СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие по чтению "Дифференциация звуков [з] и [с]"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-путешествия по чтению в 1 классе коррекционной школы.

Цели и задачи урока: научить различать звуки [з] и [с] в слогах, словах, предложениях; развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, слуховое восприятие и слуховое внимание; обогащать словарный запас; воспитывать самоконтроль за речью, интерес к чтению; формировать навыки культурного общения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по чтению "Дифференциация звуков [з] и [с]"»

Позднякова Таисия Павловна, учитель начальных классов высшей категории ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида» г. Железноводска


Открытый урок по чтению в 1 классе.



Дата: 18.01.2015г.



Тема урока: Дифференциация звуков з и с.



Форма проведения: урок – путешествие.



Цели и задачи урока:

  • научить различать звуки з и с в слогах, словах, предложениях;

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, слуховое восприятие и слуховое внимание;

  • обогащать словарный запас;

  • воспитывать самоконтроль за речью, интерес к чтению;

  • формировать навыки культурного общения.

Оборудование: зеркала, профили артикуляции; изображения Москвы, Красной площади, Кремля, рисунки животных, видов транспорта для звуков з и с, изготовленные из бумаги тюльпаны, снежинки.



Х О Д У Р О К А.



I. Организационный момент.



Ученики готовы к уроку, стоят за партами.

Учитель /У/. Сядет тот, кто назовет животное или птицу, в названии которых есть звук з или с. /сова, заяц, лиса, сорока и др./



II. 1. Мимическая гимнастика. Возьмите в руки зеркала. Давайте покажем человека улыбающегося, печального, сердитого, удивленного и вновь улыбающегося.

На доске выставляются смайлики.



2. Дыхательная гимнастика.

У. Вот с таким хорошим настроением мы продолжим наш урок. Но сначала научимся правильно дышать. Будем дышать, как будто мы спим /вдох через нос, выдох через нос/; нюхаем цветок /вдох через нос, выдох через рот/; дуем на снежинку /вдох через рот и выдох через рот /



3. Артикуляционная гимнастика.

У. Выполним упражнение «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок» /в улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад /, «Чистим нижние зубки» и др.



III. Работа над новой темой.



1. Сообщение темы урока.

У. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в самый главный город нашей страны. Как называется наша страна?

Д. Россия.

У. Как называется самый главный город нашей страны?

Д. Москва.

У. Москва – столица нашей Родины.



2. Характеристика звуков.

У. Совершая экскурсию, мы повторим знакомые нам звуки з и с. Давайте правильно их произнесем.

У. Дайте характеристику этим звукам.

Звук з – согласный, звонкий.

Звук с – согласный, глухой.

У. Еще раз произнесем эти звуки.



3. Дифференциация звуков в слогах и словах.

У. На чем мы доберемся в Москву? Назовите самый быстрый вид транспорта.

Д. Самолет.

У. Повторяйте за мной слоговые ряды.

Са-са-са – хитрая лиса.

За-за-за – белая коза.

Со-со-со – сломалось колесо.

Зо-зо-зо – вот идет бизон.

Су-су-су – холодно в лесу.

Зу-зу-зу – я пасу козу.



У. Угадайте, какие игрушки мы возьмем с собой в путешествие:



Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу.

У стволов грызет кору. /заяц/.



Хобот длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? /слон/



Уши чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком,

У дверей она лежит,

Дом хозяйский сторожит. /собака\



4. Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях.

У. Составьте словосочетания и предложения со словами: заяц, собака. слон.

Скажите, кто нас встречает у трапа самолета? /Показывает изображение стюардессы/.

У. Как нас встречает стюардесса? Составьте предложения.

Д. Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Займите свои места.



У. Но прежде чем занять свои места, нужно выполнить одно задание. Назовите, что нарисовано на картинках и разместите рисунки под буквами з и с.

Д. З – коза, роза, зонт, зайка, змея. звезда и др.

Под буквой с – слон, сапог, собака, сова, снеговик, санки и др.

У. Где мы разместимся в самолете?

Д. В салоне.

У. Куда мы сядем?

Д. В кресла.

У. Определите место звука с в словах. /в начале слова, в середине/.

У. Самолет ТУ-154 готов в полет. Заходите, пассажиры! Он давно уже нас ждет.



Физкульминутка. Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Как пропеллером, повращаем руками, поднимемся на носочки, потянем руки вверх и тихо сядем.

Вот мы и прилетели в Москву. Куда мы подошли?

Д. К автобусной остановке.



IV. Дифференциация звуков в словах-отгадках и скороговорках



У. Куда зайдем? /В автобус/ Приехали на Красную Площадь. Что мы видим? /показ рисунка Кремля/

У. Наша экскурсия продолжается. Поедем в зоопарк. – Кого увидели в зоопарке? /Показ рисунков зайца, слона, лисы. носорога /



Кто любит морковку и прыгает ловко,

Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?



За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.

Промелькнула, пробежала – нет ни дыма. ни пожара.



Кто один имеет рог? Ну, конечно… /носорог/



У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди зверя – хобот большой.

Кто же это? Кто он такой?



Определим количество слогов в этих словах.



У. Сейчас мы с вами отправимся в магазин за подарками. Но прежде чем зайти в магазин, нужно четко проговорить скороговорку-чистоговорку:

У осы не усы, а усища-усики.



Нисколько не скользко,

Не скользко нисколько.



Перечислите, что вы купили в подарок.

Обязательное условие: в названии подарка должны быть звуки з или с.

Ученики называют слова с нужными звуками, определяют их место в словах.



V. Дифференциация звуков з и с в тексте. /Работа с букварем, стр. 74 \



VI. Итог урока.

У. Вот и заканчивается наша экскурсия.

- Вам понравилось путешествие?

- Над какими звуками мы сегодня работали?

- Где мы побывали во время экскурсии?

–Что вы увидели, запомнили?

Урок окончен.









7