МБОУ СОШ №19
МБОУ СОШ №19
Урок-путешествие
на РМО учителей
русского языка и литературы
"Повторение
об имени существительном"
6 класс
Учитель - Н.Р. Барчо
а. Новая Адыгея
2013год
Цель:
повторить теоретические сведения об имени существительном.
Задачи:
познакомить с новогодними обычаями разных стран мира;
совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительное, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы существительных;
развивать логическое мышление, память, монологическую речь учащихся;
воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская работа-презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд № 1.
Запись на доске числа, темы урока.
Учитель:
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы и Ближнего Зарубежья. Узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно и повторим все, что изучили об имени существительном.
Слайд №2.В путь!
Слайд №3. Начнем мы свое путешествие с России.
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с Масленицей. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе Всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Петр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года)
Слайд №4.
Задание: спишите текст, раскрыв скобки.
Текст.
(Не )январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или правописание с союзом А.
Объяснения учащихся.
Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней не погоды(стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья(беды) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско)
Слайд № 5.
Теперь перенесемся в Италию.
В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесет богатство А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через нее в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмаки подарки, а непослушным детям достаются угольки.
Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности?(Волшебница).
А знаете ли вы название людей по профессии и роду занятий?
Слайд № 6. Задание:
Составьте пары существительных, называющих лиц по профессии и роду занятий в мужском и женском роде.
Мужской род Женский род
волшебница
доярка
врач
профессор
балерина
космонавт
директор
Слайд 7. Проверим себя! (самопроверка)
Ребята, кто-нибудь добавил в таблицу слова "врачиха", "директорша"? Почему нельзя употреблять эти слова для названия лиц женского пола по профессии? Кто не допустил ошибок?
Почему одни и те же слова мы употребили и в мужском и в женском роде?(некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, роду занятий, должности обозначают как лиц мужского пола, так и лиц женского пола)
Устно составьте предложение со словом "врач", чтобы было понятно, лицо мужского или женского пола оно обозначает.
Почему в слове "танцовщик" пишется суффикс с буквой"Ща"?
Обратите внимание на то, что в паре" доярка-дояр" название лиц мужского пола по профессии образовалось от существительного женского рода, а не наоборот.
Слайд № 8.Украина.
На Украине канун нового года называли "щедрый вечер". Дети ходили из дома в дом, носили большую соломенную куклу Коляду, поздравляли хозяев, пели песни-колядки, получали гостинцы и сами дарили гостям выпеченных из теста лошадки петушков. Кстати, в каком художественном произведении мы познакомились с такой традицией? (Н.В.Гоголь"Вечера на хуторе близ Диканьки")
Слайд № 9.Разберите словосочетания:
Шедрый вечер, носили куклу, поздравляли хозяев, соломенную куклу, большую куклу, получали гостинцы.
Слайд №9. Узбекистан.
Новый год 1 января в Узбекистане - это большой светский праздник, отмечаемый с советских времен с присутствием всех традиционных празднику атрибутов. Как и во всем мире в Узбекистане есть свой Дед Мороз- его называют Корбобо и своя Снегурочка - Коргиз. Вместо оленей - ослик. Правда, редко можно увидеть на улицах Узбекистана Корбобо на ослике.
На главной площади Ташкента, которая называется Мустакиллик, устраивают народные гуляния: розыгрыши, танцы разных народов, продаются маски, елочки и подарки. В Узбекистане принято подавать к новогоднему столу большое количество фруктов. Помимо традиционных национальных блюд непременно должен быть арбуз. Если он спелый и сладкий, то новый год будет счастливый.
Многие в Узбекистане, пока часы отсчитывают наступление Нового года, стараются успеть съесть 12 виноградинок. Кто выполнит этот ритуал, верит, что загаданное желание обязательно исполнится.
По другой счастливой примете, следует разбить все старые , треснутые керамические тарелки перед Новым годом, тогда ничего плохого из старого года не повторится в наступающем.
Слайд № 10. Задание: выпишите существительные и сделайте морфологический разбор.
В Узбекистане принято подавать к новогоднему столу большое количество фруктов.
Слайд №11. Франция.
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздает подарки , а дети для него танцуют, поют, читают стихи.
Франция подарила нашему языку слова :пальто, кашпо, кашне, пюре, купе.
как называется такие слова и почему?(Несклоняемые существительные , потому что они не изменяются по падежам, числам)
Можно ли показать род этих существительных?(Род этих существительных можно определить с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени).
Слайд №12. Задание:
Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным.
Теплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, строгое жюри, красивый тюль, крепкий кофе, сладкое какао, веселый какаду.
Кто такой какаду?(попугай)
В чем особенность произношения слов:"пюре", "купе"? 9В этих словах перед гласной Е произносится твердый согласный)
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв?(теплое, строгое, удобное) Почему?(буква Е обозначает два звука после гласной)
А почему вы не назвали "картофельное"?( в нам количество букв и звуков совпадает, так как мягкий знак не обозначает звука)
Выполните фонетический разбор слова "тюль".
Слайд №13.
И заканчиваем мы свое небольшое путешествие в Адыгее.
Много веков черкесы встречали Новый год в дни Весеннего равноденствия - 22 марта. Суть состоит в том, что ровно в полночь , оповещая приход весны, трижды били в лемех. Услышав это призыв, с гор спускался почтенный Старец и юная девушка в белом одеянии. Они шли к людям и несли в руках зажженный факел. Жители верили в то, зажженный от факела Старца огонь никогда не померкнет и сохранит тепло в очаге до прихода следующего Нового года.
Слайд №14.Задание:
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Они шли к людям и несли в руках зажженный факел.
Слайд№15.
Вот и закончилось наше путешествие. Поведем итоги.
Что мы повторили об имени существительном?
Что нового узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы и Ближнего Зарубежья?
Нужно ли знакомиться с традициями других народов?
Домашнее задание.
Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.
Использованная литература:
Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
"Русский язык" 6 класс для общеобразовательных учреждений.
Интернет- ресурсы