Позднякова Таисия Павловна, учитель начальных классов высшей категории ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида» г. Железноводска
Открытый урок по чтению в 1 классе.
Дата: 18.01.2015г.
Тема урока: Дифференциация звуков з и с.
Форма проведения: урок – путешествие.
Цели и задачи урока:
научить различать звуки з и с в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, слуховое восприятие и слуховое внимание;
обогащать словарный запас;
воспитывать самоконтроль за речью, интерес к чтению;
формировать навыки культурного общения.
Оборудование: зеркала, профили артикуляции; изображения Москвы, Красной площади, Кремля, рисунки животных, видов транспорта для звуков з и с, изготовленные из бумаги тюльпаны, снежинки.
Х О Д У Р О К А.
I. Организационный момент.
Ученики готовы к уроку, стоят за партами.
Учитель /У/. Сядет тот, кто назовет животное или птицу, в названии которых есть звук з или с. /сова, заяц, лиса, сорока и др./
II. 1. Мимическая гимнастика. Возьмите в руки зеркала. Давайте покажем человека улыбающегося, печального, сердитого, удивленного и вновь улыбающегося.
На доске выставляются смайлики.
2. Дыхательная гимнастика.
У. Вот с таким хорошим настроением мы продолжим наш урок. Но сначала научимся правильно дышать. Будем дышать, как будто мы спим /вдох через нос, выдох через нос/; нюхаем цветок /вдох через нос, выдох через рот/; дуем на снежинку /вдох через рот и выдох через рот /
3. Артикуляционная гимнастика.
У. Выполним упражнение «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок» /в улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад /, «Чистим нижние зубки» и др.
III. Работа над новой темой.
1. Сообщение темы урока.
У. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в самый главный город нашей страны. Как называется наша страна?
Д. Россия.
У. Как называется самый главный город нашей страны?
Д. Москва.
У. Москва – столица нашей Родины.
2. Характеристика звуков.
У. Совершая экскурсию, мы повторим знакомые нам звуки з и с. Давайте правильно их произнесем.
У. Дайте характеристику этим звукам.
Звук з – согласный, звонкий.
Звук с – согласный, глухой.
У. Еще раз произнесем эти звуки.
3. Дифференциация звуков в слогах и словах.
У. На чем мы доберемся в Москву? Назовите самый быстрый вид транспорта.
Д. Самолет.
У. Повторяйте за мной слоговые ряды.
Са-са-са – хитрая лиса.
За-за-за – белая коза.
Со-со-со – сломалось колесо.
Зо-зо-зо – вот идет бизон.
Су-су-су – холодно в лесу.
Зу-зу-зу – я пасу козу.
У. Угадайте, какие игрушки мы возьмем с собой в путешествие:
Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу.
У стволов грызет кору. /заяц/.
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это? /слон/
Уши чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком,
У дверей она лежит,
Дом хозяйский сторожит. /собака\
4. Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях.
У. Составьте словосочетания и предложения со словами: заяц, собака. слон.
Скажите, кто нас встречает у трапа самолета? /Показывает изображение стюардессы/.
У. Как нас встречает стюардесса? Составьте предложения.
Д. Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Займите свои места.
У. Но прежде чем занять свои места, нужно выполнить одно задание. Назовите, что нарисовано на картинках и разместите рисунки под буквами з и с.
Д. З – коза, роза, зонт, зайка, змея. звезда и др.
Под буквой с – слон, сапог, собака, сова, снеговик, санки и др.
У. Где мы разместимся в самолете?
Д. В салоне.
У. Куда мы сядем?
Д. В кресла.
У. Определите место звука с в словах. /в начале слова, в середине/.
У. Самолет ТУ-154 готов в полет. Заходите, пассажиры! Он давно уже нас ждет.
Физкульминутка. Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Как пропеллером, повращаем руками, поднимемся на носочки, потянем руки вверх и тихо сядем.
Вот мы и прилетели в Москву. Куда мы подошли?
Д. К автобусной остановке.
IV. Дифференциация звуков в словах-отгадках и скороговорках
У. Куда зайдем? /В автобус/ Приехали на Красную Площадь. Что мы видим? /показ рисунка Кремля/
У. Наша экскурсия продолжается. Поедем в зоопарк. – Кого увидели в зоопарке? /Показ рисунков зайца, слона, лисы. носорога /
Кто любит морковку и прыгает ловко,
Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?
За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала – нет ни дыма. ни пожара.
Кто один имеет рог? Ну, конечно… /носорог/
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди зверя – хобот большой.
Кто же это? Кто он такой?
Определим количество слогов в этих словах.
У. Сейчас мы с вами отправимся в магазин за подарками. Но прежде чем зайти в магазин, нужно четко проговорить скороговорку-чистоговорку:
У осы не усы, а усища-усики.
Нисколько не скользко,
Не скользко нисколько.
Перечислите, что вы купили в подарок.
Обязательное условие: в названии подарка должны быть звуки з или с.
Ученики называют слова с нужными звуками, определяют их место в словах.
V. Дифференциация звуков з и с в тексте. /Работа с букварем, стр. 74 \
VI. Итог урока.
У. Вот и заканчивается наша экскурсия.
- Вам понравилось путешествие?
- Над какими звуками мы сегодня работали?
- Где мы побывали во время экскурсии?
–Что вы увидели, запомнили?
Урок окончен.
7