Урок-путешествие
Для учащихся 5-11 классов
Путешествие — это передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.
Урок-путешествие это…
одна из форм нетрадиционных уроков, в основе которой лежит познавательная дидактическая игра, которая заключается в воображаемом путешествии. Путешествие предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации.
Цель: закрепление пройденного материала с помощью игровой формы.
Куда можно отправиться в путешествие с учениками?
Можно путешествовать:
• во времени
• по городу / городам
• по странам
• по историческим местам
• по «планетам»
И многое другое
Этапы
1) Определить где и на чём происходить путешествие.
- На этом этапе может выбирать учитель, а могут дети. Возможно, что дети выбирают произведение, а на чём они будут передвигаться решает учитель.
2) *Подготовка учеников.
Учитель может дать ученикам домашнее задание: «Вспомнить, из чего состоит город N, и что в нём есть?»
3) Учитель определяет атрибуты для путешествия и придумывает задания.
- карта или что-то максимально к ней приближенное. Учитель её составляет заранее. Она должна быть наглядной и содержать все необходимые места из произведения или биографии писателя.
- Возможна карта с маячками — станциями, которые будут проходить ученики. К каждому маячку прилагаются карточки с заданиями, а также карточки с разными баллами для поощрения, или штрафные карточки за нарушение правил. Можно использовать, так называемые, маячки-сюрпризы, с более сложными заданиями и высокими баллами.
- Желательно предусмотреть дополнительные вопросы, задания разных уровней сложности.
- Для заданий можно приготовить презентацию с вопросами, музыкальным или иллюстративным рядом.
- Раздаточный материал
Этапы
4) Перед уроком подготовить кабинет.
Добавить необходимые, интересные и максимально приближенные к теме урока атрибуты, чтобы поддержать атмосферу путешествия в классе.
5) Приготовить рабочее место. Расставить парты нестандартным образом. Можно сделать три группы, можно буквой «П», в два полукруга и т. д.
- Путешествие не обязательно может быть только с помощью электронной доски. Сам класс может стать полем для путешествия.
- Например:
- Расставьте столы — облака — станции, пронумеруйте и поставьте карточки с названиями. Подготовьте путевые листки с заданиями. Задания должны быть разного уровня сложности.
Этапы
6) Н а уроке учитель объявляет правила путешествия, объясняет о поощрительных и штрафных баллах.
В классе допускается весёлая и активная атмосфера, но не переходящая в балаган. Все участники путешествия ведут себя культурно, никого не обижают. Дают право принять участие каждому.
7) Организационный этап.
Делим учеников на 2-3 группы, назначаем капитанов, их помощников и распределяем дополнительные роли по необходимости.
Этапы
8) Начало пути. Учениками выдвигаются идеи путешествия (проблема), тема, цель и задачи, происходит знакомство с ресурсной картой. Тему путешествия может подсказать учитель или предложить учащиеся.
(*Если пункт №2 был пропущен)
- Команды начинают работать по карте и посещать станции. После каждого этапа, ученики отмечают на раздаточном материале (или на электронной доске) место, где они были.
9) В конце урока подсчитываются баллы и награждаются победители.
10) Рефлексия:
- В конце урока учащиеся анализируют весь пройденный маршрут.
- Их задача в письменном виде объяснить:
- зачем они в него отправились,
- к чему привело это путешествие,
- что они из него запомнили
- какие могут сделать выводы.
Рефлексия
Обсуждение путешествия: понравилось или не понравилось, что хотелось бы изменить или добавить
Обсуждение трудностей прохождения, с чем было легко справиться, а что заставило задуматься. Каких знаний не хватило
На каких уроках использовать метод?
Хорошо использовать урок-путешествие в качестве заключительного урока для закрепления темы.
ПЛЮСЫ
• Урок-путешествие снимает усталость;
• развивает общеучебные умения – умение анализа, т.е. выделения главного из большого объема информации, умение сравнения и др.;
• Учит межличностному взаимодействию;
• Вносит разнообразие;
• Вовлекает в учёбу всех, даже самых молчаливых.
В чем уникальность и универсальность уроков-путешествий?
ВЫВОД
Спасибо за внимание!
Особенности
1
Связь с творческой деятельностью
2
Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения проблемы
3
Активное воспроизведение полученных ранее знаний
Основные этапы урока
Подготовительный
Игровой
Заключительный
Рефлексивный
Подготовительный этап
Включает в себя:
- Выбор создателя и организатора урока-путешествия
- Форму проведения
- Темы
- Проблемных вопросов
А также…
- Создание карты
- Создание «путевого листа»
- Деление на команды
- Дополнительного раздаточного материала
1
Подготовительный этап
Подготовка пространства
Организационный момент
Расстановка парт для командной работы + подготовка необходимого дополнительного материала
Объяснение правил путешествия
Создание атмосферы (погружение в тематику)
Путешествие
Заключительный этап
Прохождение «станций» путем соревнования
Подведение итогов, подсчет баллов, выявление победителя
2
Путешествие
3
Рефлексия