СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи в 5 классе. Помощь в написании сочинения-описания "Моё любимое животное".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе. Помощь в написании сочинения-описания "Моё любимое животное".»

Урок развития речи  по русскому языку  в 5 классе Выполнила:  Быданова Юлия Александровна (учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 40» г. Магнитогорска).

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе

Выполнила: Быданова Юлия Александровна

(учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 40» г. Магнитогорска).

Содержание Тема урока Охарактеризуйте животных Актуализация знаний Послушайте рассказы Анализ текстов Новое определение. Дискурсивы. Вспомним Ближе к теме… Структура сочинения Помощь в написании сочинения Лексическая работа Слова-помощники Важно! Рефлексия Домашнее задание

Содержание

  • Тема урока
  • Охарактеризуйте животных
  • Актуализация знаний
  • Послушайте рассказы
  • Анализ текстов
  • Новое определение. Дискурсивы.
  • Вспомним
  • Ближе к теме…
  • Структура сочинения
  • Помощь в написании сочинения
  • Лексическая работа
  • Слова-помощники
  • Важно!
  • Рефлексия
  • Домашнее задание
Тема урока? Сочинение-описание «Моё любимое животное».

Тема урока?

  • Сочинение-описание

«Моё любимое животное».

Охарактеризуйте одним прилагательным: Высокомерная кошка Любопытная морская свинка Пугливый кролик Довольный ягненок Жизнерадостный щенок

Охарактеризуйте одним прилагательным:

Высокомерная кошка

Любопытная морская свинка

Пугливый кролик

Довольный ягненок

Жизнерадостный щенок

Актуализация знаний Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? Чтобы уметь красиво и правильно говорить  Кто сможет сказать: чем схожи, и чем отличаются животные ? Характером, настроением, повадками.

Актуализация знаний

Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки?

  • Чтобы уметь красиво и правильно говорить

Кто сможет сказать: чем схожи, и чем отличаются животные ?

  • Характером, настроением, повадками.
Послушайте рассказы. Какой из двух Вам понравился? Почему? Текст 1. Медведь – вроде очень сильное животное. Медведь такой сильный, ну вообще! Если мне на пути встретится медведь, я.. я….ну это.. убегу, или… . Чтобы есть, медведь ловит… как их там…, рыб, по-моему, и мелких зверей. Я где-то слышал, потому что медведи – большие любят мед. Текст 2. Белочка Однажды я увидела на дереве в парке забавную белочку. Золотисто-коричневую, только кончик хвостика белый, словно сметаной полит. Хвост гораздо больше самой белочки! Он пышный и пушистый. Лапки у нее короткие, но с острыми коготками. Я с огромной радостью угостила новую подружку вкусным орешком, с которым она невероятно ловко справилась.

Послушайте рассказы. Какой из двух Вам понравился? Почему?

Текст 1.

Медведь – вроде очень сильное животное. Медведь такой сильный, ну вообще! Если мне на пути встретится медведь, я.. я….ну это.. убегу, или… . Чтобы есть, медведь ловит… как их там…, рыб, по-моему, и мелких зверей. Я где-то слышал, потому что медведи – большие любят мед.

Текст 2. Белочка

Однажды я увидела на дереве в парке забавную белочку. Золотисто-коричневую, только кончик хвостика белый, словно сметаной полит. Хвост гораздо больше самой белочки! Он пышный и пушистый.

Лапки у нее короткие, но с острыми коготками. Я с огромной радостью угостила новую подружку вкусным орешком, с которым она невероятно ловко справилась.

Проверяем ответ… Ученики с помощью учителя: Первый рассказ –много пауз, избыток слов-паразитов (дискурсивов, которые заполняют паузы «э-э…», «типа», «ну», «короче», «как бы» и т.д.), а второй – изысканная речь, ораторское искусство. Автор умеет говорить вдохновенно, увлекательно, забавно.

Проверяем ответ…

Ученики с помощью учителя:

  • Первый рассказ –много пауз, избыток слов-паразитов (дискурсивов, которые заполняют паузы «э-э…», «типа», «ну», «короче», «как бы» и т.д.), а второй – изысканная речь, ораторское искусство. Автор умеет говорить вдохновенно, увлекательно, забавно.
Запишем новое определение Дискурсивы - «Слова-паразиты»,  не несущие смысловой нагрузки слова, характерные для спонтанной, неподготовленной речи.   В качестве дискурсивов могут выступать как служебные части речи («типа», «как бы», «итак», «короче», «таки», «ну...», «вот») так и существительные («правда») или словосочетания («на самом деле», «в общем») .

