Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале. Организация актуализации изученных способов действии | Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране «Математика». Но сначала мне хотелось бы узнать: «А любите ли вы сказки? А волшебство?» В сказках очень часто встречаются волшебные цветы. Может, вы их назовёте? А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?
Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Но в волшебной стране Математике случилось несчастье - злой волшебник, который очень не любит учиться, разбросал все лепестки, что бы, ни один ребенок не смог учиться. Поможем победить злого волшебника, соберем все лепестки? Чтобы оказаться в сказочной стране нужно произнести заклинание. Повторяем за мной: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть, по-моему, вели”. Вели, чтобы мы побывали в стране Математике и узнали много нового и интересного. (Звучит музыка) Слышите музыку? Она означает, что разбросанные лепестки где- то рядом. А вот они. Ребята, кто прочитает, как называется первый лепесток? Нам нужно решить все задания, чтобы забрать 1-й лепесток. (Детям предлагаются разноуровневые задания. Учитель заготовил картинки: грибочки и зайчики. Он раздаёт их в соответствии с уровнем подготовки детей: с высоким уровнем – зайчики, с низким- грибочки.) 1. Задание: у кого грибочки – считают от 0 до 10 через 1; у кого зайчики – считают от 11 до 20 по порядку. 2. Весь класс считает от 10 до 1 – обратный счёт. 3. По вееру: учитель называет число, а дети показывают следующее при счёте, а затем предыдущее при счёте. Ура 1 лепесток у нас! (Учитель клеит лепесток на доску) (Звучит музыка) Слышите, дети, музыка напоминает нам, что нужно поторопиться. Прочитайте как называется 2 лепесток? Что такое математическое выражение? (указать определение) Какие вы знаете математические знаки? Правильно. Чтобы справиться со следующим заданием, нужно расставить знаки в математических выражениях, которые записаны на листочках. (У каждого ребёнка на парте листок с заданием. Задания даны по вариантам). 1 вариант 3…4=7 4…2=2 8…3…1=6 2 вариант 6…2=8 9…4=5 3…2…1=4 Давайте проверим выполнение этого задания по вариантам, читая по цепочке. (Работа с электронным тренажером) Посмотрите на проектор. Установите соответствие. Сколько помидоров изображено на картинке? Сколько шариков на рисунке? Двухвариантные тесты. Неравенство 4 Дано выражение 7=7. Это неравенство? Молодцы, хорошо справились с заданием! Теперь у нас есть второй лепесток! (Приклеиваем лепесток к серединке на доске) Слышите, звучит сказочная музыка, нам пора отправляться дальше! 2) Организация фиксации индивидуальных затруднений. Прочитайте, как называется следующий лепесток? При выполнении заданий мы с вами пользовались нашими цифрами – арабскими. Предположите, как могут выглядеть волшебные цифры? Посмотрите на числовой отрезок на доске. Какими знаками обозначены здесь числа? Назовите все Какими знаками обозначены цифры 0, 3, 9, 7? | Да, да
Аленький цветочек, Цветик-семицветик
Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый
Да Устный счёт Устный счёт Математическое выражение =, +, – 6 8 Нет это равенство Волшебные цифры Предположения детей Шариком, флажком, мячом, цветком, грибочком, бабочкой, грушей, елкой, рыбкой, чашкой Шарик, цветок, рыбка, груша. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; Познавательные: анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. |
Выявление места и причины затруднения | Какая трудность возникла перед вами? А как мы можем разрешить эту трудность? Правильно, давайте напишем, я на доске, а вы у себя в тетрадях. Выполнили и это задание, молодцы! Теперь у нас есть 3 лепесток. И опять музыка напоминает, что нужно приступить к следующему заданию. | Трудно сразу определить, какая картинка, какому числу соответствует Для подсказки над каждым значком написать цифру, которая ему соответствует Дети выполняют задание | Познавательные: анализ, сравнение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. | Теперь посмотрим насколько легче вам стало справиться с моими вопросами. (работа с веером) Какое число обозначено флажком, цветком, рыбкой? Какое число следует за цветком? Какое предшествует ему? Насколько бабочка больше, чем грибок? Молодцы! Мы разгадали секрет волшебных цифр и можем забрать 4 лепесток. (Звучит музыка) Как называется этот лепесток? А теперь учебник предлагает нам выполнить действия с волшебными числами. Посмотрите на задание 2. (Иллюстрация задания на доске) Кто догадался, как найти сумму цветок +1? Как вычислить