“Осенний листопад безударных гласных”
урок-путешествие.
Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные в корне
(3 класс)
Цель урока:
Учебные:
Закрепить правописание слов с безударной гласной в корне;
Упражнять в выделении частей слова;
Учить выявлять орфограммы в словах, сравнивая написание разных слов;
Расширять словарный запас детей;
Познакомить с этимологией отдельных слов русского языка.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Букет осенних листьев с написанными сочетаниями слов с безударными гласными;
Индивидуальные карточки с заданием вставить пропущенные безударные гласные в словосочетаниях;
Схемы состава слова;
Карточки со словарными словами;
Кукла-мальчик Орфографик.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка внешнего вида учащихся и порядка на рабочих местах. Положительный настрой на работу.
“Грамоте учиться -
Всегда пригодится, -
Прошептали дружно
Желтые листочки.
Пусть завидуют все нам
Осенние грибочки.
Каждый листик - буква,
Каждый листик - строчка,
В конце предложений
Мы поставим точку.”
2. Сообщение темы урока.
Учитель:
- Пришла осень и украсила весь мир золотисто-огненным разноцветьем. Золотые листья, влетевшие в наш класс, составляют узор сегодняшнего урока, тема которого - “Правописание безударных гласных в корне слов.”
Осенние листочки приглашают нас совершить вместе с ними необычное путешествие в большой лес Орфографических Знаний. Каждую поляну этого леса занимают отдельные орфограммы. Мы сегодня посетим только одну поляну - безударных гласных. Но на ней столько всего интересного и удивительного!
Итак, в путь! Листочки сами по себе умеют летать, а нам нужно выбирать транспортное средство, которое может легко кружить в воздухе и быстро садиться. Это вертолет.
Но сначала проведём небольшую разминку, она поможет нам подготовиться к дальнему путешествию.
3. Разминка.
Учитель:
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных букв?
- Назовите все гласные буквы.
- В русском языке некоторые гласные буквы вызывают затруднения в письме. Назовите гласные буквы, к которым надо относиться особенно внимательно.
- Таких букв только пять: а о е я и.
- Давайте составим узор из этих пяти букв, перемежая их с листочками.
- Безударные гласные в корне мы можем разделить на две группы. Какие, как вы думаете?
(проверяемые и непроверяемые)
- Вспомните правило правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
(безударную гласную в корне надо проверять, для этого надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)
- Как можно проверить написание слов с непроверяемыми гласными в корне?
(эти слова надо запомнить. А проверить их написание можно только по словарю)
- Итак, ребята, мы вспомнили основные правила написания безударных гласных. Отправляемся в путешествие. Вместе с нами полетит Орфографик - маленький человечек, очень любознательный и очень умный. Он будет нам надежным помощником в трудных ситуациях.
Конечно, мы должны запастись продуктами. Отгадайте какими.
4. Словарный диктант.
Учитель:
- Напишите отгадки к загадкам - словарные слова, поставьте в них ударение, поставьте в них ударение, подчеркните непроверяемые гласные в корне.
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”
(Картошка)
Орфографик:
- А вы знаете, что картофель был завезен из Южной Америки? Его клубни растут в земле и похожи на гриб трюфель.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
Орфографик:
- А вы знаете, за что итальянцы называют этот овощ “золотым яблоком”? Наверное, за его яркий цвет.
Оделась в белые шелка.
Мы для нее готовим кадки
И даже соли пол мешка.
(Капуста)
Орфографик:
- Вы знаете, что название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит голова?
А зимою в банке - кислые соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас.
(Огурцы)
Орфографик:
- А вы знаете, что название этого овоща восходит к греческому слову агурос, что значит неспелый.
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(Горох)
Учитель:
- Прочтите, ребята, написанные слова. Как мы можем назвать все эти продукты одним словом?
(Овощи)
- Орфографик дал нам много интересной информации об овощах, а теперь он задаст вам несколько вопросов по написанным словам.
Орфографик:
- В каких словах мы запомнили написание гласной а?
- В каком слове запомнили сочетание оро?
- В каком слове надо проверить сомнительную согласную?
- В каком слове надо проверить сомнительную гласную?
- Можно ли в этих словах проверить гласные буквы?
- Значит как мы можем назвать эти слова? (словарные)
5. Отправляемся в путешествие.
Учитель:
- Итак, продукты есть, вертолет готов, начинается полет.
