Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Береговская ООШ»
Открытый урок в 5 классе
Тема: «Путешествие по Древней Греции»
Учитель: Маличук Наталья Александровна
2024 г.
Цель урока: расширение кругозора по истории Древней Греции; систематизация полученных знаний на предыдущих уроках.
Результаты:
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-игра
Технология: игровая, групповая деятельность, сотрудничество, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», карточки с заданием, «Дерево Познания», «Рыбки».
Формирование ключевых компетенций:
-учебно-познавательная: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;
- информационная: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;
- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Закрепление знаний (39 мин.)
3. Подведение итогов урока (3 мин)
4. Рефлексия (2 мин)
Сообщение темы и цели урока.
- На протяжении многих уроков вы изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией . Греки любят рассказывать такую легенду. Когда Бог все роздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась Греция. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате.
Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Как вы думаете, какую цель мы с вами сегодня для себя поставим? (мнения ребят).
- Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а также выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.
Проблемный вопрос: Выяснить: остался ли в прошлом этот далёкий от нас мир или некоторые его элементы присутствуют до сих пор в нашей жизни?
- Сегодня мы совершим экскурсию, путешествие по Греции. В ходе нашей игры вы будете разделены на три команды. Первая «Одиссея», вторая «Илиада», третья команда «Тесей».И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам. Также вам необходимо выбрать в своей команде капитана.
- Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно.
За каждое верно выполненное задание команда будет получать древнегреческую монету. А может кто-нибудь знает, как назывались монеты в Греции? (Драхма)
Судить игру и оценивать ваши ответы будет Ареопаг -жюри из трех судей: Давайте вспомним какое значение слова ареопаг?(это совет старейшин в Древней Греции. В руках ареопага сосредотачивалась большая власть, касающаяся всех сфер жизни общества.)
Прежде чем нам начать экскурсию, мы должны побольше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться. Первый наш конкурс называется «Визитная карточка».
Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Но рассказать так, чтобы им захотели туда поехать. Сейчас я вам раздам карточки с рассказом о Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связанным, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны из заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 баллов. На выполнение задания вам дается 3 минуты. А теперь давайте посмотрим правильно ли вы выполнили это задание.
Карточка № 1.
Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (каменистые), полноводных (рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) или (Ионическому) морю.
Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей команды первые монеты.
Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Второй наш конкурс называется 2.«Переводчик». Как вы думаете, какова цель этого конкурса? (ответы детей).
Цель:
- на этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня разрезанные термины и их определения. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл. На выполнение задания вам дается 3-4 минуты.
А теперь мы с вами можем проверить ваши ответы
Демос | простой народ |
Ареопаг | совет знати |
Архонты | правители |
Долговой камень | камень, установленный на земле должника |
Демократия | власть народа |
Илоты | рабы |
Пираты | морские разбойники |
Полис | город – государство |
Атлет | участник состязаний |
Ипподром | место для проведения конных соревнований |
Стратег | военачальник |
Амфора | сосуд для вина с маслом или вином |
Педагог | сопровождающий ребёнка |
Триера | мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел |
Оратор | человек, умеющий произносить речь |
Подведём итог: - Итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции, исторические термины и следующий наш конкурс 3. «История на карте».
Обратите ваше внимание на презентацию. Вам необходимо определить: какое событие изображено на карте? Расскажите о нём. 1 балл за правильный ответ. Может ответить другая команда. Время выполнения 2 минуты.
Саламинское сражение — морское сражение между греческим и персидским флотами в ходе Греко-персидских войн, произошедшее в 480 г. до н. э. близ острова Саламин в Сароническом заливе Эгейского моря неподалёку от Афин.
Бой в Фермопильском ущелье 480 г.до н.э.
3.Би́тва на реке́ Гра́ник (др.-греч. Μάχη του Γρανικού) (334 до н. э.) — сражение между македонской армией Александра Великого и войском персидских сатрапов на реке Граник в Малой Азии недалеко от легендарной Трои.
