МКОУ «Дылымская гимназия имени Махмуда Салимгереева»
Урок – путешествие
в 6 классе
«Все действия с десятичными дробями»
Учитель математики
Далгатова М.К.
Дылым 2017
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Все действия с десятичными дробями»;
закрепить умения применять изученные правила при решении задач, уравнений и примеров;
показать межпредметную связь;
познакомить учащихся с историей возникновения десятичных дробей.
Долго дроби изучали,
Сравнивали, округляли,
Складывали, вычитали,
Умножали и делили,
Среднее арифметическое находили.
А теперь настал тот час,
Чтоб проверить все у вас.
Как задачи вы решаете,
Дробь на десять умножаете,
Уравнения как решаете,
А примеров много знаете?
Все проверим мы у вас
И в конце дадим наказ:
Иль девятку вам поставить,
Или подучить отправить!
Чтобы сказкой насладиться,
устный счет нам пригодится.
На листочках учащиеся записывают только ответы.
24,04 : 2
1,3
1,5 + 1,5
1,7
8,7 + 4,1
1,28+3,4+1,72 – 2,4
44 : 1,1
0,7
* = 0,007 (вместо * поставить число, чтобы получилось верное равенство)
7,8
3,5 – 7,8
3,4
2,54 : * = 2540
9,6 : 100
2) Правильные ответы:
1) 12,02 Ш 4) 4 И 7) 0,78 П
2) 4,5 К 5) 40 А 8) 0,001 С
3) 12,17 У 6) 0,01 . 9) 0,096 Н
Ученики обмениваются листочками и ставят оценки
Расставьте в таблицу буквы в соответствии с ответами.
40 | 0,01 | 0,001 | 0,01 | 0,78 | 12,17 | 12,02 | 4,5 | 4 | 0,096 |
А | . | С | . | П | У | Ш | К | И | Н |
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по одной из сказок А.С. Пушкина.
3). Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка –
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Решите уравнения и определите, сколько орешков нагрызла белка за каждый день? Сколько орешков в среднем грызла белка за день?
а) 1,904 : (0,32х - 28,6) = 0,56
0,32х – 28,6 = 1,904: 0,56
0,32х – 28,6 = 3,4
0,32х = 3,4+ 28,6
0,32х = 32
x = 100
Ответ: х = 100
б) 8,36 – 5,36 : (0,2х + 0,47х) = 7,56
5,36 : 0.67х = 8,36 – 7,56
5,36 : 0,67х = 0,8
0,67х = 5,36 : 0,8
0,67х = 6,7
х = 6,7 : 0,67
х = 10
Ответ: х = 10
4) Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Решите задачу:
Два корабля движутся навстречу друг другу: один из царства Салтана, другой – с острова князя Гвидона. Сейчас между ними 185,5 км. Первый корабль имеет собственную скорость 24,5 км/ч и движется по течению, а второй корабль имеет собственную скорость 28,5 км/ч и движется против течения. Через сколько часов корабли встретятся, если скорость течения 2,5 км/ч?
24,5 + 2,5 = 27 (км/ч) V по течению
28,5 – 2,5 = 26 (км/ч) V против течения
27 + 26 = 53 (км/ч) V сближения
185,5 : 53 = 3,5 (ч)
Ответ: встретятся через 3 часа.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Определите средний рост богатырей, если десять из них имеют рост 1 м 95 см, десять – по 2 м 8 см, десять – по 2 м 15 см, два богатыря имеют рост по 2,4 м, а рост дядьки Черномора – 2,7 м.
Решение:
(10
1,95 + 10
2,08 + 10
2,15 + 2
2,4 + 2,7) : 33 = (19,5 +20,8 + 21,5 + 4,8 +2,7) : 33 =
= 69,3 : 33 = 2,1 (м)
Ответ: средний рост богатырей 2,1 м.
6). Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывете?»
Решив пример, узнаете, сколько золотых монет выручили купцы.
(2,4 – 0,09 : 0,225)3 – 3,2
0,76 + 84,432 = 90
09 : 0,225 = 0,4 4) 0,76 5) 8 – 2,432 = 5,568
2) 2,4 – 0,4 = 2 3,2 6) 5,568 + 84,432 = 90
3)23=8 152
228
2,432
7). Решите задачу
Если в данном числе перенести запятую вправо на одну цифру и из результата вычесть данное число, то получится 31,86. Найдите данное число.
Пусть х – данное число, тогда 10х – полученное число
10х – х = 31,86
9х = 31,86
х = 31,86 : 9
х = 3,54
Ответ: х = 3,54
8). История десятичных дробей
■ Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке.
■ В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканд жил математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал-Каши (дата рождения неизвестна). Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Ал-Каши написал книгу "Ключ к арифметике", в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел.
■ Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета (1540-1603) десятичная дробь записана так
2135436
дробная часть и подчеркивалась и записывалась выше строки целой части.
Слайд 1
■
В 1585 г., независимо от ал-Каши, фламандский ученый Симон Стевин (1548-1620) сделал важное открытие, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта маленькая работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действий с десятичными дробями. Он писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число 12,761 записывалось так: 7(6(1(12 или число 0,3752 записывалось так: 3(7(5(2(.. Именно Стевина и считают изобретателем десятичных дробей. Слайд 2
■ Запятая в записи дробей впервые встречается в 1592г., а в 1617г. шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой.
Современную запись, т. е. отделение целой части запятой, предложил Кеплер (1571 – 1630 гг.).
Слайд 3
9). Подведение итогов урока, объявление оценок.