(беседа во время полета)
Орфографик:
- Иногда написание слова помогает объяснить его этимология. Например, слово столица. Это слово одного корня со словом стол. Сейчас у слова стол несколько значений (мебель, пища, стол заказов). А в Древней Руси это слово имело еще и значение княжения (престол). Поэтому главный город назывался стольным городом - здесь находилась резиденция князя, правителя.
Учитель:
- Осенние листики прилетели первыми на эту полянку, находящуюся в долине, и приготовили нам задания.
Корень родственных слов.
(На доске написаны слова: гора, горный, пригорок, гористый.)
Учитель (показывает картину):
- На облетевшем от листвы дереве среди поляны повисли необычные листочки слов: гора, горы, горный, горка, пригорок, взгорье, нагорный. Прочтите эти слова.
- Как называются эти слова?
(родственные)
- Сорвем из всех листиков только 4 слова: гора, горный, пригорок, гористый.
- Чем они различаются?
(они различаются значением и своим составом)
- Выделите общую часть всех этих слов.
- Что называется корнем?
(общая часть родственных слов)
Состав слова
Учитель:
- Какие еще части слова, кроме корня, вы знаете?
- Что называется приставкой?
(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Что называется суффиксом?
(часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
- Что называется окончанием?
(изменяемая часть слов, которая служит для связи слов в предложении)
Орфографик:
- Если вы так хорошо знаете все части слова, то попробуйте записать и разобрать следующие слова по составу:
листик, осень, походка, травка, осенний.
Найдите для каждого слова схему состава слова. Устно подберите однокоренные слова к данным словам.
(предлагаются начерченные схемы состава слов)
Безударные гласные в разных частях речи
Учитель:
- На полянке листья закружились, объединились все вместе и затеяли хоровод частей речи. Как вы думаете, какие части речи могут войти в этот хоровод?
(существительное, прилагательное, глагол, наречие)
- В корнях каких частей речи можно встретить безударные гласные, требующие проверки?
(в различных частях речи)
- Спешите группы родственных слов. Определите, к какой части речи они относятся. Выделите корень. Найдите проверочное слово к остальным словам и подчеркните проверочное слово.
Белый, белила, побелел, белизна, беловатый.
Зелень, зеленый, зеленеет, зазеленел.
Кричит, крик, крикливый, закричал.
Подобрел, добро, добрый, доброта.
Орфографик:
- Попробуйте определить, являются ли данные слова родственными:
водица, водичка, водный, водитель, водовоз, водоём, водолаз, наводнение.
(здесь “лишнее” слово водитель, так как у него корень со значением “водить”, а не “вода”)
Безударные гласные в словосочетании
Учитель:
- Сколько осенних листочков в лесу! И слов с безударными гласными в русском языке не меньше.
Объединившись, листья образовали необыкновенный букет, на каждом листе написано словосочетание. Но вот беда: брызнул дождик - и некоторые буквы в словах стёрлись. Попробуйте восстановить нужные буквы.
(на столе необычный букет из осенних кленовых листьев, на которых написаны словосочетания)
д...лекая зв...зда;
м...рская в...лна;
в...шневое в...ренье;
л...сная тр...па;
п...хучий цв...ток;
р...дная стр...на.
(дети выходят, берут лист, читают словосочетания и проверяют безударные гласные в словах)
Учитель:
- Листья, как и дети, очень любят играть в прятки. Сегодня прячутся в одних словах гласные буквы а и о, а в других словах - гласные е и и. Ваше следующее задание - вставить нужные гласные в слова, записанные на доске.
Орфографик:
- Только не забудьте всегда подбирать проверочные слова и обязательно обращать внимание на ударную гласную в проверочном слове.
Учитель:
- Перед такой сложной работой предлагаю немного поразмяться и выполнять зарядку.
Физминутка.
Собирали мы грибочки,
На полянке, у пенечка -
Кто в лукошко,
Кто в ладошки.
Ох, устали наши ножки!
Мы присели отдохнуть,
А потом в обратный путь.
6. Работа на доске и в тетрадях.
(На доске написаны слова в два столбика: в одном столбике слов надо вставить гласные а или о, а во втором - гласные е или и. Дети списывают слова с доски в тетрадь, вставляя гласные. Затем выходят по одному и вставляют гласные буквы в слова на доске.)
ст...лбы
гл...за
гр...за
с...ды
д...ска
гр...чи
м...сты
гр...бы
ст...на
з...мой
р...ка
тр...щит
цв...ты
сп...на
Орфографик:
- Посмотрите, на полянке пышное зеленое растение.
Но это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется…(крапива)
- А кто мне скажет, как можно проверить гласную в слове крапива?