Перед вами находится карта Греции, каждая команда по очереди будет отвечать на мои вопросы и показывать географические объекты на карте. С этой целью приглашаю по одному знатоку исторических карт, но не капитана. За это задание можно получить 2 балла (один балл за правильный ответ и 1 балл за правильно указанное место на карте)
На этом острове храбрый юноша по имени Тесей вступил в схватку с чудовищем в виде полубыка - получеловека и убил его. (о.Крит)
У стен этого города сражались легендарные герои Древней Греции Ахиллес, Патрокл, Гектор. В ходе войны враги десять лет осаждали этот город. (Троя)
В каком греческом государстве мог произойти этот разговор отца с сыном?: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына.- Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» (Спарта)
На радостях Тесей забыл сменить паруса…До боли в глазах всматривается царь вдаль и с ужасом видит, что паруса остались черными. В отчаянии он бросается со скалы в море. И с тех пор оно стало называться его именем. (Эгейское море)
На этом полуострове любой город хранит свою уникальную историю. Достаточно только сказать, что именно здесь находятся Олимпия, родина Олимпиады, Микены (основание которых легенды приписывают победителю медузы Горгоны Персею), Спарта. На этой земле совершал свои подвиги и величайший герой древности Геракл. (Пелопонес)
«Да ты — чурбан, коли … не видывал;
Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;
Верблюд — коли покинул их, не жалуясь» — так говорили об этом городе. (Афины)
Переходим к следующему заданию, которое называется 4.«Конкурс капитанов». Приглашаются капитаны команд. Ваше задание называется «Выдающиеся личности Древней Греции».
- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам предлагаю прочитать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова. Если вы сумеете назвать историческое лицо, то получите 1 балл. Если вы не знаете ответ, вам может помочь команда. Если и команда не знает правильного ответа, то ответить может ваш противник или его капитан.
1) «Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)
2) «В городе Гордии ему показали колесницу, на которой был запутанный узел. Говорили, что кто развяжет этот узел, тот унаследует власть над всей Азией. Царь попробовал и не смог. Тогда он взмахнул мечом и одним ударом разрубил его». (Александр Македонский)
3) «Вдоль Эгейского берега стояли греческие города — царь подчинял их один за другим. Некоторые считались неприступными — он говорил: «Нет такого неприступного города, куда не вошел бы осел с мешком золота» (Филипп ІІ)
Проведение физкультминутки Ну теперь-то вы наверное устали? Давайте отдохнем!
Я вам буду называть имена личностей, а вы должны быть внимательными и если эта личность реальна (существовала на самом деле), то вы сидите. Если это мифический персонаж, то встаете.
Реальный | Миф |
Гомер | Геракл |
Перикл | Зевс |
Солон | Аид |
Александр Македонский | Посейдон |
Геродот | Деметра |
Ксеркс | Дионис |
Мильтиад | Гера |
Фидий | Афродита |
Вот вы и отдохнули и повторили исторические личности!
И теперь мы с вами можем отправляться в путешествие. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории. И следующее наше задание называется 5.«Мифы и легенды Древней Греции». Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.
- Сейчас на слайдах вашему вниманию будут представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и кратко передать его содержание. За правильный ответ команда получает 1 балл. Может ответить команда соперников.
Миф 1. Меч и клубок ниток. (миф о Тесее и Минотавре)
Миф 2. корабль и чёрные паруса (Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. перья, воск, крылья. (Дедал и Икар)
Миф 4. яблоко с надписью «Прекраснейшей» (миф о начале Троянской войны)
Миф 5. огонь, утёс, орёл, (миф о Прометее)
Миф 6. троянский конь (миф о победе греков)
Подведём итог: - Вы молодцы, вспомнили греческие мифы.
- Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем эти странные числа, которые размешены на воротах. Следующий наш конкурс 6.«Лента времени». Какую цель мы поставим перед собой в этом конкурсе?
Цель: закрепить знания дат. Команды должны ответить какие события произошли в эти года. За каждый верный ответ команда получает один балл. Кроме этого к доске приглашаются по одному представителю команд:____ Вам необходимо расставить эти даты на ленте времени в хронологическом порядке. За правильно выполненное задание ваша команда получит 6 баллов. На выполнение задания вам дается 3 минуты. А теперь давайте проверим как вы выполнили эти задания.
1. 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры
2. 594 г. до н.э. – законы Солона (начало афинской демократии)
3. 490 г. до н.э. - Марафонская битва.
4. 480 год до н.э. - бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение
5. 443-428-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.
6. 323 г. до н.э. – смерть Александра Македонского
Подведем итог: Молодцы! Вы хорошо знаете хронологию Древней Греции!
Задание 7. «Мозаика»
Вы любите собирать пазлы?
Ваша задача собрать из пазлов полноценное изображение и отгадать кто это! Чья команда быстрее справится, те и победили! Начали!
(Триера)
Какие вы молодцы! Радуете меня своими знаниями!
Задание №8 «Работа с документом»
Текст с ошибками
3. Учитель: Сегодня мы с вами завершили путешествие по прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Давайте вернёмся к началу урока, вспомним проблемный вопрос:
Выяснить: остался ли в прошлом этот далёкий от нас мир или некоторые его элементы присутствуют до сих пор в нашей жизни?
