Урок-путешествие «Наша Победа»
Цель: формировать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
- пробудит интерес к изучению истории родного края в период Великой Отечественной войны;
- развивать речь, умение выразительно читать стихотворения;
- развивать навык самостоятельной поисковой работы;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
- воспитывать чувство уважения и сопереживания к ветеранам, участникам Великой Отечественной войны.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи (объявление Левитана о начале войны, «Идет солдат по городу», минута молчания), иллюстрации.
Предварительная подготовка: индивидуальная (выучить стихотворения, подготовить рассказ о ветеране), групповая (написать письмо солдату), фронтальная (подготовка инсценировки военно-патриотической песни «Идет солдат по городу»).
Ход мероприятия
I. Организационный момент
слайд 2
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Начать наше занятие я бы хотела со стихотворения.
Есть на свете слово
— нужное и важное,
словно солнце, греет
это слово каждого.
Написать без кляксы
очень хочет Света
это слово важное,
тёплое, как лето.
Мир для всех народов,
мир на всей планете!
Он нам очень нужен —
мне, тебе и Свете.
- Какое самое важное слово писала Света?
- Ребята, скажите, какой великий праздник приближается? (День Победы)
II. Сообщение темы и цели мероприятия
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Книги Памяти, посвященной 75-ой годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы познакомимся с самыми главными событиями этой войны и узнаем про людей, рисковавших жизнью ради мира.
III. Основная часть
слайд 3
Страница 1. Историческая
- Ребята, кто знает, когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
- Правильно.
слайд 4
(звучит аудиозапись – объявление Левитана о начале войны 22 июня 1941 года)
- Именно так ранним солнечным утром 22 июня 1941 года жители Советского Союза узнали о нападении врага. Накануне этого дня школах прошли выпускные балы, и девушки и юноши, полные надежд на счастливое будущее, покидали стены школы, уходя во взрослую жизнь. Но, к сожалению, не всем их мечтам удалось сбыться. Все разрушила война.
- Ребятам, которые уходили на фронт, было по 17 – 20 лет. Из каждой сотни солдат, ушедших воевать, домой не вернулись 97 человек.
(стихотворения читают подготовленные учащиеся)
Чтец 1
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
Ассоциативный куст
- Ребята, а что такое война?
- Какие слова возникают у вас в голове, когда вы слышите это страшное слово?
(оформление ассоциативного куста на доске)
- За освобождение Родины советские войска вели беспрестанные ожесточенные бои. Я хочу познакомить вас с самыми крупными сражениями, которые вели советский народ к Победе.
слайд 5
Оборона Брестской крепости (22 июня – 20 июля 1941 г.)
- Самыми первыми приняли на себя удар защитники Брестской крепости. Именно на них утром 22 июня обрушился огонь фашистов. Враги были беспощадны: в наших солдат летели мины и снаряды, ведь фашисты надеялись до полудня полностью завладеть Брестской крепостью. Но русские солдаты показали стойкость духа и силу характера. Они, заточенные в крепости без еды и воды, продержались в осаде целый месяц! Русским воинам пришлось нелегко, ведь они не могли даже показаться из Брестской крепости для пополнения запасов продовольствия – фашисты стреляли в любого, кто попадался им на глаза. Но все же 20 июля 1941 года враг был отбит.
слайд 6
Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 года)
- Еще одно из крупнейших сражений – Сталинградская битва, которая длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Фашистская Германия, потерпев полный крах в битве за Москву, все силы и всю свою злость направила на Сталинград. Оккупанты считали, что эта операция займет у них неделю, но русский народ показал свое мужество, продержав оборону 200 дней и ночей. Это был один из самых жестоких периодов за всю Великую Отечественную войну. Противник потерял полтора миллиона человек. Именно победа советской армии в этом сражении стала переломным моментом всей войны.
слайд 7
Битва за Берлин (16 апреля - 8 мая 1945 года)
- Это была последняя военная операция русской армии. Последний рывок. Красная Армия вела 10 дней безостановочных жестоких боев. Битва за Берлин– одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну. Именно это сражение 8 мая 1945 года и закончило Великою Отечественную войну.
- Русские солдаты совершили настоящий подвиг. А как вы понимаете слово «подвиг»?
слайд 8
Страница 2. Поэтическая.
- Тяготы войны не могли не отразиться в произведениях писателей и поэтов. очень много стихотворений рассказывает нам о тяжелой судьбе советского народа в это время.
- Особенно тяжело в войну было детям, ведь они не понимали, за что у них украли детство и право на счастливую жизнь. Об этом стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»
слайд 9
Чтец 1.
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
Чтец 2.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
- И мы, молодое поколение, должны быть благодарны ветеранам за то, что они сражались за мирное небо над нашей головой.
слайд 10
Чтец 3.
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом!!!
Чтец 4.
Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас — уже деды.
Чтец 5.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем!!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!!!
