СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие. Обобщение материала по теме "Правописание имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие. Обобщение материала по теме "Правописание имен прилагательных"»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Антрацитовская основная школа №8»







Урок-путешествие по русскому языку

на тему:

«Обобщение материала по теме «Правописание имен прилагательных»





Подготовила:

учитель русского языка

М. С. Славнова



2021



Конспект урока по русскому языку

Дата:

Класс:6

Тема: обобщение материала по теме «Правописание имени прилагательного»

Цель: повторить и обобщить материал по теме, закрепить орфографические навыки, связанные с правописанием прилагательных, развивать внимательность, память, умение формулировать правила, применять и на практике, умение составлять связные высказывания на заданную тему; воспитывать интересе к освоению людьми космоса, гордость и уважение к подвигам земляков.

Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: цифровой диктант, распределительный диктант,

Оборудование: значок космического корабля для каждого ученика (Приложение 3), карта с планетами, маршрутом (вывешивается на доске) (Приложение 2), раздаточный материал (задания для выполнения) (Приложение 1).

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы подведем итог темы «Правописание имен прилагательных». Это будет не просто урок, а урок-путешествие.

  3. Мотивация деятельности. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. В том году исполняется 60 лет с тех пор, как Ю.Гагарин совершил первый полет в космос. Этот настоящий подвиг для всего человечества. С тех пор многое изменилось, люди неоднократно совершали и полет, и выход в открытой космическое пространство, и знакомство с Луной и другими планетами. Сегодня я предлагаю вам тоже совершить полет в космос, познакомиться по пути с историей некоторых известных полетов. Каждый космонавт перед своим полетом проходит очень долгую и серьезную подготовку. Мы также с вами долго готовились к сегодняшнему полету, изучив все правила, орфограммы в прилагательных и готовы к вылету.

Беседа. Итак, для путешествия нам понадобятся такие снаряжения (знания):

-правописание н, нн в прилагательных;

- правописание не с прилагательными;

- правописание сложных прилагательных;

- различение суффиксов -к-, -ск- в прилагательных.

Давайте вспомним эти орфограммы (устный опрос с приведением примеров).

  1. Обобщение материала.

Слово учителя. Теперь в путь. Каждому я раздаю ваш персональный космический корабль, на котором вы двигаетесь к конечной точке, посещая разные планеты. Как вы видите на карте на доске, конечный пункт – космическая станция «Секретная». На ней мы узнаем интересную информацию о первых полетах в космос. Девизом нашего путешествия станет: «Сквозь тернии к звездам». А преграды будут, конечно, же орфографические. Для того, чтобы попасть на следующую по маршруту планету, необходимо справится с заданием планеты, на которую вы прибыли. Выполнив задание, вы перемещаете свой корабль по карте на следующую планету, как фишки в настольной игре. Кто выполнит задания первым, тот побеждает и получает важную информацию о первых космических полетах. Если все понятно, давайте преступать. Отправляйтесь на первую планету.

  1. Самостоятельная работа учащихся по маршруту. Выполнение заданий.

  1. Цифровой диктант. Задание первой планеты «Орфо». Перед вами именами прилагательные с пропущенными н,нн. Запишите слова в виде цифрового диктанта: если в сове пишется н, то ставим цифру 1, если нн – цифру 2. Таким образом, вы получите ключ для дальнейшего путешествия. Например, оловянный (2), орлиный (1), общественный (2). Запись выглядит таким образом: 212.

Стекля..ый, лебеди..ый, сови..ый, петуши..ый, дли..ый, каме..ый, соловьи..ый, со..ый. (ключ: 21112212).

  1. Распределительный диктант. Задание планеты «КСК». Распределите слова на 2 колонки: 1 – с суффиксом -к-, 2- с суффиксом -ск-.

Одес…ий, рыбац..ий, молодец..ий, узбек..ий, француз..иий, кавказ..ий, немец..ий, город..ой.

Ответ:

к

ск

Рыбацкий, молодецкий, немецкий.