Примерные ответы учащихся: Древняя Греция присутствует в нашей жизни до сих пор, так как дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности, подарила миру новый вид искусства – театр, дополнила финикийский алфавит гласными буквами, который перешёл практически во все языки мира, показала, что образование должно быть ступенчатым и учится можно до глубокой старости, великие творцы Греции подарили миру великолепные произведения искусства – скульптуры, храмы….
Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию – Рим.
4. Подведение итога урока. Жюри оглашает итоги игры.
В результате упорной борьбы победила команда ___.
Награждается грамотой + оценка «5» в журнал. Похлопаем!
2 и 3 место оценка 4 в журнал.
5. Рефлексия.
- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.
1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…
2. Мне было интересно….
3. Во время урока я столкнулся с трудностями…
4. От урока у меня осталось впечатление….
5. Для себя я сделал вывод….
6. Кого из своих товарищей вы хотели похвалить и поблагодарить? За что?
Если позволит время закончить игрой «Верите ли вы, что Греция…»:
... что в Греции не существует ни одного места, которое было бы от моря на расстоянии более 85 км
... что в среднем каждый год Грецию посещают 17 миллионов туристов, что превышает количество населения страны
...что греки начали выращивать оливы тысячи лет назад и сейчас являются третьим мировым производителем этого продукта ... что существуют оливковые деревья, которые были посажены в 13 столетии и до сих пор плодоносят
... что Афины став постоянным населенным пунктом 7000 лет назад является одним из старейших городов Европы
...что демократия, Олимпийские игры, политическая система, западная литература и философия, западные понятия комедии и трагедии, основные математические принципы родились в Греции
... что современный гимн Греции состоит аж из 158 четверостиший, хотя обычно поют только первые четыре куплета!
... что греки являются рекордсменами по употреблению сыра, ведь в среднем каждый грек съедает около 25 кг сыра в год.
... что в Греции порядка трехсот солнечных дней в году.
... что Греция обладает самым большим количеством археологических музеев во всем мире
... что 7% всего мрамора на земле добывается в Греции
... что танец Сиртаки, ставший символом Греции, на самом деле не древний. Его придумали только в 1964 году специально для фильма «Грек Зорба».
... что тысячи английских и русских слов происходят из греческого языка
Самоанализ
открытого урока - игры Тема: «Путешествие по Древней Греции»
Дата проведения: 05.03.2024 г.
Учитель: Маличук Наталья Александровна
Класс: 5 «а»
Цели урока:
Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; поддержание интереса к урокам истории, воспитание чувства уважения к истории стран мира.
Метапредметные: формирование логического и исторического мышления учащихся; развитие мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся, умения работать в группах; Предметные: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и закрепить знания о Древней Греции.
Коррекционные: развивать умения работать в группе; активизировать мыслительную деятельность обучающихся; способствовать развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках.
Воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию древних греков; повышать культуру общения у детей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: игра- соревнование «Виртуальная экскурсия».
Оборудование: проектор, ПК, конверты с заданиями, компьютерная презентация Power Point. Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.
Цель урока конкретна, сформулирована учителем.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения знаний.
Методически правильно проведена опора на субъектный опыт учеников. Для мотивации использовались методы и приемы, побуждающие внутреннюю мотивацию обучающихся (на всех этапах урока). На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительноиллюстративный, эвристический, проблемный, частично-поисковый. Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, доброжелательность, наглядность, сотворчество, состязательность. Темп урока умеренный, в конце урока – высокий. Это объясняется насыщенностью урока, разнообразием форм работы, работоспособностью учащихся. Работу детей на уроке можно оценить как «хорошо» и «отлично». Достаточная активность. Работой на уроке были охвачены все учащиеся класса. Использовались приемы для развития личности учащихся – акцент на личные достижения, развитие интереса, роли (капитаны, судья, члены команды). Создание «ситуаций успеха». Самостоятельная деятельность детей на уроке выражалась в работе с историческим источником, формулировке ответов, представлении исследовательских работ, подсчитывании и отслеживании результатов команды. Межпредметная (метапредметная) связь: литература (мифы), математика (подсчет баллов). В течение урока осуществлялся компетентностный подход, рефлексия. Контроль учителя с комментарием ответов. Стимулирование класса на активную работу. Осуществлялись такие виды современных образовательных технологий, игра. Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике. Урок состоит из этапов, логически связанных между собой (организационный, основной (игра), рефлексия, этап подведения итогов). Домашнее задание записано в дневник, даны комментарии и рекомендации. Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приемы способствовали достижению его цели и задач. Форма урока в виде игры и ее результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к теме. Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся формами работы, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества, азарта. Работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом, соответствием формы урока и его содержания возрасту учащихся. Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися и организовать их активную работу. На мой взгляд, урок цели достиг. Оценка урока – «отлично».
11