Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
муниципального образования
Староминский район
Урок-путешествие:
«Кубанское ремесло
казачке счастье принесло!»
Педагоги : Волкова Н.И.
Иващенко Л.В.
Староминская, 2014 г.
Цели урока:
-накомство детей с ремёслами Кубани;
- знакомство учащихся с обрядами и традициями на Кубани, с жизненным укладом;
- развивать у детей интерес и навыки в изготовлении обереговых кукол счастья, кукол- зерновушек и других традиционных обрядовых кукол Кубани;
-научить изготавливать знаковую козу для колядок ;
- раскрыть в детях актёрское мастерство в колядочных гуляниях;
- развивать художественный вкус, творческое воображение, желание сделать красивое своими руками.
Оборудование: мультимедийная установка, предметы быта Кубани: прялка, самовар, утюг, чугунок, глечики, шкатулки, сундучок, салфетки и рушники с кубанской вышивкой, скатерти, принадлежности для вязания , изделия из лозы,
две козы для колядок, два клубка шерсти, две шапки-кубанки, две лошадки, два сапога, два плаката с козой.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, юные казачки станицы Староминской! Низкий вам поклон!
Сегодня у нас необычный урок – путешествие в историю кубанских казачьих ремёсел. А помогут его провести три девицы из станицы Злата-Краса, Елена-Премудрая, Дарья-Искусница и потомственный кубанский казак Данила-Мастер.
Дарья-Искусница:
Меня искусницей недаром
Прозвали люди. Чудным даром
Ребята, я наделена,
Такая сила мне дана,
Что спориться любое дело,
Друзья, в моих руках умелых!
Елена-Премудрая:
А я вяжу, плету лозу,
Я также с вышивкой дружу.
Из глины я могу лепить,
И всех умею удивить!
Злата-Краса :
Я над лентяями смеюсь.
Работы трудной не боюсь!
Надеюсь, здесь лентяев нет?
Скорее дайте мне ответ!
2-й педагог: У нас на уроке присутствуют две команды: «Мастерицы» и «Рукодельницы». Поприветствуем ребят!
Оценивать конкурсные задания будет уважаемое жюри. Приветствие жюри.
1 конкурс: « »
1-й педагог: от деда к отцу, от отца к сыну, от бабушки к матери, от матери к дочери кубанцы передавали свои традиции и своё мастерство.
Чудо-Мастера на Кубани у нас!
А какие казачки красавицы!
Кубань – это житница нашей страны
Своими ремёслами славиться!
2-й педагог: Нам с вами завещана богатая и самобытная культура дедов и прадедов, которую надо беречь ради будущего своего и своих потомков. Для этого мы должны знать обычаи, традиции своих предков. Предлагаем вам разгадать кроссворд.
Обычай – привычка, умение, принятое дело, порядок, общий образ действий.
Обряд – хозяйство, порядок, введённый обычаем, законом, традицией, всё что устно перешло от одного поколения к другому.
Ремесло – рукомесло, работа и умение коим человек живёт, труд, требующий больше телесных усилий , чем умственных.. Говорили: с ремеслом не пропадёшь. Девочки, а какие обычаи и традиции соблюдают в вашей семье? (ответы детей). Ведь недаром говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте!», «Всякая душа – празднику рада».
Промысел -
Ребята, сейчас мы проверим какие ремёсла и промыслы вы знаете? Два ведёрка с заданиями.
Три девицы из станицы:
Кубанское ремесло
Казачке счастье принесло!
Оно дало ей вдохновенье,
Счастье, радость и уменье!
Храним мы бережно, любя,
Традиции и ремесло!
Пусть длиться долго, навсегда
Кубанское МАСТЕРСТВО!
Три девицы из станицы:
Сколько ниточка ни вьётся,
А конец всегда найдётся!
Внимание, казачки, вам
Сейчас я по клубочку дам!
Кто клубок перемотает,
Тот загадку отгадает!
1-й Конкурс « Загадочный клубок».
Каждой участнице даётся клубок ниток, на конце которого закреплена загадка. Кто быстрее размотает клубок и отгадает загадку, тот победитель.
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле зашёл. (Рубашка.)
Сшили их из чёрной кожи.
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги.)
Кверху дном – полная,
Книзу дном – пустая. (Шапка.)
Сижу верхом, не знаю на ком.
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шляпа.)
Пустые – стоят,
Полные – ходят. (Туфли.)
