I Этап Организация деятельности | Приветствует обучающихся. Рассказывает о предстоящем путешествии по физическому океану на двух кораблях. (звучит музыка - шум моря) - Чтобы отправиться в путешествие необходимо поделиться на две команды и выбрать каждой команде капитана. Учитель объясняет правила игры: - За каждый правильный ответ каждый член команды получает один балл, за дополнение еще полбалла. Команда считается победительницей, если она набрала за все путешествие максимальное количество баллов. Также лучший игрок команды оценивается отдельно. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. Класс делится на две команды, выбирают капитанов. | Планирование учебного сотрудничества |
II Этап Погружение в проблему | - А прежде чем отправиться в путешествие, давайте к нему подготовимся. Давайте вспомним, какие темы вы изучили на прошлых уроках физики о давлении жидкостей и газов? - Молодцы! А, насколько хорошо вы знаете изученный материал, мы выясним в ходе нашего путешествия по физическому океану. | Учащиеся вспоминают изученные темы о давлении жидкостей и газов
| Выдвигают гипотезы (П) Рассуждают, высказывают своё мнение (К)
|
III Этап Осуществление деятельности 1.Отплытие | - Чтобы начать свой путь вы должны показать свои билеты. Для этого необходимо записать формулы, а к ним соответствия (слайд 2) - Закончили. Все посмотрели на меня. Теперь внимание на экран (слайд 3) Проверяем правильные ответы. Исправляем ошибки. Где у вас неверно зачеркнуть, записать правильный ответ. - Взяли ваши билетики. Поднимите руки, у кого ошибок нет. Молодцы! | Записывают ответы в тетрадь. Сверяют ответы с ответами на экране. Исправляют ошибки. | Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности (П). Рассуждают, высказывают своё мнение (К). Корректируют написанное (Р) Ощущение успеха (Л) |
2. Остров №1 Остров №2 | - Ребята, сейчас вам нужно внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. (слайд 4) В один сосуд бежит вода, Но это, право, не беда, Так как соседи ведь они, И в других столько же воды. Как называются они? Что знаешь ты о них, скажи? Где применяются они? Хорошо, подводим итоги первого конкурса -Ну что ж, продолжаем путешествие. Ответьте на вопрос: что будет происходить под действием силы тяжести и архимедовой силы, если 1)сила тяжести больше архимедовой силы; 2)сила тяжести равна архимедовой силе; 3) сила тяжести меньше архимедовой силы. (слайд 5) Внимание, на экране правильные ответы (слайд 6) Исправляем ошибки. Где неверно зачеркнуть, записать правильный ответ. | Команды слушают стихотворение Рассуждают, высказывают своё мнение: - это сообщающиеся сосуды, в сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне, при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью; примеры сообщающихся сосудов: фонтан, шлюзы, автопоилки, артезианские колодцы, водопровод. Выполняют задание 1)тело тонет; 2)тело плавает; 3)тело всплывает. Корректируют написанное. Подводят итог |
Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности; выдвигают гипотезы (П) Рассуждают, высказывают своё мнение (К) Корректируют написанное (Р) Ощущение успеха (Л)
|
Остров №3 Динамическая пауза Остров №4 Остров №5 | - Назовите приборы в разных отраслях, которые объясняются атмосферным давлением. Ответы (слайд 7) - Как называется эта машина? «Вот так чудо! Два сообщающихся сосуда, два поршня есть, и жидкость есть, а называют ее?» (слайд 8) Ответ (слайд 9) Предлагает ребятам отдохнуть (слайд 10),звучит музыка, физкультминутка. -Отдохнули ребята? - Поехали дальше! Каждой команде предлагается разгадать кроссворд. На этом острове побеждает команда, первая правильно разгадавшая кроссворд. (слайд 11) 1.Прибор для измерения плотности жидкости; 2. Прибор для измерения давления, больше или меньше атмосферного; 3. Линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку судна; 4. Ученый, который изобрел ртутный барометр; 5. Тип воздушного шара, применяемого для исследования верхних слоев атмосферы; 6. Ученый, доказавший существование давления воздуха на опыте с «макдебурскими полушариями»; 7. Ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и рассчитавший ее значение. Ответы к кроссворду: (слайд 12) 1.ареометр, 2.манометр,3.ватерлиния,4.торричели, 5.стратостат, 6.герике, 7.архимед. - А теперь предлагаю провести опыт. Для этого нужно собрать воду из блюдца в стакан, не переливая ее. Имеющееся оборудование: стакан, блюдце с водой, кусок бумаги, спички. | - 1) шприц, пипетка, тонометр (применяются в медицине), 2) поилка для цыплят, доильная установка, барометр для определения давления в доильном аппарате (применяются в сельском хозяйстве), 3) барометры и манометры, альтиметры ( измерительные приборы). - гидравлический пресс Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать. Разгадывают кроссворд Подводят итог Проводят опыт |
Ощущение успеха (Л) |
IV. Этап Предъявление результата деятельности | - Ну как, ребята, понравилось ли вам путешествие? - С какими темами мы работали? Проговорите мне их. - Хорошо. Чем мы для этого занимались? - Смогли ли вы в ходе игры систематизировать свои знания по теме? | . Да Проговаривают виды деятельности Смогли | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Л) Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). Подведение к выводу (Л). |
V.Этап Рефлексии учебной деятельности на уроке. | Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Вручение грамот | | Способность к самооценке(Л) Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли (К). |