СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Развитие культуры России ХIХ века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Развитие культуры России ХIХ века"»

План-конспект открытого урока

Тема урока: Развитие культуры России ХIХ века.

Методическая цель: Изучение нового материала с использованием элементов системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Вид занятия: Изучения нового материала

Технологии обучения: деятельностные технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, индивидуальная, активная и интерактивная.

Цели урока:

Образовательные:

· создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;

Развивающие:

· развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

Воспитательные:

· пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.

Планируемые результаты урока:

Предметные: изучение основных направлений развития культуры XIX века в России

Метапредметные:


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.


Личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Формируемые компетенции:

Профессиональные компетенции:

Формировать умение распределять время на уроке и выполнять намеченный план, отбирать необходимый учебный материал, сравнивать и анализировать; формировать умения анализировать новые ситуации; способность понимать и признавать ценность знаний по всеобщей истории.

Общие компетенции:

формировать у студентов понимание сущности и социальной значимости профессии учителя, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск, анализ и оценку необходимой информации; умение владеть ИКТ для совершенствования учебной деятельности; формировать умение работать в коллективе и команде, ставить цели, мотивировать свою деятельность.

Учебно-методическое обеспечение и оснащение: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебник В. В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История» для учреждений среднего профессионального образования.





Ход урока

п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент

Приветствие. Нацеливание студентов на активную работу на уроке.

Психологический настрой.

Определение темы и постановка задач урока

Вводная беседа с группой. Актуализация опорных знаний. Прежде чем перейти к основной части нашего урока проверим 1 часть домашней работы. Какие исторические события происходили 27 марта в разные годы.

-Сегодня мы продолжим с вами путешествие во времени и вновь окунемся в неповторимую атмосферу ХIХ столетия.

Работа по слайду презентации Слайд №1

-Обратите внимание, на слайде вам представлены портреты известных людей, назовите их имена, и выделить направление их деятельности?

-Как вы думаете, что объединяет этих людей?

-В какой период времени жили и создавали свои произведения эти деятели искусства? Обратите внимание на годы жизни.

-Попробуйте предположить какова тема нашего урока?

Наша тема: Русская культура 19 века

Запишите ее в тетради.

Прогноз цели урока. –

Исходя из темы урока, попробуйте спрогнозировать его цель. Что мы будем изучать на уроке

-Исходя из темы урока, попробуйте спрогнозировать его цель. Что мы будем изучать на уроке?

Цель урока – сформировать представление о творческом наследии деятелей культуры ХIХ века.

Тема сегодняшнего урока связана с развитием культуры.

-Дайте определение понятию Культура. Это понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Давайте вспомним те, которые вы изучали на уроках обществознания.

-Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других.

Давайте вместе поразмышляем: Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Культура России первой половины 19 века». Этот период в истории русской художественной культуры принято называть «золотым веком». А почему так называют мы ответимв конце урока, изучив основные направления культуры, развитие литературы, живописи, архитектуры. Итак, проблема урока:

Учитель ставит проблему: Почему культуру России первой половины 19 века называют «золотым веком» русской культуры?(слайд4 )


-Какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие 19 веке, оказали наибольшее влияние на развитие культуры страны в изучаемый период?

-Действительно, Отечественная война 1812 года, декабристское восстание, падение крепостного права, проведение Александром II либеральных реформ означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, а также способствовал развитию науки, образования и, конечно же, культурному росту нашего государства.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия — крестьяне и мещане, но и высшие сословия — купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.

Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев, уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии — для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.


После реформы 1861 г. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование.

Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.


В области математики они связаны прежде всего с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.


В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.


Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики, особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), опреде- ляюицее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург — Царское село.

Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации


Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства — наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.


Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского»(Выступление Карамзин)

В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена — М.П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду.



Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

(выступления )10 мин

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев, (Слушаем)

Наиболее популярными романсами А.А. Алябьева стали «Соловей», «Нищая».

Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и Г1.И. Чайковский. Глинка стал вершиной в развитии русской музыки первой половины XIX в. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки.

Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.



Студенты отвечают на вопросы.

(Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХIХ веке.)








Предполагаемые ответы студентов.(это портреты русских деятелей искусства: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, И.И. Левитана, И.Е. Репина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.)

Они создавали свои произведения ХIХ веке.


Формулируют тему урока. Осмысление темы урока.






Записывают тему урока в тетради



Студенты формулируют главную цель изучения нового материала. Обучение целеполаганию. Образовательные: познакомить студентов с основными направлениями культурной жизни в России в первой половине 19 века.

Развивающие: развивать навыки монологической речи, культуры общения; развивать навыки анализа художественных произведений.

Воспитательные: развивать эстетические вкусы учащихся, воспитывать уважение к культурному наследию страны.


Культура – сфера духовной жизни общества.

Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.















Студенты высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят к выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов на духовное развитие российского общества.






