Учитель: А давайте вспомним, какие древние ремёсла вы знаете, изучая кубановедение. В старые времена, чтобы скоротать долгие зимние вечера собирались девушки, женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием, при этом пели песни, рассказывали былины. Девочек учили вышивать (слайд «Не учи безделию, учи рукоделию») с 5-6 лет, чтобы к 12-15 годам они смогли приготовить себе приданное.
(входит ученица в казачьем костюме, подходит к прялке,
А мечтает она о том, как быстрее напрясть пряжи, наткать ткани.
Кто придумал ткачество? Подумайте? Загадки.
Висит сито, не руками свито.
Он всем ткань даёт, а сам раздетый ходит.
Не гляди на лицо, а гляди на умение!
Превращаю всех девчат
Я в весёлых казачат!
2-й Конкурс « Казаки-наездники».
Учитель:
Одним из кубанских ремёсел было гончарное дело. Глечики, макитры, глиняные тарелки нужны были в каждой хате.
Очень- очень давно наши предки казаки научились этому у птиц, ведь гнёзда птицы делают, переплетая травинки. Люди, подражая птицам, плели подстилки из травы. Как вы думаете, чему люди научились раньше – ткать или плести из лозы? Да, нити придумали позже.Сначала плели из лозы предметы кубанского быта: корзины, плетни и даже хаты-мазанки. Потом освоили производство тканей.А из чего изготавливали ткань? (из волокон растений, шерсти животных). Изготовив ткань, шили одежду и украшали её, как вы думаете чем? Вышивкой.
Кубанская вышивка. Кубанские вышивальщицы красиво и ритуально своими золотыми руками создавали уют в семье вышитыми изделиями. Оберегость кубанской вышивки обеспечивалась идеограммами народных ремёсел:

Кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. В традиционной вышивке был белый фон – цвет, на котором зарождалась жизнь; красный цвет – цвет любви, жизни; чёрный цвет – цвет плодородия, богатства Кубани. Большой популярностью и обязательным атрибутом были рушники, 
которые подразделяли на «утирач», «килковые» - украшать комнату, «обрядовые». Были вышивки-обереги, охрана от зла.
Ученица: Это семейный сундук, скрыня. Он был в каждом доме, где были девчата на выданье. Когда девочка заканчивала изготовление приданного, дедуля одевал внучке на правую руку серебряное колечко, как знак того, что она стала выданкой. А на крещение были смотрины. Девушки одевали на себя много предметов одежды своими руками.
Кубанская пословица –
Всем делам помощница!
Хотим сейчас вам предложить
Про ремесло пословицы сложить!
3-й Конкурс «Собери кубанскую пословицу».
А ещё в сундуке хранилось много кукол-оберегов. Мы с вами на занятиях изготовили чудесных кукол-счастья и кукол-зернушек.
Кукла-зернушка - это оберег на сытость и достаток в семье.Традиционно эту куклу наполняли пшеницей или гречкой. Первые горсти при посеве зерна брали из куклы, так как зерно в ней символизирует сбережённые силы Земли. После уборки урожая куколку вновь наполняли зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
Вы умеете трудиться-
И РЕМЁСЛАМИ гордиться!
Не хотите ль ,
Быстро косу заплести?
4-й Конкурс «Кубанская коса»
Все дети в круг. Один в центре показывает, все повторяют.
Дорогие ребята, к нам просятся гости.
Здравствуйте, хозяева добрые!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Лишь терпенье и сноровка
Всё помогут сделать ловко!
Вы меня все удивили,
Ремёслами покорили!
Все молодцы, скажу я честно,
Мне было с вами интересно!
Итог: Сегодня на уроке мы с вами поговорили о ремёслах нашей Кубани.
Ремёсла помогли выжить нашим прабабушкам и прадедушкам.
Кубанские ремёсла дали нашим предкам жильё, одежду, посуду и предметы быта. Благодаря ремёслам, казачки продавали свои изделия и кормили свои семьи. А потому мы с вами должны продолжать традиции и бережно хранить и преумножать кубанское ремесло!
Что остается нам в наследство
От наших дедов и отцов?
Конечно, любящее сердце
К земле родной – основе всех основ!
Какая родина красивая!
Остановись и погляди.
Моя Кубань, моя Россия,
Мы все наследники твои!
Кубанских бабушек наследство
Хранит тепло умелых рук,
Что вышивали полотенце –
И превратили в летний луг!
Как песни казаков красивы!
Ты к ним прислушайся, замри…
Моя Кубань, моя Россия,
Мы все наследники твои!