетради на пропущенной строке.

- А с какой целью мы сменили курс? (Чтобы познакомиться с (жителями) числительными и уметь находить их среди других частей речи, отличать их от других частей речи, а также определять разряды имён числительных»).

3. А для начала – историческая справка.

Мы подошли к историческому музею.

Давайте войдем и познакомимся с историй происхождения названия острова..

Название числительное является производным от слова “число” и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).

По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.

Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим.

В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

Начиная с 11-и и кончая 39-ю, числительные имеют часть слова – дцать, оно произошло от древнерусского “десяте”. В результате фонетических изменений получилось один –над- цать = одиннадцать.

4. Покинув музей, давайте вернёмся к нашей декларации. Скажите, на какие вопросы отвечают те слова, которые являются ответами?

А что обозначают числительные. Которые отвечают на вопрос сколько? Какой?

В зависимости от того, что обозначают имена числительные и на какие вопросы отвечают, они делятся на количественные и порядковые.

Слайд 6.

(Количественные и порядковые).

5. Продолжаем путь по острову, мы оказались на перекрестке улицы Количественной и Порядковой.

Слайд 7.

- Нас очень много, жители острова в замешательстве, они собрались на перекрестке и не знают, куда им идти. Наша задача – отправить жителей на ту улицу, на которой он живет.

Слайд 8.

- Что нам поможет не ошибиться?

(Сигнальные карточки).

Количественные

Порядковые

Сколько?

Какой?

Шесть, двадцать, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот, восьмой, четырнадцать, пятый, седьмой.

6. А теперь, пожалуйста, распределите те числительные, которые вам даны в розовой карточке, по графам таблицы. Таблицу начертите в тетради. Работаем в парах! Совещаемся друг с другом.

  • Семь, пятьдесят, двенадцатый, седьмой, одиннадцать, пятнадцатый, второй, сорок второй, семьдесят восемь.

6. Отправляемся дальше.

Раздаются сигналы сирены, приземляется летающая тарелка.

Слайд 9.

- Что случилось?
- К нам на остров прилетели инопланетяне, они утверждают, что тоже являются числительными, потому что имеют числовое значение. Помогите нам восстановить справедливость.

Учитель: Давайте поможем жителям, но вначале сами разберемся, кого же отправить на другие острова.

Слайд 8

- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи?

-Чтение упр. 574.


- Давайте определим, кто же лишний в этом городе? Отправим их на свои острова, а числительные оставим на острове.

Слайд 9

Два,
Двое,
Двоюродный,
Двойка,
Двойник,
Тройной.

Пятак,
Пятый,
Пятиклассник,
Пять.
Три,
Утроить.

- Соединить стрелками летающие тарелки и слова, которые относятся к данным частям речи.

Работаем парами, советуемся с соседом, чтобы не ошибиться.

- Кого же мы оставим на этом острове? (Два, двое, пятый, три, пять).

Упр. 575

7. А теперь пришли мы в парк отдыха (физминутка).

Слайд 10-14

- Выполняйте те движения, которые показывают вам деревья.

III. Этап рефлексивно-оценочный...

- Наше путешествие подходит к концу, поэтому мы опять на таможне.
- Перед тем, как мы покинем остров, таможенники проверят наш багаж знаний, который мы увозим с их острова.
- Что мы узнали о числительных.

Вывод: Числительное – это часть речи, которая обозначает число или количество предметов при счете.

- Числительные делятся на количественные (сколько?) и порядковые (какой?).

IV. Домашнее задание: записать поговорки, пословицы, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.





































Тест 1.

1. Укажите слово, не являющееся именем числительным.

а) Пять;
б) Пятеро;
в) Пятак;
г) Пятый.

2. Продолжите предложение:

Имена числительные делятся на ___ и ____.

3. Укажите количественное числительное.

а) На втором;
б) В одиннадцатом;
в) Двадцать пятый;
г) Сто двадцать пять.

4. Замени цифры количественными числительными.

11____;
3_____.

5. Укажите порядковое числительное.

а) Сто десять;
б) Два;
в) Семнадцать;
г) Восьмой.







Таможенная декларация

Customs declaration; Customs entry

Таможенная декларация - документ, оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства и содержащий сведения о перемещаемом через таможенную границу грузе: товарах, багаже, ручной клади, валюте и т.д. Таможенная декларация заполняется распорядителем груза и предъявляется таможенным органам, которые контролируют соблюдение установленного порядка ввоза и вывоза грузов через границу. Ответственность за правильность и полноту сведений о грузе, предъявляемом к таможенному контролю, несет податель таможенной декларации. Предметы, не указанные в декларации и скрытые от таможенного контроля, подлежат конфискации.