СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие "Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы урока могут быть полезны на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие "Слово и его лексическое значение"»

Урок-путешествие в сказку

«Слово и его лексическое значение»

Цели урока:

Познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.

Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.Обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значение слова, формировать навыки комплексного анализа текста, развивать умение пользоваться толковым словарем, воспитывать интерес к сказке, как живому слову русского народа..

Оборудование: глобус, текст сказки «Колобок», Толковый словарь С.И. Ожегова.

Тип урока: подача новых знаний



Ход урока

Эпиграфы: «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

В. И. Даль

Начинает сказка сказываться.

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности( обыгрывание глобуса)



Чтение стихотворения В. Шефнера



Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

Беседа с классом



- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать в мир слов.

III. Объявление темы и цели урока.

- Прочитаем эпиграфы нашего урока.

- Посмотрите на стол, что вы видите? (хлеб)

- Запишем в тетради пословицу.

«Хле… – всему г…лова»

- Вставим пропущенные буквы. Проверим.

Работа у доски

- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.

[ХЛ΄Э́П]

- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека?

- Послушаем стихотворение о Хлебе.

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.

- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить?

- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.

- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.

- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают?

- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)

- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)

- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)

- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

- Посмотрите на доску. В каком случае будет предложение, а в каком – набор слов?

- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении?

- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.

- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. )

- А составителем первого «Толкового словаря живого великорусского языка» был Владимир Иванович Даль

- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.

Работа со словарем

- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.

Словарная статья

»хлеб - плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. Хлеб - всему голова (посл.).

»хлеб - хлеб то же, что и пропитание. Зарабатывать себе на хлеб. Хлеб насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-нибудь ([ устаревший, устаревшая форма ] и прост.).

» хлеб - хлеб такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Хлеб на корню.

» хлеб - хлеб средства к существованию, заработок.

» хлеб - хлеб такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. Ставить хлеба в печь.

» хлеб - хлеб пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печеный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также [в переносном значении ] : о пропитании, пище вообще).

- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа?

- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)

- А откуда пришел к нам этот Колобок?

- Молодцы! Он пришел к нам из сказки «Колобок».

- Обратимся к эпиграфу

Начинает сказка сказываться

- Ребята, как вы думаете, откуда эти слова? (из сказки). Что они нам обещают? Они погружают нас в удивительный  мир волшебства! В сказку, в которой любимые герои отправляются в путь-дорогу, где им обязательно встретятся испытания. Поднимите руки, кто из вас НЕ любит сказки? Давайте вспомним, какие сказки мы знаем?

Работа у доски:

- Молодцы! Поработаем у доски.

Морфемный разбор слова СКАЗЫВАТЬСЯ.

Работа со словарем

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?



КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный колобок.

- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)

- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы)

- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ.

Работа с текстом сказки

- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.



1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.


2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

- Где здесь ТЕКСТ? (1)

- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)

- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)

- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Физминутка:

- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.



- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ?

- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему?

- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.

Толковый словарь Ожегова.

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.

ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.

КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. А что же с ним случилось потом?

- Молодцы! Вы очень хорошо знаете эту сказку. А можно рассказать все то же, но немного по-другому. Послушайте.

В сказке колобок создаётся стариком и старухой путем метения по амбарам и поскребания по сусекам как сферической формы хлеб, который внезапно оживает и убегает из дома. Сюжет сказки представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи с различными говорящими животными (представителями фауны), намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он путём не очень обоснованной логической индукции аргументирует свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой (выраженной в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы), съедает.

- Чем отличается мой рассказ от вашего? (Отличается стилем)

- Молодцы, вспомним стили речи. (Научный, разговорный и художественный стили)

- Хорошо, к какому стилю речи относится ваш рассказ? (К разговорному)

- Мой рассказ? (Ближе к научному)

- А каким же стилем написан текст самой сказки? (Художественным)

- Какие признаки художественного текста мы видим в сказке «Колобок»? Поработаем с текстом. (Тропы: олицетворение, метафора; повторы и т.д. с примерами из текста сказки)

- Верно! Вспоминая признаки текста, можем ли мы назвать сказку «Колобок» текстом? Связаны ли в ней слова по смыслу и грамматически? (ответы)

- Какова же основная мысль этой сказки как текста? (Тема хвастовства и т.д.)

- В чем был неправ Колобок? (ответы)

- Верно, Колобок слишком много хвалился и много болтал, за это и пострадал. Вспомним песенку, которую пел Колобок:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, ……., подавно уйду!

- Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?

"Говори меньше, думай больше"

"Легко хвалится, легко и свалится".

"С умом задумано, да без ума сделано"

"Удерживай слово, когда оно навредить может" и др.

Работа по вариантам

- какое еще значение имеют слова? (Грамматическое)

- Частично мы это уже затронули. Что же такое грамматическое значение слова? (К грамматическому значению слова относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число)

- Для чего служит грамматическое значение слов? (Для связи слов в предложении)

- Итак, мы с вами выяснили, что слова имеют лексическое и грамматическое значение. Перед вами пословица:

I II

  ХОТЬ ХЛЕБА НЕТ, ДА ЛАСКОВОЕ СЛОВО БЫЛО БЫ.

- Можно сказать, что это предложение? (Можно)

- Почему это предложение? (Между словами есть грамматическая связь)

- Давайте, определим грамматическое значение выделенных слов (работа по вариантам) ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.

СЛОВО – ср.р., ед.ч., И.п.

IV. Итоги урока

- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому?

- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?

- Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.

V. Рефлексия

- Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:

1.На уроке я работал

Хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

Доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

Понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

Легким

трудным

- Вы сегодня хорошо работали. (Выставление оценок)

  1. Домашнее задание

– Прочитать теоретический материал «Слово и его лексическое значение» ,выяснить значение слов школа, лицей, гимназия. Со словом школа составить небольшой рассказ.