СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие "Осенний листопад безударных гласных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закрепить правописание слов с безударной гласной в корне, расширять словарный запас детей, познакомить с этимологией отдельных слов русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Осенний листопад безударных гласных"»

Осенний листопад безударных гласных”

урок-путешествие.

Проверяемые и непроверяемые

безударные гласные в корне

(3 класс)


Цель урока:

Учебные:

  • Закрепить правописание слов с безударной гласной в корне;

  • Упражнять в выделении частей слова;

  • Учить выявлять орфограммы в словах, сравнивая написание разных слов;

  • Расширять словарный запас детей;

  • Познакомить с этимологией отдельных слов русского языка.


Развивающие:

  • Активизировать внимание учащихся на уроке;

  • Развивать память.


Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к слову;

  • Воспитывать интерес к родному языку.


Оборудование:

  • Букет осенних листьев с написанными сочетаниями слов с безударными гласными;

  • Индивидуальные карточки с заданием вставить пропущенные безударные гласные в словосочетаниях;

  • Схемы состава слова;

  • Карточки со словарными словами;

  • Кукла-мальчик Орфографик.




Ход урока:


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка внешнего вида учащихся и порядка на рабочих местах. Положительный настрой на работу.

“Грамоте учиться -

Всегда пригодится, -

Прошептали дружно

Желтые листочки.

Пусть завидуют все нам

Осенние грибочки.

Каждый листик - буква,

Каждый листик - строчка,

В конце предложений

Мы поставим точку.”


2. Сообщение темы урока.


Учитель:

- Пришла осень и украсила весь мир золотисто-огненным разноцветьем. Золотые листья, влетевшие в наш класс, составляют узор сегодняшнего урока, тема которого - “Правописание безударных гласных в корне слов.”

Осенние листочки приглашают нас совершить вместе с ними необычное путешествие в большой лес Орфографических Знаний. Каждую поляну этого леса занимают отдельные орфограммы. Мы сегодня посетим только одну поляну - безударных гласных. Но на ней столько всего интересного и удивительного!

Итак, в путь! Листочки сами по себе умеют летать, а нам нужно выбирать транспортное средство, которое может легко кружить в воздухе и быстро садиться. Это вертолет.

Но сначала проведём небольшую разминку, она поможет нам подготовиться к дальнему путешествию.


3. Разминка.


Учитель:

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв?

- Назовите все гласные буквы.

- В русском языке некоторые гласные буквы вызывают затруднения в письме. Назовите гласные буквы, к которым надо относиться особенно внимательно.

- Таких букв только пять: а о е я и.

- Давайте составим узор из этих пяти букв, перемежая их с листочками.

- Безударные гласные в корне мы можем разделить на две группы. Какие, как вы думаете?

(проверяемые и непроверяемые)

- Вспомните правило правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

(безударную гласную в корне надо проверять, для этого надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Как можно проверить написание слов с непроверяемыми гласными в корне?

(эти слова надо запомнить. А проверить их написание можно только по словарю)

- Итак, ребята, мы вспомнили основные правила написания безударных гласных. Отправляемся в путешествие. Вместе с нами полетит Орфографик - маленький человечек, очень любознательный и очень умный. Он будет нам надежным помощником в трудных ситуациях.

Конечно, мы должны запастись продуктами. Отгадайте какими.






4. Словарный диктант.


Учитель:

- Напишите отгадки к загадкам - словарные слова, поставьте в них ударение, поставьте в них ударение, подчеркните непроверяемые гласные в корне.


  • Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)


  • Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

“Ну, рассыпчата, вкусна!”

(Картошка)


Орфографик:

- А вы знаете, что картофель был завезен из Южной Америки? Его клубни растут в земле и похожи на гриб трюфель.


  • В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор)


Орфографик:

- А вы знаете, за что итальянцы называют этот овощ “золотым яблоком”? Наверное, за его яркий цвет.


  • Расселась барыня на грядке,

Оделась в белые шелка.

Мы для нее готовим кадки

И даже соли пол мешка.

(Капуста)

Орфографик:

- Вы знаете, что название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит голова?


  • Летом в огороде - свежие зеленые,

А зимою в банке - кислые соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас.

(Огурцы)


Орфографик:

- А вы знаете, что название этого овоща восходит к греческому слову агурос, что значит неспелый.


  • Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)


Учитель:

- Прочтите, ребята, написанные слова. Как мы можем назвать все эти продукты одним словом?

(Овощи)

- Орфографик дал нам много интересной информации об овощах, а теперь он задаст вам несколько вопросов по написанным словам.


Орфографик:

- В каких словах мы запомнили написание гласной а?

- В каком слове запомнили сочетание оро?

- В каком слове надо проверить сомнительную согласную?

- В каком слове надо проверить сомнительную гласную?

