СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие: «Кубанское ремесло, казачке счастье принесло!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

            Урок-путешествие:

 

 

    

     

          «Кубанское  ремесло  

 

       казачке  счастье принесло!»

            

 

 

 

                           Педагоги    :         Волкова Н.И.

 

                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Староминская, 2014 г.

                                                          

Цели урока:

-накомство детей с ремёслами Кубани;

- знакомство учащихся с обрядами и традициями на Кубани, с жизненным             укладом;

- развивать у детей  интерес и навыки  в  изготовлении  обереговых  кукол счастья, кукол- зерновушек  и других  традиционных обрядовых кукол  Кубани;

-научить изготавливать знаковую козу для колядок ;

- раскрыть в детях актёрское мастерство в колядочных гуляниях;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, желание сделать красивое своими руками.

 

Оборудование: мультимедийная  установка, предметы быта Кубани: прялка,  самовар, утюг, чугунок,  глечики,  шкатулки, сундучок,  салфетки и  рушники с кубанской вышивкой, скатерти, принадлежности для вязания , изделия из лозы,

две козы для колядок, два клубка шерсти, две шапки-кубанки, две лошадки, два сапога, два плаката с козой.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие: «Кубанское ремесло, казачке счастье принесло!»»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

муниципального образования

Староминский район




Урок-путешествие:



«Кубанское ремесло


казачке счастье принесло!»



Педагоги : Волкова Н.И.

Иващенко Л.В.













Староминская, 2014 г.





Цели урока:

-накомство детей с ремёслами Кубани;

- знакомство учащихся с обрядами и традициями на Кубани, с жизненным укладом;

- развивать у детей интерес и навыки в изготовлении обереговых кукол счастья, кукол- зерновушек и других традиционных обрядовых кукол Кубани;

-научить изготавливать знаковую козу для колядок ;

- раскрыть в детях актёрское мастерство в колядочных гуляниях;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, желание сделать красивое своими руками.


Оборудование: мультимедийная установка, предметы быта Кубани: прялка, самовар, утюг, чугунок, глечики, шкатулки, сундучок, салфетки и рушники с кубанской вышивкой, скатерти, принадлежности для вязания , изделия из лозы,

две козы для колядок, два клубка шерсти, две шапки-кубанки, две лошадки, два сапога, два плаката с козой.


ХОД УРОКА:


Вступительное слово педагога:

Здравствуйте, юные казачки станицы Староминской! Низкий вам поклон!

Сегодня у нас необычный урок – путешествие в историю кубанских казачьих ремёсел. А помогут его провести три девицы из станицы Злата-Краса, Елена-Премудрая, Дарья-Искусница и потомственный кубанский казак Данила-Мастер.

Дарья-Искусница:

Меня искусницей недаром

Прозвали люди. Чудным даром

Ребята, я наделена,

Такая сила мне дана,

Что спориться любое дело,

Друзья, в моих руках умелых!


Елена-Премудрая:

А я вяжу, плету лозу,

Я также с вышивкой дружу.

Из глины я могу лепить,

И всех умею удивить!


Злата-Краса :

Я над лентяями смеюсь.

Работы трудной не боюсь!

Надеюсь, здесь лентяев нет?

Скорее дайте мне ответ!

2-й педагог: У нас на уроке присутствуют две команды: «Мастерицы» и «Рукодельницы». Поприветствуем ребят!

Оценивать конкурсные задания будет уважаемое жюри. Приветствие жюри.

1 конкурс: « »


1-й педагог: от деда к отцу, от отца к сыну, от бабушки к матери, от матери к дочери кубанцы передавали свои традиции и своё мастерство.


Чудо-Мастера на Кубани у нас!

А какие казачки красавицы!

Кубань – это житница нашей страны

Своими ремёслами славиться!


2-й педагог: Нам с вами завещана богатая и самобытная культура дедов и прадедов, которую надо беречь ради будущего своего и своих потомков. Для этого мы должны знать обычаи, традиции своих предков. Предлагаем вам разгадать кроссворд.


  1. Обычай – привычка, умение, принятое дело, порядок, общий образ действий.

  2. Обряд – хозяйство, порядок, введённый обычаем, законом, традицией, всё что устно перешло от одного поколения к другому.

  3. Ремесло – рукомесло, работа и умение коим человек живёт, труд, требующий больше телесных усилий , чем умственных.. Говорили: с ремеслом не пропадёшь. Девочки, а какие обычаи и традиции соблюдают в вашей семье? (ответы детей). Ведь недаром говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте!», «Всякая душа – празднику рада».

  4. Промысел -


Ребята, сейчас мы проверим какие ремёсла и промыслы вы знаете? Два ведёрка с заданиями.


Три девицы из станицы:


Кубанское ремесло
Казачке счастье принесло!

Оно дало ей вдохновенье,

Счастье, радость и уменье!


Храним мы бережно, любя,

Традиции и ремесло!

Пусть длиться долго, навсегда

Кубанское МАСТЕРСТВО!

Три девицы из станицы:

Сколько ниточка ни вьётся,

А конец всегда найдётся!


Внимание, казачки, вам

Сейчас я по клубочку дам!