Одесский, узбекский, французский, кавказский, городской.

  1. Физкультминутка. Станция «Заправка». Зарядка для глаз. Учащиеся переводят взгляд с одного космического корабля на карте на другой, с планеты на планету.

  2. Планета «Земляк». Прочитайте текст о своем земляке. Выпишите сложные прилагательные, раскрыв скобки

Ляхов Владимир Афанасьевич Родился 20 июля 1941 года в городе Антрацит Ворошиловградской области Украинской ССР в семье рабочего. Отец погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Воспитывался матерью и отчимом. После окончания средней школы № 6 учился в школе (перво)начального обучения летчиков, а затем поступил в Харьковского высшего авиационного училища летчиков. В 1964 году закончил училище и служил в авиационных частях (Военно)воздушных сил СССР. В 1967 году зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа ВВС № 4). Прошел полный курс (обще)космической подготовки и подготовки к полетам на космических кораблях типа "Союз". Освоил пилотирование самолетов различных типов, налетал 1300 часов. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз - 29" при старте 15 июня 1978.

Количество полетов – 3. Продолжительность полета - 333 суток 7:00 47 минут 46 секунд. Награды. Дважды Герой Советского Союза. Медаль "За заслуги в освоении космоса" (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, (много)летнюю (добро)совестную работу, активную общественную деятельность. Орден "За заслуги" III ст. (Украина, 23 июля 2001 г.) - за значительный личный вклад в развитие космонавтики, укрепление дружеских (взаимо)связей между Украиной и Российской Федерацией.

Ответ: первоначального, Военно-воздушных, общекосмической, многолетнюю, добросовестную, взаимосвязей.

  1. Планета «Незнайка». Очутился Незнайка на Луне и не знает, что дальше ему делать, как правильно написать не с прилагательными. Объясни ему правило и приведи примеры (минимум по 3 примера на каждый пункт правила).

Ответ: прилагательные с не пишется слитно: -если без не не употребляются: неряшливый, невзрачный, нелепый;

-если можно заменить синонимом без не: неясный день, недобрый поступок, несладкий чай.

Прилагательные с не пишутся раздельно: -если есть противопоставление с союзом: не добрый, а злой, не яркий, а тусклый, не молодой, а пожилой;

-если есть слова вовсе не, отнюдь не, далеко не: вовсе не близкий путь, далеко не веселый рассказ, вовсе не грустная песня.

6) Планета «Творческая». Составьте небольшой рассказ о космосе на тему «Краски космоса», используя разные разряды прилагательных, степени сравнения прилагательных (5-7 предложений).

7) Станция «Секретная». Интересные факты о космических полетах (Приложение 4). Ученик, первый добравшийся до станции, получает письмо и после выполнения заданий всеми остальными учащимися зачитывает всему классу.

6. Итог урока. Самооценивание. Учащиеся сами анализируют, оценивают свои результаты за урок. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе, повторить правила. Творческое задание: составить небольшой связный рассказ о Ю.Гагарине, используя орфограммы.

Использованные источники: lib-lg.com/eshchjo/kraevedam/vydayushchiesya-deyateli-luganshchiny/istoriya/398-lyakhov-vladimir-afanasevich (В.А. Ляхов). https://krasnodarmedia.su/news/928135/?from https://onedio.ru/news/12-maloizvestnyh-faktov-o-pervom-polete-cheloveka-v-kosmos-12623 (факты о первом полете).

Приложение 1.

Планета «Орфо». Перед вами именами прилагательные с пропущенными н,нн. Запишите слова в виде цифрового диктанта: если в сове пишется н, то ставим цифру 1, если нн – цифру 2. Таким образом, вы получите ключ для дальнейшего путешествия. Например, оловянный (2), орлиный (1), общественный (2). Запись выглядит таким образом: 212.

Стекля..ый, лебеди..ый, сови..ый, петуши..ый, дли..ый, каме..ый, соловьи..ый, со..ый.