- Можно ли в этих словах проверить гласные буквы?

- Значит как мы можем назвать эти слова? (словарные)


5. Отправляемся в путешествие.


Учитель:

- Итак, продукты есть, вертолет готов, начинается полет.


(беседа во время полета)


Орфографик:

- Иногда написание слова помогает объяснить его этимология. Например, слово столица. Это слово одного корня со словом стол. Сейчас у слова стол несколько значений (мебель, пища, стол заказов). А в Древней Руси это слово имело еще и значение княжения (престол). Поэтому главный город назывался стольным городом - здесь находилась резиденция князя, правителя.


Учитель:

- Осенние листики прилетели первыми на эту полянку, находящуюся в долине, и приготовили нам задания.


Корень родственных слов.


(На доске написаны слова: гора, горный, пригорок, гористый.)


Учитель (показывает картину):

- На облетевшем от листвы дереве среди поляны повисли необычные листочки слов: гора, горы, горный, горка, пригорок, взгорье, нагорный. Прочтите эти слова.

- Как называются эти слова?

(родственные)

- Сорвем из всех листиков только 4 слова: гора, горный, пригорок, гористый.

- Чем они различаются?

(они различаются значением и своим составом)

- Выделите общую часть всех этих слов.

- Что называется корнем?

(общая часть родственных слов)


Состав слова


Учитель:

- Какие еще части слова, кроме корня, вы знаете?

- Что называется приставкой?

(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Что называется суффиксом?

(часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Что называется окончанием?

(изменяемая часть слов, которая служит для связи слов в предложении)


Орфографик:

- Если вы так хорошо знаете все части слова, то попробуйте записать и разобрать следующие слова по составу:


листик, осень, походка, травка, осенний.


Найдите для каждого слова схему состава слова. Устно подберите однокоренные слова к данным словам.

(предлагаются начерченные схемы состава слов)


Безударные гласные в разных частях речи

Учитель:

- На полянке листья закружились, объединились все вместе и затеяли хоровод частей речи. Как вы думаете, какие части речи могут войти в этот хоровод?

(существительное, прилагательное, глагол, наречие)

- В корнях каких частей речи можно встретить безударные гласные, требующие проверки?

(в различных частях речи)

- Спешите группы родственных слов. Определите, к какой части речи они относятся. Выделите корень. Найдите проверочное слово к остальным словам и подчеркните проверочное слово.


  • Белый, белила, побелел, белизна, беловатый.

  • Зелень, зеленый, зеленеет, зазеленел.

  • Кричит, крик, крикливый, закричал.

  • Подобрел, добро, добрый, доброта.


Орфографик:

- Попробуйте определить, являются ли данные слова родственными:

водица, водичка, водный, водитель, водовоз, водоём, водолаз, наводнение.

(здесь “лишнее” слово водитель, так как у него корень со значением “водить”, а не “вода”)


Безударные гласные в словосочетании


Учитель:

- Сколько осенних листочков в лесу! И слов с безударными гласными в русском языке не меньше.

Объединившись, листья образовали необыкновенный букет, на каждом листе написано словосочетание. Но вот беда: брызнул дождик - и некоторые буквы в словах стёрлись. Попробуйте восстановить нужные буквы.

(на столе необычный букет из осенних кленовых листьев, на которых написаны словосочетания)

д...лекая зв...зда;

м...рская в...лна;

в...шневое в...ренье;

л...сная тр...па;

п...хучий цв...ток;

р...дная стр...на.

(дети выходят, берут лист, читают словосочетания и проверяют безударные гласные в словах)


Учитель:

- Листья, как и дети, очень любят играть в прятки. Сегодня прячутся в одних словах гласные буквы а и о, а в других словах - гласные е и и. Ваше следующее задание - вставить нужные гласные в слова, записанные на доске.


Орфографик:

- Только не забудьте всегда подбирать проверочные слова и обязательно обращать внимание на ударную гласную в проверочном слове.


Учитель:

- Перед такой сложной работой предлагаю немного поразмяться и выполнять зарядку.


Физминутка.

Собирали мы грибочки,

На полянке, у пенечка -

Кто в лукошко,

Кто в ладошки.

Ох, устали наши ножки!

Мы присели отдохнуть,

А потом в обратный путь.


6. Работа на доске и в тетрадях.

(На доске написаны слова в два столбика: в одном столбике слов надо вставить гласные а или о, а во втором - гласные е или и. Дети списывают слова с доски в тетрадь, вставляя гласные. Затем выходят по одному и вставляют гласные буквы в слова на доске.)

ст...лбы

гл...за

гр...за

с...ды

д...ска

гр...чи

м...сты

гр...бы

ст...на

з...мой

р...ка

тр...щит

цв...ты

сп...на


Орфографик:

- Посмотрите, на полянке пышное зеленое растение.