Отвечают на проблемный вопрос

Изучение нового материала

  1. Постановка учебной задачи:

-В рамках одного урока мы с вами не сможем рассмотреть все направления искусства 19 века. Поэтому на сегодняшнем уроке мы вами более подробно изучим 4 направления культуры России 19 века (наука,образование,живопись, литературу и музыку). Работать будем по вариантам. Первый вариант изучает живопись, второй вариант работает с музыкальным искусством.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия — крестьяне и мещане, но и высшие сословия — купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.

Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев, уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии — для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.


После реформы 1861 г. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование.

Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.


В области математики они связаны прежде всего с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.


В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.


Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики, особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), опреде- ляюицее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург — Царское село..


Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации


Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства — наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.


Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», .(Выступление Карамзин)

В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена — М.П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду.



Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.(выступления )

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Музыка больше, чем другие виды искусства испытала на себе влияние Отечественной войны 1812 года. Центральное место в музыкальном искусстве первой половины 19 века принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке(1804-1857), заложившему основы русской национальной школы в музыке. Его заветной мечтой было создать настоящую русскую оперу на героический сюжет. По совету В.А.Жуковского М.И. Глинка взял в основу сюжет из истории русского народа: подвиг Ивана Сусанина. В театре того времени ещё никто не отваживался вывести простого крестьянина в качестве трагического героя. Опера М.И. Глинки, получившая название «Жизнь за царя», была поставлена в 1836 году. Её восторженно приняли зрители. В числе первых слушателей были Пушкин и Гоголь. (прослушивается отрывок) Другой русский композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский(1813-1869гг) задумывает оперу из народной жизни и останавливается на незавершённом произведении А.С.Пушкина «Русалка». С большой симпатией и глубиной Даргомыжский в своей опере людей из народа. В 1856 году «Русалка» была поставлена в петербургском Мариинском оперном театре. Глубоко правдивая, подлинная народная музыка оперы не имела успеха у аристократической публики. Музыкальная жизнь России первой половины 19 века ознаменована необыкновенно ярким песенным расцветом. Песня звучит всюду: в глухих деревушках и рабочих посёлках, в посадах, пригородах и помещичьих усадьбах. В середине 20-х годов повсюду звучала задушевная песня «Соловей мой, соловей». Эта прекрасная мелодия стала известна и за рубежом. Мало кто знал, что это не народная песня, что слова «Соловья» сочинил друг Пушкина Дельвиг, а музыку – даровитый композитор Александр Андреевич Алябьев (1787 – 1851гг).

Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.





Нацелены на самостоятельную работу. Слушают объяснения преподавателя.



































Работают в группах. Анализируют, отбирают и

систематизируют предложенный материал.

Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия на уроке по решению поставленных задач.












Ответы студентов. Краткое изложение материала о жизни и творчестве русских художников 19 века. (И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин и И.И. Левитан). Обсуждение.




Предполагаемые ответы студентов:

-Художники второй половины 19 века изображали в своих картинах события реальной жизни русского народа.




я














Ответы студентов:

-Через инструменты, игру звука и т.д.




Ответы студентов:

-Торговые отношения, знакомство с культурой других народов, получившие отражения в былинах, но основанные на реальных событиях.




Ответы студентов. Краткое изложение материала о жизни и творчестве русских композиторов 19 века. (М.П. Мусоргского, Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского). Обсуждение. Заполнение таблицы





Закрепление изученного материала

Работа по вариантам .Ответы на вопросы теста

-Мы с вами познакомились с 4 основными направлениями культуры 19 века и их представителями.

-Какие же общие идеи прослеживаются у авторов произведений различных видов искусства?


Итак, мы подошли к главному вопросу нашего урока: Почему культуру первой половины 19 века называют «золотым»



Отвечают письменно на вопросы. Взаимопроверка




Обсуждение. Студенты предлагают свои варианты ответов.

(т.к. именно тогда русская живопись, музыка, русская художественная литература утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся соотечественников достигших такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства).


Подведение итогов урока

Продолжение групповой работы.

-В качестве завершающего штриха нашей работы на уроке я предлагаю вам заполнить таблицу

Студенты заполняют предложенную таблицу.

Рефлексия

-Наше занятие подходит к концу.

-Составим синквейн.

Заполняют рефлексивную карту. Каждый студент самостоятельно выставляет себе отметки за работу на уроке.

Домашнее задание


Студенты записывают домашнее задание в тетради



























В результате урока

«Художественная культура России во второй половине ХIХ века».

мне открылись:

Три самых важных имени литераторов:_____________________________________________

____________________________________________________________________________

Три самых важных литературных произведения______________________________________

__________________________________________________________________________________

Три самых важных имени живописцев_______________________________________________

___________________________________________________________________________________

Три самых важных названия картин__________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Три самых важных имени композитор_________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Три самых важных музыкальных произведения_________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Три самых важных чувства, возникших у вас во время урока_____________________________

_____________________________________________________________________________________





Культура - изначально в латинском языке означала «возделывание, обработка почвы».

Культура – сфера духовной жизни общества.

Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

Основные события 19 века.

  1. Отмена крепостного права.

  2. Либеральные реформы Александра 2.

  3. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

  4. Переход к капиталистическим отношениям

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве.