СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие по теме "Имя существительное. Повторение и обобщение" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок с привлечением материалов из предметов: география, музыка, искусство.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по теме "Имя существительное. Повторение и обобщение" 6 класс»

МБОУ СОШ №19


МБОУ СОШ №19


Урок-путешествие

на РМО учителей

русского языка и литературы





"Повторение

об имени существительном"

6 класс



Учитель - Н.Р. Барчо


а. Новая Адыгея

2013год




Цель:

повторить теоретические сведения об имени существительном.


Задачи:

  • познакомить с новогодними обычаями разных стран мира;

  • совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительное, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы существительных;

  • развивать логическое мышление, память, монологическую речь учащихся;

  • воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.

Оборудование урока:


Компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская работа-презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Слайд № 1.

Запись на доске числа, темы урока.

Учитель:

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы и Ближнего Зарубежья. Узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно и повторим все, что изучили об имени существительном.

Слайд №2.В путь!

Слайд №3. Начнем мы свое путешествие с России.

На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с Масленицей. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе Всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.

А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Петр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года)


Слайд №4.

Задание: спишите текст, раскрыв скобки.

Текст.

(Не )январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.

Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или правописание с союзом А.

Объяснения учащихся.


Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней не погоды(стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья(беды) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско)


Слайд № 5.

Теперь перенесемся в Италию.

В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесет богатство А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через нее в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмаки подарки, а непослушным детям достаются угольки.

Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности?(Волшебница).

А знаете ли вы название людей по профессии и роду занятий?

Слайд № 6. Задание:

Составьте пары существительных, называющих лиц по профессии и роду занятий в мужском и женском роде.


Мужской род Женский род

волшебница


доярка


врач


профессор


балерина


космонавт


директор


Слайд 7. Проверим себя! (самопроверка)


Ребята, кто-нибудь добавил в таблицу слова "врачиха", "директорша"? Почему нельзя употреблять эти слова для названия лиц женского пола по профессии? Кто не допустил ошибок?

Почему одни и те же слова мы употребили и в мужском и в женском роде?(некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, роду занятий, должности обозначают как лиц мужского пола, так и лиц женского пола)

Устно составьте предложение со словом "врач", чтобы было понятно, лицо мужского или женского пола оно обозначает.

Почему в слове "танцовщик" пишется суффикс с буквой"Ща"?

Обратите внимание на то, что в паре" доярка-дояр" название лиц мужского пола по профессии образовалось от существительного женского рода, а не наоборот.


Слайд № 8.Украина.

На Украине канун нового года называли "щедрый вечер". Дети ходили из дома в дом, носили большую соломенную куклу Коляду, поздравляли хозяев, пели песни-колядки, получали гостинцы и сами дарили гостям выпеченных из теста лошадки петушков. Кстати, в каком художественном произведении мы познакомились с такой традицией? (Н.В.Гоголь"Вечера на хуторе близ Диканьки")

Слайд № 9.Разберите словосочетания:

Шедрый вечер, носили куклу, поздравляли хозяев, соломенную куклу, большую куклу, получали гостинцы.


Слайд №9. Узбекистан.

Новый год 1 января в Узбекистане - это большой светский праздник, отмечаемый с советских времен с присутствием всех традиционных празднику атрибутов. Как и во всем мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз- его называют Корбобо и своя Снегурочка - Коргиз. Вместо оленей - ослик. Правда, редко можно увидеть на улицах Узбекистана Корбобо на ослике.

На главной площади Ташкента, которая называется Мустакиллик, устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы разных народов, продаются маски, елочки и подарки. В Узбекистане принято подавать к новогоднему столу большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то новый год будет счастливый.

Многие в Узбекистане, пока часы отсчитывают наступление Нового года, стараются успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполнит этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится.

По другой счастливой примете, следует разбить все старые , треснутые керамические тарелки перед Новым годом, тогда ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.


Слайд № 10. Задание: выпишите существительные и сделайте морфологический разбор.

В Узбекистане принято подавать к новогоднему столу большое количество фруктов.

Слайд №11. Франция.

Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздает подарки , а дети для него танцуют, поют, читают стихи.

Франция подарила нашему языку слова :пальто, кашпо, кашне, пюре, купе.

как называется такие слова и почему?(Несклоняемые существительные , потому что они не изменяются по падежам, числам)

Можно ли показать род этих существительных?(Род этих существительных можно определить с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени).


Слайд №12. Задание:

Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным.

Теплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, строгое жюри, красивый тюль, крепкий кофе, сладкое какао, веселый какаду.

Кто такой какаду?(попугай)

В чем особенность произношения слов:"пюре", "купе"? 9В этих словах перед гласной Е произносится твердый согласный)

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв?(теплое, строгое, удобное) Почему?(буква Е обозначает два звука после гласной)

А почему вы не назвали "картофельное"?( в нам количество букв и звуков совпадает, так как мягкий знак не обозначает звука)


Выполните фонетический разбор слова "тюль".


Слайд №13.

И заканчиваем мы свое небольшое путешествие в Адыгее.

Много веков черкесы встречали Новый год в дни Весеннего равноденствия - 22 марта. Суть состоит в том, что ровно в полночь , оповещая приход весны, трижды били в лемех. Услышав это призыв, с гор спускался почтенный Старец и юная девушка в белом одеянии. Они шли к людям и несли в руках зажженный факел. Жители верили в то, зажженный от факела Старца огонь никогда не померкнет и сохранит тепло в очаге до прихода следующего Нового года.


Слайд №14.Задание:

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Они шли к людям и несли в руках зажженный факел.


Слайд№15.

Вот и закончилось наше путешествие. Поведем итоги.

Что мы повторили об имени существительном?

Что нового узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы и Ближнего Зарубежья?

Нужно ли знакомиться с традициями других народов?

Домашнее задание.

Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.



Использованная литература:

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

"Русский язык" 6 класс для общеобразовательных учреждений.

Интернет- ресурсы