Но это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется…(крапива)


- А кто мне скажет, как можно проверить гласную в слове крапива?

(ее проверить нельзя)

- Да, это словарное слово,гласная а в нем не проверяется, а запоминается. Назовите ударный звук.


Учитель:

- Устно составьте словосочетание со словом крапива.

(ответы детей.)


Самостоятельная работа учащихся.


Задание 1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные гласные. Подчеркните орфограммы в словах, устно подберите проверочные слова.


Гр...бные д...жди, цв...тной к...вер, желтые л...сточки, к...лючий ежик, т...нистая роща, л...сная тр...пинка.


Задание 2. Спишите слова с доски. Измените их так, чтобы ударная гласная стала безударной.


лист - …

гриб - …

цвет - …

стол - …

мост - …

дождь - …


С одним из слов с безударной гласной составьте предложение и запишите в тетрадь.


Индивидуальная работа по карточкам.


Учитель:

- На партах разложены карточки. Вам надо вставить пропущенные безударные гласные в словах (9-10 слов).

(дети выполняют самостоятельно работу на карточках. Учитель проводит выборочную проверку работ)


Выборочный диктант.


Учитель:

- Следующую работу для вас придумал Орфографик.


Орфографик:

- Выпишите столбиком слова с безударными гласными их стихотворения С. Есенина. Можно ли проверить безударные гласные в этих словах? Подберите проверочные слова.



Кружит в долине листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.


- Исследуя слова, мы часто проверочным словом проверяем написание той или иной гласной. А иногда обращаемся к этимологии слова. Кстати, как образовалось слово долина? Нет? Тогда я вам расскажу.

Слово дол означает “низ, низкий край”. От слова дол образовались слова долина, подол, долой. Хотя в современном языке эти слова не считаются однокоренными, но смысловые связи сохранились.

Долина - это низина, впадина между горами.

Подол - это нижний край платья. В некоторых городах сохранилось старинное название низового района города - Подол.

Долой - значит прочь, вниз.

Одолеть врага - значит сразить его, повергнуть вниз.


Учитель:

- Устно составьте предложение со словом долина.


Почемучка”


Учитель:

- Шустрые листочки никак не угомонятся. Они придумывают для нас все новые и новые задания. На этот раз они предлагают нам поиграть в “почемучки”. Согласны?

- Почему пишется малина, но малиновый?

(в существительном малина гласная а является окончанием, а прилагательное малиновый образовано при помощи суффиксов ов)


- Почему пишется длина, но длинный?

(в существительном длин корень длин, а в прилагательном длинный к корню длин добавлен суффикс н)


- Почему в слове ночь есть мягкий знак, а в слове ночной его уже нет?

(в существительном ночь мягкий знак является показателем женского рода, а прилагательное ночной образовано при помощи суффикса н и входит в сочетание чн)


- Почему начало слов здесь и сделал звучит одинаково, а пишется по-разному?

(слово здесь является корнем, а во втором слове корень дел и приставка с, так как нет приставки з)


- Почему в слове ужасный пишется одна с, а в слове классный - две сс?

(потому что в прилагательном ужасный корень ужас и суффикс н, а в прилагательном классный корень класс и суффикс н)


- Почему слова вода и водители не являются родственными словами?

(слова не являются родственными, потому что разные корни вод имеют разные значения: в первом случае вод - вода, жидкость; во втором случае - вод - со значением водить)


- Почему в слове вьюга пишется мягкий знак, а в слове въехал - твердый знак?

(в существительном вьюга мягкий знак, потому что он стоит в корне слова, а в глаголе въехал твердый знак стоит после приставки на согласную перед гласной корня е)


- Почему в слове вещь на конце слова пишется мягкий знак, а в слове лещ он не пишется?

(в существительном вещь мягкий знак является показателем женского рода; существительное лещ - мужского рода, поэтому мягкий знак не пишется)



Учитель:

- Дети, мы сегодня много поработали, и нам пора возвращаться в школу. Волшебный вертолет мигом доставит нас с огромным багажом знаний в класс на урок русского языка.


7. Подведение итогов урока.


Учитель:

- Понравился ли вам сегодня урок?

- Что особенно вам было интересно?

- Об этимологии каких слов вы узнали?

- Давайте поблагодарим Орфографика за интересные сведения и попрощаемся с ним.

- Когда вы пойдете в осенний парк, обязательно загляните на внутреннюю сторону листочков. Может быть, там обнаружите слова с безударными гласными, попробуйте объяснить их написание. Путешествие с осенними листочка и с Орфографиком закончилось.


8. Домашнее задание.

- Составьте словарный диктант из 20 словосочетаний с безударными гласными и напишите к ним проверочные слова.