СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 5 классе «Монолог и диалог»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе «Монолог и диалог»»



Урок развития речи в 5 классе

«Монолог и диалог»

Урок закрепления знаний

План-конспект урока

Ход урока:

  1. Организационный момент.(слайд 1)

  2. Актуализация опыта учащихся:

Из первых букв фамилий авторов произведений, отрывки из которых приведены, составьте слово: (слайд 2)

1) – Молодец, - говорит, - Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. - А у парня, верно, невесту-то Настей звали.

- Вот, - говорит,- тебе подарочек для твоей невесты,- и подает большую малахитову шкатулку.(«Медной горы хозяйка». Павел Петрович Бажов (слайд 3)

2) Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось. (Сергей Есенин) (слайд 4)

3) …Лишь басок лейтенанта

О чем-то напоминал.

- А ну, повернитесь к свету,-

И свечку к нему поднес.

Все те же детские губы,

То же курносый нос.

А что усы – так ведь это

Сбрить! – и весь разговор.

- Ленька! – Так точно. Ленька,

Он самый, товарищ майор!

(Константин Михайлович Симонов. «Сын артиллериста»). (слайд 5)

4) Стал стучаться под избой:

-Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождем я весь промок

С головы до самых ног.

(Петр Павлович Ершов «Конек-горбунок»). (слайд 6)

5) Русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Сб. «Пословицы русского народа» (1861-62). Создал «Толковый словарь живого великорусского языка», за который был удостоен звания почетного академика Петербургской АН. Кто этот человек? (Даль Владимир Иванович). (слайд 7)

6) Ворон задумчиво покачал головой и сказал:

-Очень вероятно, очень вероятно!

-Как! Правда? - воскликнула девочка и чуть не задушила ворона поцелуями.

-Потище, потище! - сказал ворон.- Я думаю, что это был твой Кай. Но теперь он, верно, забыл тебя со своею принцессой!

-Разве он живет у принцессы? - спросила Герда. («Снежная королева», Ханс Кристиан Андерсен). (слайд 8)

(Получается слово «беседа») (слайд 9)

- Подберите синонимы к составленному слову.

- Какой бывает речь?

Речь   может   быть   диалогической    (от   греческого  слова диалогос — беседа) и монологической (от греческих слов монос — один+логос — речь).


- Что обозначают термины «диалог» и «монолог»?

Диалог — разговор   двух   или   нескольких   лиц.  

Моно­лог — речь одного лица. (слайд 10)

- Какие отрывки из перечисленных являются диалогами, а какими – монологами?

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Закрепление материала.

А) - Как вести беседу? Какой памяткой вы пользуетесь? (слайд 11)

  • Старайся затронуть в разговоре интересную тему

  • Поменьше говори о себе

  • Внимательно слушай собеседника

  • Не говори громче собеседника

  • Не перебивай говорящего

  • При разговоре смотри на собеседника

Б) - Прочитаем отрывок из произведения:

Безмозглый доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, – сказала Тортила, – не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик...
Тортила вздохнула, помолчала и опять вздохнула так, что из воды пошли пузыри.
– Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь, и это принесет счастье.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Из какого произведения взят этот отрывок? (Из повести-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино») (слайд 12)

-Найдите 2 монолога: (монолог рассказчика и монолог Тортилы).

-Как связаны между собой предложения по смыслу и грамматически?

- Где в монологах писатель использовал повествование, описание, рассуждение?

(В художественном тексте, так же как и в разговорной речи, обычно используются все формы словесного выражения: здесь есть монолог, повествование, описание и рассуждение).


В) Прочитайте этот  текст сначала полностью, а потом только диалог по ролям.

11 июля. Сегодня был очень хороший, солнечный день. Утром я прихожу на пасеку, а Толя уже сидит возле улья с маленьким зеркальцем, заглядывает одним глазом в верхний леток1 и поти­хоньку смеется.

—  Чего ты смеёшься? — спрашиваю я.

—  Они танцуют.

—   Кто танцует? Пчёлы.

—  С ума, - говорю,— спятил!

—  Посмотри сам.

Я взял у него зеркальце и стал смотреть в леток.

Одна пчела бегала вприпрыжку по сотам. Она поворачивалась то в одну сторону, то в другую, то быстро вертелась. Вдруг другая пчела бросилась следом за ней, и они стали вертеться вместе. Следом за второй пустилась плясать третья пчела.

Я не выдержал и громко рассмеялся.

—  Всё время так,— сказал Толя.— Я за ними уже давно слежу. (Н.Носов.)

- Какие знаки препинания ставятся при диалоге? (Расскажите, используя примеры из данного отрывка).

(Текст перед всеми учащимися в распечатанном виде (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Из какого произведения  Н. Носова взят текст? («Дневник Коли Синицына». Мальчик записывал в «Дневнике» все интересные случаи, которые происходили с ним во время летних каникул. Особенно подробно Коля писал о пчёлах, за которыми он наблюдал и ухаживал вместе с друзьями.) (слайд 13)

Учитель: Сегодня мы часто определяли авторов произведений, работали с отрывками из книг. Уважаемые родители, какие книги нравились вам в детстве?

Какие вы бы посоветовали прочесть вашим детям?

Задание для родителей: Итак, вам предстоит составить монолог – совет по выбору книги для чтения или диалог-обсуждение прочитанной книги с вашим ребенком. (слайд 14)

(Выполнение задания родителями)

(В то время, когда родители составляют монологи и диалоги, ученики выписывают из предложенных пословиц те, которые уместно использовать в ответе на вопрос: «Как вести беседу?»): (слайд 15)

1.  В   умной   беседе  ума   наберёшься,   в   глупой — свой   рас­теряешь.

2.  Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

3.   На всякого Егорку своя поговорка.

4.   Когда я ем, я глух и нем.

5.   На добрый привет — добрый ответ.

6.  Недоброе слово больней огня жжёт.

3