Планета «КСК». Распределите слова на 2 колонки: 1 – с суффиксом -к-; 2- с суффиксом -ск-.



Одес…ий, рыбац..ий, молодец..ий, узбек..ий, француз..иий, кавказ..ий, немец..ий, город..ой.

Планета «Земляк». Прочитайте текст о своем земляке. Выпишите сложные прилагательные, раскрыв скобки

Л яхов Владимир Афанасьевич родился 20 июля 1941 года в городе Антрацит Ворошиловградской области Украинской ССР в семье рабочего. Отец погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Воспитывался матерью и отчимом. После окончания средней школы № 6 учился в школе (перво)начального обучения летчиков, а затем поступил в Харьковского высшего авиационного училища летчиков. В 1964 году закончил училище и служил в авиационных частях (Военно)воздушных сил СССР. В 1967 году зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа ВВС № 4). Прошел полный курс (обще)космической подготовки и подготовки к полетам на космических кораблях типа "Союз". Освоил пилотирование самолетов различных типов, налетал 1300 часов. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз - 29" при старте 15 июня 1978.

Количество полетов – 3. Продолжительность полета - 333 суток 7:00 47 минут 46 секунд. Награды. Дважды Герой Советского Союза. Медаль "За заслуги в освоении космоса" (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, (много)летнюю (добро)совестную работу, активную общественную деятельность. Орден "За заслуги" III ст. (Украина, 23 июля 2001 г.) - за значительный личный вклад в развитие космонавтики, укрепление дружеских (взаимо)связей между Украиной и Российской Федерацией.

П ланета «Незнайка». Очутился Незнайка на Луне и не знает, что дальше ему делать, как правильно написать не с прилагательными. Объясни ему правило и приведи примеры (минимум по 3 примера на каждый пункт правила).





П ланета «Творческая». Составьте небольшой рассказ о космосе на тему «Краски космоса», используя разные разряды прилагательных, степени сравнения прилагательных (5-7 предложений).





Приложение 2

Карта вывешивается на доску.



Приложение 3.

Приложение 4

И нтересные факты о первом полете в космос

До первого полета человека в космос СССР проводил опыты на животных: всего во время испытаний погибло 20 собак. Лишь Белка и Стрелка, пробывшие на орбите Земли трое суток, вернулись живыми.

Факт первенства полета Юрия Гагарина долгое время оспаривался НАСА. Причиной послужил тот факт, что 2 раза СССР отправлял на орбиту макет человека в скафандре. Во второй раз «космонавт» был оснащен радиопередатчиком с магнитофонными записями: чтобы сбить американцев с толку «Иван» передавал на Землю кулинарные рецепты и исполнял хоровые песни. Когда полет подходил к концу и корабль начал спускаться, войдя в плотные слои атмосферы, "Восток-1" объяло пламя. Это сейчас все космонавты знают, что это норма и пламя появляется из-за трения обшивки корабля об атмосферу. Первопроходец Гагарин об этом не знал, поэтому, когда увидел в иллюминатор огонь, сообщил на землю "Я горю, прощайте, товарищи!". Эта фраза первого космонавта была засекречена долгое время. Гагарин после возвращения на Землю мог погибнуть из-за того, что в скафандре заело клапан, из которого должен был поступать воздух. К счастью, устройство сработало. Из-за сбоя в системе Гагарин приземлился не там, где планировалось. Космонавт промахнулся на 2800 км и оказался в Саратовской области. Первыми, кто встретил человека, совершившего полет в космос, оказались жена и дочь местного лесника. За один полет в космос Гагарин вырос в звании. На орбиту космонавт отправился старшим лейтенантом, а приземлился уже в звании майора. Новое звание ему присвоил министр обороны Родион Малиновский.
С собой в космос Гагарину выдали пистолет. Оружие предназначалось для обороны от животных, если вдруг приземление состоится в безлюдной местности. Гагарину пистолет не пригодился, а вот космонавтам Алексею Леонову и Павлу Беляеву пришлось отстреливаться от медведей после приземления в лесу на Северном Урале.