Чтец 6.
Пусть счастье и радость
Живут на планете!!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям!!!
- А как мы должны относиться к ветеранам?(ответы и размышления учащихся)
слайд 11
Страница 3. Страница памяти.
- Великая Отечественная коснулась каждого. И сейчас не найдется семьи, чьи бы деды и прадеды не сражались за мир. Вы получили задание и должны были разузнать у своих родителей, бабушек и дедушек о ваших родных, воевавших в Великую Отечественную войну.
(выступление подготовившихся учащихся)
- Спасибо за ваши выступления. Вы можете по-настоящему гордиться своими предками!
слайд 12
Страница 4. Музыкальная
- Во время войны песня имела большое значение. Ведь именно она поднимала боевой дух народа, поддерживала силы и давала надежду на светлое будущее.
(инсценировка военно-патриотической песни «Идет солдат по городу»)
слайд 13
Страница 5. Почтовая.
- Письма… Как ждали их солдаты от любимых жен и матерей, и как ждали весточку с фронта там, в тылу. Заветный треугольник приносил и слезы радости, и слезы горя.
- Наш класс был объединен в 3 группы. И вы получили задание написать письмо в прошлое, письмо со словами благодарности солдатам, защищавшим нашу Родину.
- Группы, пожалуйста, выберите одного представителя, который выступит и зачитает ваше письмо всему классу.
(выступление групп)
(Приложение 1)
- Спасибо большое!
слайд 14
Чтец 7.
А День Победы начинался просто:
Дождь с утречка поморосил немножко,
Дед хмурился, высказывался «остро»,
А мать в тарелки разлила окрошку.
Все ели молча, а меня свербило,
Сказать хотелось: «Дед, ну, расскажи!
Как там, в Рейстаге, это было?
Как батальоном брали этажи?
Как перед строем получал награды,
Дед, расскажи, мне это надо!»
Дед усмехнулся, понял всё без слов.
Надел пиджак и звякнули медали:
«Дороже всех моих наград любовь,
С которой меня дома ожидали.
Там, позади, остались смерть и боль,
И юность, обожженная войною.
Мы обо всём поговорим с тобой,
Когда поедем за реку, в ночное».
Поправил ордена, махнул рукою,
И захромал на праздничный концерт.
Пять долгих лет он был на поле боя,
Россию заслонял, как мог, собою,
Мой самый лучший, мой любимый дед!
слайд 15
Страница 6. Интеллектуальная.
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд и отгадать ключевое слово.
слайд 16
1. Торжественный смотр войск.
2. Синоним к слову Отечество.
3. Город, первым принявший на себя удар фашистов
4. Старый человек, прошедший войну.
5. Военный, передающий сообщения по радио.
6. Месяц, когда закончилась Великая Отечественная война.
- Какое ключевое слово у нас получилось?
- Вот и пришли мы с вами к такой долгожданной Победе!
- А закончим мы наше путешествие, отдав дань памяти и уважения героям, не вернувшимся с полей сражений, минутой молчания.
(минута молчания)
слайд 17
IV. Подведение итогов
- Ребята, спасибо большое за участие в мероприятии. Я уверена, что вы не забудете тех, кто добывал мир над вашей головой ценой своей жизни. И знания эти вы передадите в будущем своим детям, чтобы еще не одно поколение чтило этот бессмертный подвиг!
Итог мероприятия:
Одной из главных задач школы является гражданско-патриотическое воспитание, воспитание ответственной, высоконравственной личности, уважающей историческое прошлое своей Родины.
Данная разработка – сценарий мероприятия, разработанного специально для проведения во 2 классе ко Дню Победы. Форма проведения и материал подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Для большего воздействия на чувственно-эмоциональную сферу учащихся была подготовленная мультимедийная презентация, содержание которой также предусматривает возраст целевой аудитории.
Каждый учащийся задействован в подготовке к мероприятию – дети разучивают стихотворения; совместно с родителями проводят поисковую работу (что показывает тесное взаимодействие школы и семьи); пишут письма в прошлое, работая в группах, где развивается умение сотрудничать, брать на себя ответственность и выполнять поручение; и все учащиеся класса задействованы в постановке-инсценизации песни «Идет солдат по городу». То есть можно сказать о высоком уровне вовлечения учащихся в подготовку к празднику.
Так как мероприятие подготовлено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и еще не проводилось в классе, а учащиеся еще только готовятся к его проведению, сложно сделать выводы о его проведении. Урок-путешествие «Наша Победа» призван развить у ребят уважение, сострадание к ветеранам и желание чтить их подвиг. Мероприятие имеет большое познавательное и воспитательное значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
2. Вединяпина, В. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. Вединяпина // Начальная школа. – 2011. – No 2. – С.55-59.
3. Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 6. - С. 21 – 24.
4. Морозова М. А., Полетаева О. В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 51-52.
5. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса. 1-4 кл.» / авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с.