СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие в страну Русского языка в город "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится после повторения частей речи в 5 классе. Ребята попадают в город Части речи и прогуливаются по трем улицам: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Им приходится выручать части речи в разных ситуациях. Ребят ждут загадки, интересные задания, тесты. Они должны преодолеть все препятствия, выполнить все задания , которые им ддадут части речи. Урок с помощью интересных необычных заданий помогает закрепить знания по изученным темам.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие в страну Русского языка в город "Части речи"»

Конспект урока-путешествия по русскому языку в 5 классе.


Тема: «Повторение изученного в начальной школе по теме «Части речи»


Методы: проблемно-поисковый, исследовательский

Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.

Цели:

Обучающие: систематизировать знаний обучающихся об имени существительном;

повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; расширять кругозор обучающихся; воспитывать эстетический вкус.

Ход урока.

1. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами путешествуем по стране Русского языка. Страна очень большая, мы посетим всего один город. На доске было написано его название, но подул ветер, буквы разлетелись. Давайте попробуем составить слова из этих букв.

А Т Ч Р Е И Ч С И. – ответ ЧАСТИ РЕЧИ.

Правильно, вот именно в этот город мы отправимся путешествовать.

Но перед воротами города стоит стража. Она пустит нас в город только тогда, когда мы правильно назовем все части речи. Назовите все части речи, их 10. (Ответы ребят)

Стража пускает нас в город, он большой, мы сегодня сможем побывать только на трех улицах.

1 улица. Имена существительные.

--Давайте пойдем сначала вот по этой большой шумной улице. А название ее нам поможет отгадать загадка:

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ... ( Существительное.)


--Правильно, на этой улице живут имена существительные. Но на улицу пустят лишь тех, кто ответит на вопросы. Ответы запишите в тетради. (один человек за доской)

1.Определите род слова окно. ( С.р.)

2.В каком падеже стоит слово в школу.( П.п.)

3.На какой вопрос отвечают одушевленные имена сущ. ( Кто?)

4.В каком числе стоит слово птицы ( мн.ч)

5.Определите склонение слова рожь ( 3 скл.)

-- Хорошо, нас пустили на улицу. Но тут что-то неспокойно, части речи собрались подраться. Оказывается, они заблудились, потеряли свои улицы. Давайте поможем им разобраться, распределим по улицам, предотвратим драку. Запишите в 3 столбика: существительное, прилагательное, глагол.

Сильный, зимой, найти, на дереве, рисовать, красивый, воробей, река, ручной

Зимой сильный найти

На дереве красивый рисовать

Воробей ручной решать

-Вот как надо, поэтому прилагательные и глаголы пойдут на свою улицу, а мы поработаем с существительными. Определите все признаки этих существительных.

Зимой- сущ, неодуш, нариц, ж.р. 1 скл, ед.ч, Т.п.

На дереве- сущ. неодуш, нариц, с.р. 2 скл ед.ч, П.П

Воробей- сущ, одуш, нариц, м.р. 2 скл ед.ч, И.п

Ну что ж, существительны мы помогли, идем дальше, на следующую улицу.

2. Улица Имена прилагательные.

--Отгадайте загадку:

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


--Какая же часть речи живет на этой улице? Имя прилагательное.

Но и тут требуется наша помощь. Прилагательные перепутали свои существительные. Поможем им.

Большой астры

Глубокая солнце

Красные река

Золотое котята

Глупые крокодил


Ответ : большой крокодил, глубокая река, красные астры, золотое солнце, глупые котята.

--Определите род прилагательных (устно)

--Теперь нужно вставить подходящие по смыслу слова в текст. (На экране)


Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него_____ уши, ______хвост. Шубка у зверька летом - ______ а зимой -_________. Морковка, __________, - любимые лакомства животного. _______зверёк всего боится. А называется он _____

--Давайте вместе подберем нужные слова. Запишем только их.

Пушистый, длинные, короткий , серая, белая, капуста, этот, заяц.

Какие прилагательные мы использовали. Определите признаки двух прилагательных:

Пушистый- прил, м.р. ед. ч. И.п.

Белая – прил, ж.р. ед.ч.,И.п.

3. Улица. Глагол

--Кто же здесь живет, отгадайте.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит. Глагол.

--Да, мы попали на улицу, где живут глаголы. Они предлагают нам сделать тест. (на экране)

Тест.

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) сказуемым

2)подлежащим

3) определением

4. Изменяется ли глагол по числам?

1) Да. 2) Нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

1)2 2)3 3)4

6. Если глагол отвечает на вопрос что делать, что сделать, то он стоит

1) в прошедшем времени

2) в неопределенной форме

3) в будущем времени

7. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

8. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) По лицам

2) По падежам.

3) По родам.

9. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

1) Мужской род.

2) Женский род.

3) Средний род.

10.Выберите глагол 1 спряжения

1) любить

2) писать

3) смотреть

11. Выберите глагол 2 лица .

1) прилетит

2) прибежишь

3) приплыла

Проверим ваши ответы:

1-3, 2-3, 3-1, 4-1, 5-2, 6-2, 7-1, 8-3, 9-3, 10-2, 11-2.

--.Вы сделали тест правильно, глаголы очень довольны, ну а нам пора возвращаться домой. Давайте вставим нужные слова в текст на доске и определим части речи. (на экране)

Рефлексия.

Наш урок подошел (к концу- сущ)

Урок прошел (интересно- наречие)

На уроке мы (повторили –гл) части речи.

Частей речи всего (десять – числ)

Все (они- мест) нужны в нашей речи.

Ребята в классе (умные- прил), они получат (хорошие- прил) оценки.


Закончите фразы: Теперь я могу…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

За что я могу себя похвалить?

Учитель: Спасибо за урок, вы молодцы!