(ее проверить нельзя)
- Да, это словарное слово,гласная а в нем не проверяется, а запоминается. Назовите ударный звук.
Учитель:
- Устно составьте словосочетание со словом крапива.
(ответы детей.)
Самостоятельная работа учащихся.
Задание 1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные гласные. Подчеркните орфограммы в словах, устно подберите проверочные слова.
Гр...бные д...жди, цв...тной к...вер, желтые л...сточки, к...лючий ежик, т...нистая роща, л...сная тр...пинка.
Задание 2. Спишите слова с доски. Измените их так, чтобы ударная гласная стала безударной.
лист - …
гриб - …
цвет - …
стол - …
мост - …
дождь - …
С одним из слов с безударной гласной составьте предложение и запишите в тетрадь.
Индивидуальная работа по карточкам.
Учитель:
- На партах разложены карточки. Вам надо вставить пропущенные безударные гласные в словах (9-10 слов).
(дети выполняют самостоятельно работу на карточках. Учитель проводит выборочную проверку работ)
Выборочный диктант.
Учитель:
- Следующую работу для вас придумал Орфографик.
Орфографик:
- Выпишите столбиком слова с безударными гласными их стихотворения С. Есенина. Можно ли проверить безударные гласные в этих словах? Подберите проверочные слова.
Кружит в долине листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
- Исследуя слова, мы часто проверочным словом проверяем написание той или иной гласной. А иногда обращаемся к этимологии слова. Кстати, как образовалось слово долина? Нет? Тогда я вам расскажу.
Слово дол означает “низ, низкий край”. От слова дол образовались слова долина, подол, долой. Хотя в современном языке эти слова не считаются однокоренными, но смысловые связи сохранились.
Долина - это низина, впадина между горами.
Подол - это нижний край платья. В некоторых городах сохранилось старинное название низового района города - Подол.
Долой - значит прочь, вниз.
Одолеть врага - значит сразить его, повергнуть вниз.
Учитель:
- Устно составьте предложение со словом долина.
“Почемучка”
Учитель:
- Шустрые листочки никак не угомонятся. Они придумывают для нас все новые и новые задания. На этот раз они предлагают нам поиграть в “почемучки”. Согласны?
- Почему пишется малина, но малиновый?
(в существительном малина гласная а является окончанием, а прилагательное малиновый образовано при помощи суффиксов ов)
- Почему пишется длина, но длинный?
(в существительном длин корень длин, а в прилагательном длинный к корню длин добавлен суффикс н)
- Почему в слове ночь есть мягкий знак, а в слове ночной его уже нет?
(в существительном ночь мягкий знак является показателем женского рода, а прилагательное ночной образовано при помощи суффикса н и входит в сочетание чн)
- Почему начало слов здесь и сделал звучит одинаково, а пишется по-разному?
(слово здесь является корнем, а во втором слове корень дел и приставка с, так как нет приставки з)
- Почему в слове ужасный пишется одна с, а в слове классный - две сс?
(потому что в прилагательном ужасный корень ужас и суффикс н, а в прилагательном классный корень класс и суффикс н)
- Почему слова вода и водители не являются родственными словами?
(слова не являются родственными, потому что разные корни вод имеют разные значения: в первом случае вод - вода, жидкость; во втором случае - вод - со значением водить)
- Почему в слове вьюга пишется мягкий знак, а в слове въехал - твердый знак?
(в существительном вьюга мягкий знак, потому что он стоит в корне слова, а в глаголе въехал твердый знак стоит после приставки на согласную перед гласной корня е)
- Почему в слове вещь на конце слова пишется мягкий знак, а в слове лещ он не пишется?
(в существительном вещь мягкий знак является показателем женского рода; существительное лещ - мужского рода, поэтому мягкий знак не пишется)
Учитель:
- Дети, мы сегодня много поработали, и нам пора возвращаться в школу. Волшебный вертолет мигом доставит нас с огромным багажом знаний в класс на урок русского языка.
7. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Понравился ли вам сегодня урок?
- Что особенно вам было интересно?
- Об этимологии каких слов вы узнали?
- Давайте поблагодарим Орфографика за интересные сведения и попрощаемся с ним.
- Когда вы пойдете в осенний парк, обязательно загляните на внутреннюю сторону листочков. Может быть, там обнаружите слова с безударными гласными, попробуйте объяснить их написание. Путешествие с осенними листочка и с Орфографиком закончилось.
8. Домашнее задание.
- Составьте словарный диктант из 20 словосочетаний с безударными гласными и напишите к ним проверочные слова.