Урок - путешествие
Тема: Подведем итоги.
Цели: развитие умения решать орфографические задачи;
развивать внимание и память, обогащать речь учеников;
обобщить изученный материал;
воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность при работе в
тетради.
Оборудование: учебник по русскому языку авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка», рисунок королевы Орфографии, карточки с загадками для работы в парах, карточки для рефлексии, рисунки с запиской сказочных героев.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
II. Минутка чистописания.
Начинаем наш урок с минутки чистописания.
Вы сидите за партой стройно
И ведите себя достойно.
Когда откроете свою тетрадь,
Как снег белеют у нее страницы.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для нее – беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придется ей краснеть?
ле.лв, ло, ла, ли
III. Словарная работа.
У. Работаем в парах.
Выписать из орфографического словаря слова-отгадки к загадкам, написанным на карточках.
Приложение 1.
После выполнения работы самооценка детей при помощи линейки успешности.
IV.Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Мы сейчас отправимся в путешествие по стране.
- Что же это за страна?
- Кто в ней живет?
- Кто является королевой этой страны?
Я думаю, что вы мне сейчас их назовете. Обратимся к стихотворению А.Шибаева «Грустные вести».
(текст написан на карточке Приложение 2.)
У. Посмотрите внимательно и скажите, какие же ошибки допустил Миша.
Д. Миша написал не ту гласную в словах лежу, запеваю, чудный.
Д. Он написал не ту согласную в словах луг, пруд, груздь.
Д. Пропустил букву в слове солнца.
У. Молодцы! Значит, о каких орфограммах мы будем сейчас говорить.
Дети называют
У. Итак, в какую страну мы с вами попали?
Д. Орфография.
У. Кто же хозяйка этой страны?
Д. Королева орфография.
(учитель на доске вывешивает рисунок королевы)
У. Кто же жители этой страны?
Д. Орфограммы слов.
2. Сообщение темы и цели урока.
У. Назовите тему нашего урока.
Д. Повторение изученных орфограмм.
У. Молодцы! Давайте откроем учебник на с.161 и прочитаем тему нашего урока.
Дети читают тему урока: Подведем итоги.
(тема урока написана на доске)
физкультминутка
Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг примчался ветерок,
Небо тучкой заволок
И деревья раскачал,
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не видно лучик.
Снова ветер прилетай,
Эти тучи разгоняй!
3.Сообщение учителя об опознавательных признаках орфограмм.
У.А сейчас мы должны подумать, почему же Миша допустил ошибки?
Д.Миша не знает правил.
У. Да, я с вами согласна.
Д. Миша может правила знает, но не знает, где же это правило нужно применить.
У. Да, я согласна. А для этого у нас есть опознавательные признаки.
Давайте снова обратимся к Мишкиному письму, к словам, в которых он допустил ошибки. И найдем эти опознавательные признаки.
Д. Лежу, леса, запеваю - причина ошибки - неясное произношение, гласный в слабой позиции, без ударения.
Д.Луг, груздь, пруд – согласный в слабой позиции, в конце слова, когда он оглушается.
Д.Солнце – стечение согласных, один из звуков не слышится, т. е. оглушается.
У. А вот в слове чудный – гласный ударный, а почему ошибка?
Д. Секрет в букве ч перед у. Это коварный шипящий звук.
У. Мы вывели 3 опознавательных признака, слышим одно, а пишем другое. Опознавательные признаки надо знать, чтобы не заблудиться в стране Орфографии, они помогут нам находить нужное правило.
4.Задание королевы Орфографии
Королева Орфографии приготовила для вас новое задание. Работать будете в группах.
Класс делится на 4 группы по 5 человек. Группы формируются по желанию. Дети распределяют роли в своих группах.
Цель работы в группах: совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения.
У. Задание для каждой из групп в учебнике на с. 162 упр.472, т. к. увидели условный значок задачника, то открываем задачник на с.64
Вам нужно отметить все орфограммы в первом стихотворении, вставить буквы, записать проверочные слова на дополнительной строке.
5. Работа в группах.
6. Каждая группа отчитывается о своей работе.
Проверяем по строчкам.
Д.1 группы: в слове завтраком вставим две гласные буквы а, первая буква в сильной позиции. Чтобы правильно написать гласную букву во втором слоге обратимся к словарю, так как это словарное слово.
Д.2группы: в слове ножкой вставим согласную букву ж, можно проверить словом ноженька.
Д.3 группы: в слове вышиб, вставляем букву б, проверим, словом вышибает.
Д.3группы: чтобы правильно написать слово лестница, обратимся к словарю, так как это словарное слово.
(Слово пошел)
Д. 4группы: в слово сосед вставим букву д проверим, словом соседи.
Д.1 группы: в слово побежал, вставим букву е проверим словом бег, в слово вослед вставим букву д проверим словом следы.
У. Молодцы! Вы достойно справились с заданием.
А сейчас каждый, пожалуйста, оцените свою работу в группе. Если вы согласны с моим утверждением, то рядом поставьте +.
Рефлексия « Я оцениваю мою работу в группе»
приложение 3.
У. Ребята, вы показали сейчас свою работу в группе, королева Орфографии очень довольна вами. Посмотрите, как она улыбается. Но она подготовила для вас еще одно задание. Работаем самостоятельно.
7.Самостоятельноя работа.
Стр. 65 задачника упражнение 474.
Самостоятельная работа проводится деффиринцировано. Сильные учащиеся выполняют задание под цифрами 1и2, а слабые под цифрой 1.
V. Итог урока.
Стук в дверь. Входит королева Орфография.
-Здравствуйте, ребята! Я королева Орфографии. Сколько хлопот с орфографией, сколько ее учить! И ведь что обидно: придумали ее взрослые, а учить приходится детям! А что будет, если обойтись без нее? Просто так: написал, как слышишь,- и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.
Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку.
Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадачена и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. Оба они стали беспокоиться. Где он сейчас? В каком он положении?
В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин куда-то ушел с каким-то Щасвирнуся .Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился.
Следующая записка мальчика выглядела по-другому
И никаких недоразумений больше не было.
Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказках все кончается хорошо. А что бы получилось, если бы люди так писали в обычном городе?
В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, вывески. Скорая медицинская помощь опаздывает к больным, потому что очень долго разбирает адрес, и больной получает лекарство с опозданием. Работникам милиции трудно задержать преступника: пока прочтешь его приметы, преступник успевает скрыться. Так что не весело в этом городе. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографии, но ничего хорошего из этого не вышло.
Ребята, но вы сегодня на уроке хорошо поработали. Много говорили о правилах проверки. Я думаю, что с вами не случится того, что произошло со сказочными героями.
VI. Домашнее задание.
На правах гостя сегодняшнего урока я сейчас задам вам задание на дом.
Предлагаю вам поработать учителем и исправить все ошибки в тексте.
Задание в задачнике на странице 66, упражнение 475.