II. Работа по теме урока. А) Беседа Б) Чтение текста . В) групповая работа Г) Сообщения детей. Физминутка Творческая работа. | Цель: Общее развитие познавательной памяти. Индивидуальная коррекция смысловой стороны речи через полные ответы. Развитие наглядно-образного мышления через активизации воображения. Сейчас мы находимся в солнечной системе. Здесь есть одна планета Земля, на которой живут разумные существа. Это люди. Приближаемся к ней. Видны два основных цвета, которые, как бы поделили земной шар на два огромных пространства. Какие? После просмотра фотографий о загрязнение почвы, воды, воздуха. Расскажите, что случилось? Отправляясь у путешествие, мы говорили, что будем помогать нуждающимся. Давайте же поможем этой планете .Ребята, я сейчас раздам вам маршрутные листы, которые помогут нам разобраться в ситуации, которая произошла на планете Земля Запишем тему урока: « Поможем природе вместе!» Как это сделать? Дайте советы землянам.Спасибо! Какое значение в жизни людей, растений, животных имеет вода? Прочитайте текст о воде. Дайте совет, как охранять воду от загрязнения? Для существования жизни нужно еще одно условие - состояние почвы. Какое значение имеет почва для жизни на Земле? Какой вред человек наносит почве? Молодцы! Давайте послушаем советы об охране почвы. (Сообщение об охране почвы) Ребята, давайте обобщим все, о чем мы говорили и составим документ. Запишите выводы в таблицах, которые лежат у вас на столах. Мы оставим эти записи в экологической книге, чтобы земляне помнили наши советы и заботились о своей планете. А так как работать легче вместе с друзьями, выполнять задание будем в группах. Задание группе 1: заполните таблицу "Воздух". Задание группе 2: заполните таблицу "Вода". Задание группе 3: заполните таблицу "Почва". 3. Вымершие животные и растения. Если бы человек каждый день заботился о всем живом, то может быть до сих пор на земле жили бы те растения и животные, которых мы больше не увидим никогда - люди уничтожили их. Мы больше никогда не увидим: морскую корову , птицу дронт и странствующего голубя 4. Красная книга Но сейчас люди пытаются сохранить животных и растения, которые находятся под угрозой уничтожения. Они создали записи таких животных и растений о оберегают их в заповедниках, заказниках, ботанических садах. Ребята, а как называется книга, в которой люди записывают редких и исчезающих животных и растений? (Красная книга) Правильно. А почему ее так назвали? Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние 60 лет на планете Земля исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и 26 видов птиц. Каких животные и растения Земли, занесенные в Красную книгу, вы знаете? Показ презентации: А вот еще несколько представителей Красной книги. Расскажите о них. Цель: снятие умственного напряжения, развитие зрительного представления через воображения. Мы говорили о ранах, которые человек наносит природе. Взрослые люди должны устанавливать на заводах очистительные сооружения, очищать моря от нефти, строить заповедники. А как могут помочь природе ваши сверстники? Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесет каждый человек, что же будет с природой? Есть такие хорошие слова... Ребята, мы с вами знаем, что есть экологические знаки. Давайте напишем на них памятки и оставим в этом гостеприимном лесу, чтобы люди не забывали о том, что нужно бережно относиться к дарам леса. |
(Синий и зеленый, цвет воды и растительности)
Дети рассказывают по картинкам об экологических проблемах Земли
Дети записывают тему урока на маршрутных листах.
Человеку и другим существам нужен чистый воздух. Но в городах он загрязнен. Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают тысячи тонн вредных газов. Уничтожаются леса, которые очищают воздух. Загрязняется воздух газами автомашин. Как сберечь чистоту воздуха? (Охранять воздух от загрязнения.) Подготовленный ученик читает сообщение об охране воздуха от загрязнения. Жить на земле без воды невозможно. Без воды не вырастет урожай на полях, не будут работать заводы. Вода используется для бытовых нужд человека. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода!) Людям нужна только чистая, пресная вода. Но чистой воды становится все меньше. Ученые подсчитали: каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли частицы стирального порошка. Воду, как и воздух, надо охранять. Подготовленный ученик читает сообщение об охране воды от загрязнения: Для очистки сточных вод строят очистные сооружения, где загрязненную воду пропускают через фильтры. Сейчас есть предприятия, у которых вообще нет сточных вод: там загрязненную воду очищают и снова используют.) (Земля - это кормилица. На земле растут растения. Растения очищают воздух, дают человеку и животным пищу.)
(Загрязняет почву мусором, который не разлагается. Вырубает леса, осушает большие территории.)
Сообщение об охране почвы.
Воздух
Вода Почва
(Дети самостоятельно заполняют таблицы, затем группы зачитывают результаты.)
Просмотр слайдов.
(Красный цвет - цвет опасности. Он означает - не губите растения, не убивайте животных)
(Ученик 3. Аисты - крупные, красивые птицы. Часто, особенно на пролетах и зимовках, они становились добычей охотников. Это привело к резкому сокращению числа аистов. Сейчас они повсюду взяты под охрану. Каждая птица и ее гнездо на учете. Черный аист, как очень редкий вид, занесен в Красную книгу. Ученик 4. Слонов убивают из-за бивней. Было уничтожено несколько сотен тысяч слонов. Теперь охота на них ограничена, а в некоторых странах запрещена. Но браконьеры по-прежнему отстреливают слонов по 10-20 тысяч в год. Индийский слон занесен в Красную книгу. Ученик 5. Сейчас на планете осталось всего 10-20 тысяч белых медведей. Варварская охота поставила этого хищника на грань вымирания. Принят закон, запрещающий охоту на него. Белый медведь занесен в Красную книгу. Ученик 6. Кувшинки всплывают на поверхность рано утром, а вечером они закрывают свои цветки и прячутся под водой. Это очень красивое растение с приятным тонким запахом. Многие люди стремятся сорвать его цветы. Кувшинка занесена в Красную книгу.)
Раз, два- острова, Три, четыре- мы приплыли, Пять, шесть -сходим здесь Семь, восемь-сколько сосен. Девять, десять –мы в пути, Досчитай до десяти. Не оставлять мусор в лесу, не тревожить гнезда птиц, не ломать деревья и кустарники.)
Ученики составляют памятку "Заповеди юных защитников природы". Каждой группе дается задание - написать правила поведения в природе на карточках с экологическими знаками.)
|