Кто клубок перемотает,

Тот загадку отгадает!


1-й Конкурс « Загадочный клубок».


Каждой участнице даётся клубок ниток, на конце которого закреплена загадка. Кто быстрее размотает клубок и отгадает загадку, тот победитель.


Входишь в одну дверь,

А выходишь из трёх.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле зашёл. (Рубашка.)

Сшили их из чёрной кожи.

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги. (Сапоги.)


Кверху дном – полная,

Книзу дном – пустая. (Шапка.)


Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу. (Шляпа.)


Пустые – стоят,

Полные – ходят. (Туфли.)



Учитель: А давайте вспомним, какие древние ремёсла вы знаете, изучая кубановедение. В старые времена, чтобы скоротать долгие зимние вечера собирались девушки, женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием, при этом пели песни, рассказывали былины. Девочек учили вышивать (слайд «Не учи безделию, учи рукоделию») с 5-6 лет, чтобы к 12-15 годам они смогли приготовить себе приданное.


(входит ученица в казачьем костюме, подходит к прялке,


А мечтает она о том, как быстрее напрясть пряжи, наткать ткани.

Кто придумал ткачество? Подумайте? Загадки.


  1. Висит сито, не руками свито.

  2. Он всем ткань даёт, а сам раздетый ходит.


Не гляди на лицо, а гляди на умение!



Превращаю всех девчат

Я в весёлых казачат!


2-й Конкурс « Казаки-наездники».



Учитель:

Одним из кубанских ремёсел было гончарное дело. Глечики, макитры, глиняные тарелки нужны были в каждой хате.

Очень- очень давно наши предки казаки научились этому у птиц, ведь гнёзда птицы делают, переплетая травинки. Люди, подражая птицам, плели подстилки из травы. Как вы думаете, чему люди научились раньше – ткать или плести из лозы? Да, нити придумали позже.Сначала плели из лозы предметы кубанского быта: корзины, плетни и даже хаты-мазанки. Потом освоили производство тканей.А из чего изготавливали ткань? (из волокон растений, шерсти животных). Изготовив ткань, шили одежду и украшали её, как вы думаете чем? Вышивкой.


Кубанская вышивка. Кубанские вышивальщицы красиво и ритуально своими золотыми руками создавали уют в семье вышитыми изделиями. Оберегость кубанской вышивки обеспечивалась идеограммами народных ремёсел:


Кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. В традиционной вышивке был белый фон – цвет, на котором зарождалась жизнь; красный цвет – цвет любви, жизни; чёрный цвет – цвет плодородия, богатства Кубани. Большой популярностью и обязательным атрибутом были рушники,

которые подразделяли на «утирач», «килковые» - украшать комнату, «обрядовые». Были вышивки-обереги, охрана от зла.


Ученица: Это семейный сундук, скрыня. Он был в каждом доме, где были девчата на выданье. Когда девочка заканчивала изготовление приданного, дедуля одевал внучке на правую руку серебряное колечко, как знак того, что она стала выданкой. А на крещение были смотрины. Девушки одевали на себя много предметов одежды своими руками.


Кубанская пословица –

Всем делам помощница!

Хотим сейчас вам предложить

Про ремесло пословицы сложить!


3-й Конкурс «Собери кубанскую пословицу».



А ещё в сундуке хранилось много кукол-оберегов. Мы с вами на занятиях изготовили чудесных кукол-счастья и кукол-зернушек.





Кукла-зернушка - это оберег на сытость и достаток в семье.Традиционно эту куклу наполняли пшеницей или гречкой. Первые горсти при посеве зерна брали из куклы, так как зерно в ней символизирует сбережённые силы Земли. После уборки урожая куколку вновь наполняли зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.


Вы умеете трудиться-

И РЕМЁСЛАМИ гордиться!

Не хотите ль ,

Быстро косу заплести?


4-й Конкурс «Кубанская коса»


Все дети в круг. Один в центре показывает, все повторяют.

Дорогие ребята, к нам просятся гости.


Здравствуйте, хозяева добрые!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!






Лишь терпенье и сноровка

Всё помогут сделать ловко!

Вы меня все удивили,

Ремёслами покорили!

Все молодцы, скажу я честно,

Мне было с вами интересно!



Итог: Сегодня на уроке мы с вами поговорили о ремёслах нашей Кубани.

Ремёсла помогли выжить нашим прабабушкам и прадедушкам.

Кубанские ремёсла дали нашим предкам жильё, одежду, посуду и предметы быта. Благодаря ремёслам, казачки продавали свои изделия и кормили свои семьи. А потому мы с вами должны продолжать традиции и бережно хранить и преумножать кубанское ремесло!









Что остается нам в наследство

От наших дедов и отцов?

Конечно, любящее сердце

К земле родной – основе всех основ!

Какая родина красивая!

Остановись и погляди.

Моя Кубань, моя Россия,

Мы все наследники твои!


Кубанских бабушек наследство

Хранит тепло умелых рук,

Что вышивали полотенце –

И превратили в летний луг!


Как песни казаков красивы!

Ты к ним прислушайся, замри…

Моя Кубань, моя Россия,

Мы все наследники твои!