пример чашка – 2? Что запишем в последнем примере? №2 (иллюстрация номера на доске) В этом задании нужно поставить знаки , Сравним грушу и кружку, что будет больше? Почему? (по аналогии решаются остальные 2 примера) Для выполнения следующего задания № 3 мы должны вспомнить правило сравнения чисел с помощью числового отрезка: из двух чисел на числовом отрезке меньшее то, что стоит левее, а больше то, что расположено правее. В пустых клетках нужно нарисовать волшебные цифры так, чтобы получились верные соотношения, например (у учителя на доске пример). Молодцы, справились с заданием, 5 лепесток наш! (Звучит музыка) | 2, 9, 3 4 2 1 Реши скорее Надо от точки, обозначенной на отрезке знаком цветок, переместить на 1 единицу вправо. Значит цветок + 1 = гриб Перемещаемся от точки, обозначенной чашка, на 2 единицы влево: чашка – 2 = елочка При вычитании числа из того же числа получается 0. На числовом отрезке он обозначен символом шарик. Значит елочка – елочка = шарик кружка Т.к. она соответствует числу 9, а груша 6, а 6 | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний. |
Реализация построенного проекта. | Что написано на следующем лепестке? Рассмотрите карточки на доске. Кто из вас может рассказать о знаках, изображенных на этих карточках? Где вы встречали эти цифры?
Цифры не были придуманы сразу. Это результат длительного исторического развития человека. В древности люди записывали числа словами, затем стали придумывать знаки. Наиболее долговечной из древних систем цифр является римская нумерация, которая возникла более 2500 лет назад. (Слайд с картинкой древнего Рима и римских цифр) Сравните цифры в таблице.
Как обозначена цифра 5?
Как получили IV? Остальные? Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 6. А теперь заполним пустые клеточки волшебными цифрами. | Римские цифры. Высказывания детей
На часах, при написании варианта, в книгах- номер главы и т.д.
1 – одна палочка, 2 – две палочки, 3 – три палочки Это знак V, очень похож на раскрытую ладонь Четыре – это 5 без 1. Высказывания детей Выполняют вместе с учителем | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия; построение логической цепи рассуждений; доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Первичное закрепление во внешней речи | (Звучит музыка) Ребята, нам пора двигаться дальше, навстречу новому заданию. Как называется 6 лепесток? А сейчас мы попробуем складывать и вычитать с помощью римских цифр. Выполним 1-й столбик все вместе. Что складываем в первом примере? Сколько получится? Кто запишет ответ на доске. Какое действие с римскими цифрами выполняем в следующем примере? Что из чего вычитаем? Какой ответ получим? Остальные 2 столбика вы выполняете попарно. (Фронтальная проверка) Выполнив это задание, какой вывод можно сделать? Молодцы! 6 лепесток у нас! (Звучит музыка) | Выполни действие римские I+II III Один ученик выходит к доске и записывает ответ. Вычитание III – II IV(ученик записывает у доски) Дети решают примеры в парах римские цифры складывают и вычитают как обычные | Познавательные: анализ, обобщение; извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Прочитаем, как называется последний, 7 лепесток? У каждого из вас на столе лежит карточка с примерами из римских цифр, вы должны решить их самостоятельно, а потом проверим по эталону у меня на доске. КАРТОЧКА III+ I=… V – II=… VIII – II =… X – I =… IV + III =… (Проверка задания) У вас на партах лежат цветочки, поднимите вверх цветочки те дети, кто выполнил задание без ошибок, кто допустил меньше 3 ошибок. Молодцы. Мы собрали все 7 лепестков и спасли страну Математику от злого волшебника-неуча, теперь все дети смогут научиться считать, решать задачи, узнают много-много нового. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Мы спасли страну Математику и теперь все дети научатся считать, решать задачки и многому интересному. | Самостоятельная работа | Познавательные: извлечение из математических текстов необходимой информации |
Включение в систему знаний и повторения | Вы знаете, что мы находимся в стране Математика и выйти из нее можно только решив следующие задания. №6 Сравним числа, записанные римскими цифрами. Какой знак поставили в первом выражении, во втором, в третьем, в последнем? Теперь последнее задание и мы сможем вернуться домой. Я показываю римскую цифру, а вы на своих веерах соответствующую ей нашу, арабскую. (Звучит музыка) И вот теперь мы снова в нашем классе. | , , , . Дети выполняют задание | Познавательные: обобщение, аналогия; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |