Урок-игра по русскому языку в 3 классе с казахским языком обучения.
Цель: формировать умение правильно употреблять различные грамматические формы слов; обогащать словарный запас учащихся новыми словами; закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность и самоконтроль.
Оборудование: учебные вещи (предметные рисунки и предметы); содержимое портфеля; слайдовая презентация.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса. Физминутка.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Речевая разминка (работа с чистоговоркой)
1) Игра «Доскажи словечко»
Чо-чо-чо, чо-чо-чо - у меня болит пле...
Ча-ча-ча, ча-ча-ча- нужно вызвать нам вра...
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - нет, к врачу я не хо...
Ча-ча-ча, ча-ча-ча - буду плакать у вра…
Чи-чи-чи, чи-чи-чи - помогают нам вра…
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - ну тогда пойду к вра…
2) Беседа:
— Как вы думаете, нужно ли обратиться к врачу, если вы себя плохо чувствуете? Почему?
— Какой звук вы слышите в каждой строчке чистоговорки? Вспомните слова с этим звуком. (Человек, чистота, чемодан, чашка, чайник).
III. Сообщение темы и задач урока.
Учитель: Кто из вас любит путешествовать? Все?! Хорошо! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а заодно и повторим все, что узнали на уроках русского языка. Путешествие наше будет необыкновенным, а страна, в которую мы отправимся, называется Страна Знаний. Попасть в эту страну очень легко, ведь все загадки и испытания, которые встретятся на вашем пути, вам уже знакомы. Ну что, готовы? А на чём можно путешествовать? Правильно, путешествовать можно на самолёте и поезде, на машине и пешком, а ещё на теплоходе и даже на паруснике.
И первое путешествие мы совершим вот на таком замечательном паруснике, ведь мы отправляемся на Остров!
На этом кораблике
Под парусами
Мы в дальние страны
Отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет
С собой позовем.
Ну что же, согласны?
Решили? Плывем!
Руки на штурвал. Сели поудобнее. Молодцы! С такими мальчишками и девчонками можно смело начинать путешествие.
Остров, куда мы прибыли, называется Остров сказок. Нас здесь встречают сказочные герои. Посмотрите, вы их знаете? Из какой они сказки?
1) У него подружки – пиявки да лягушки….Водяной. Сказка «Летучий корабль».
2) Всех излечит, исцелит добрый доктор…Айболит!
3) Девочка, которую дед и бабка вылепили из снега?... Снегурочка.
4) Она нашла своё счастье в стране эльфов. …Дюймовочка
5) В песенке он поёт: «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…» Чебурашка.
6) Стоит в поле дом чудесный, Он не низок, не высок. Вы узнали, что за сказка?
Ну-ка хором … Теремок
7) Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок
Все ж попался …Колобок
8) У отца был мальчик странный: Необычный, деревянный. Он имел предлинный нос,
Что за сказка? Вот вопрос. … Буратино
Молодцы! Знаете сказки и их героев. Но нам пора отправляться дальше! Следующий остров, на который мы попали, называется Пиратским островом. А вы знаете, кто такие пираты? Правильно, это разбойники, которые грабят корабли. На этом острове они хранят награбленные вещи, в том числе и те, которые необходимы для вас – учеников. Как называются эти вещи? Школьные или учебные вещи. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их разгадать. Если все загадки вы отгадаете верно, мы соберем портфель для ученика.
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -... (Пенал)
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга).
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Резинка, ластик, стёрка).
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь... (Линейка)
Совсем не белоручка
Ученическая... (Ручка.)
Должен каждый ученик
В школу брать с собой... (дневник).
Рисовать решил я дом.
Открываю свой... (альбом).
Гриб, медведь, лиса, корзина —
Всё слеплю из... (пластилина).
За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нём,
И тетради, и альбом.
Он, друзья, не самозванец,—
Родственник портфеля... (ранец).
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Учебник).
Замечательно! Вот собрали мы портфель и отправились дальше.
Гавань грамотеев подготовила нам своё задание: из букв каждый из вас должен составить слово( каждый получает своё задание – карточки с буквами, из которых надо составить слова Родина, Казахстан, Астана, школа, семья).
Молодцы, и с этим заданием вы справились! Эти слова мы узнали на уроках « Наша родина» и «Моя семья». А какие ещё слова на эти темы вы знаете? (Дети называют слова на заданные темы).
Отлично! Но впереди нас ждет ещё одно препятствие на пути к берегу. Это Река Испытаний. Вы должны найти ошибки в этих стихотворениях. Если всё правильно, вы говорите «Да», если неправильно - «Нет» и объясняете, что же неверно.
1. Волк живет в своей норе, а жучки живут в коре. (Все правильно) .
2. Спят ночами утки в конуре иль будке. (Не утки, а собаки спят в конуре) .
3. Весною из берлоги выходят носороги. (Не носороги, а медведи).
4. Для того, кто нездоров, вызывают докторов. (Все правильно) .
5. Сливки, масло и творог дает детишкам носорог. (Не носорог, а корова).
6. За двойку в тетради каждый отец сыну обязан сказать: "Молодец! ". (Не за двойку, а за пятерку).
7. Помидор большой и спелый цвет имеет ярко-белый. (ярко-красный).
8. Летом лист березовый абсолютно розовый. (Не розовый, а зеленый).
9. Ежедневно в пять утра в школу вам идти пора. (Не в пять, а в восемь часов утра).
10. Новый год когда встречают, люди пальму наряжают. (Не пальму, а елку).
Вы отлично справились с заданиями и по реке спустились к Морю Задач. Вы любите математику? Сейчас проверим! Расположите все заданные цифры по порядку от 1 до 20. И ещё одно задание: попробуйте посчитать животных в этих загадках!
Пять малышек медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
Скольким сон хороший снится?(4)
На полянке у реки,
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать? (4)
Раз, к зайчонку на обед,
Прискакал дружок сосед.
На пенёк зайчата сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята ловок,
Сколько съедено морковок? (6)
Бабушка Надя в деревне живет,
Животных имеет, а счет не ведет.
Я буду, ребята, их называть,
А вы постарайтесь их посчитать
Корова, теленок,
Два маленьких гуся,
Овца, поросенок и кошка Маруся.
Сколько всего животных
у бабушки Нади? (7)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?(5)
Отлично! И с математикой справились!
И вот мы добрались до Бухты Спокойствия. Тут уже и до Берега Трудолюбия рукой подать. Что же ещё мы должны сделать, чтобы пристать к этому берегу? Одна из последних тем, изученных вами на уроках русского языка, тема «Животные и детеныши животных». Давайте вспомним эти слова.
У коровы – теленок; у козы – козленок; у лошади – жеребенок; у слона – слоненок; у тигра – тигренок; у льва – львенок; у кошки – котенок; у собаки – щенок; у курицы – цыпленок; у гуся – гусенок.
Вот мы и пристали к Берегу Трудолюбия. Возьмите листочки и обведите на них свою ладошку, а на ладошке нарисуйте мордашку, с каким настроением вы сегодня путешествовали.
За время, которое вы провели в школе, вы уже узнали очень много. Но ещё больше вам предстоит узнать. Счастливого вам плаванья по Стране Знаний! Доброго пути!