Запишем новое определение

Дискурсивы - «Слова-паразиты», не несущие смысловой нагрузки слова, характерные для спонтанной, неподготовленной речи. В качестве дискурсивов могут выступать как служебные части речи («типа», «как бы», «итак», «короче», «таки», «ну...», «вот») так и существительные («правда») или словосочетания («на самом деле», «в общем») .

Вспомним:  тема текста - осн. мысль - Тема текста - круг событий, явлений, проблем, понятий. Это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Основная мысль текста (идея*) (По Малюшкину)  – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.  * доп. задание: Сравнить пословицы, близкие по идее: «Старый друг лучше новых двух.» ≠ «Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.»

Вспомним: тема текста - осн. мысль -

  • Тема текста - круг событий, явлений, проблем, понятий. Это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится.
  • Основная мысль текста (идея*) (По Малюшкину) – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

* доп. задание: Сравнить пословицы, близкие по идее: «Старый друг лучше новых двух.» ≠ «Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.»

Ближе к теме…  Тема текста  тема нашего сочинения, как вы уже знаете –  домашнее животное.  Основная мысль (идея)  описать животное (его внешний вид, повадки, особенности), показать, какое животное милое, очаровательное и как Вы его любите.

Ближе к теме…

  • Тема текста тема нашего сочинения, как вы уже знаете – домашнее животное.
  • Основная мысль (идея) описать животное (его внешний вид, повадки, особенности), показать, какое животное милое, очаровательное и как Вы его любите.
Давайте воссоздадим  структуру сочинения

Давайте воссоздадим структуру сочинения

Помощь в написании сочинения Введение. Общая характеристика описания.  Моя история знакомства. Основная часть. Признаки предмета описания.  (В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных).  1) Внешний вид животного: рост, размер, шерсть, туловище, мордочка, глаза, взгляд, уши, хвост, лапы.  2) Характер и повадки, его нрав и особенности.  3) Место обитания / любимое место в доме.  4) Чем питается, любимое лакомство. Заключение. Общая оценка предмета описания.  Моё отношение к животному.

Помощь в написании сочинения

  • Введение. Общая характеристика описания. Моя история знакомства.
  • Основная часть. Признаки предмета описания. (В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных). 1) Внешний вид животного: рост, размер, шерсть, туловище, мордочка, глаза, взгляд, уши, хвост, лапы. 2) Характер и повадки, его нрав и особенности. 3) Место обитания / любимое место в доме. 4) Чем питается, любимое лакомство.
  • Заключение. Общая оценка предмета описания. Моё отношение к животному.
Лексическая работа Чтобы удачно, выразительно написать сочинение, составим таблицу-помощницу (составляем с детьми): Существительные Глаголы Животное Торчат Существо Прилагательные Виснут Пушистый Создание Зверь Просят Маленькие Дрожит Длинный Зверёк Улыбаются Четвероногий Игривая Извивается Дымчатый Зверюшка Угрюмый ... ... Важный …

Лексическая работа

  • Чтобы удачно, выразительно написать сочинение, составим таблицу-помощницу (составляем с детьми):

Существительные

Глаголы

Животное

Торчат

Существо

Прилагательные

Виснут

Пушистый

Создание

Зверь

Просят

Маленькие

Дрожит

Длинный

Зверёк

Улыбаются

Четвероногий

Игривая

Извивается

Дымчатый

Зверюшка

Угрюмый

...

...

Важный

Слова-помощники: Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: носик, лапки, шерстка, глазки, в полосочку ,черненький, рыженький. Эпитеты: забавный, непоседливый, мягкие, хитроватый, весёлая, жизнерадостная. Сравнения: хвост как труба, глаза словно угольки. Метафоры: белая манишка, пушистый комочек, шерстянок клубок, носик кнопочкой, озорно торчат.

Слова-помощники:

  • Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: носик, лапки, шерстка, глазки, в полосочку ,черненький, рыженький.
  • Эпитеты: забавный, непоседливый, мягкие, хитроватый, весёлая, жизнерадостная.
  • Сравнения: хвост как труба, глаза словно угольки.
  • Метафоры: белая манишка, пушистый комочек, шерстянок клубок, носик кнопочкой, озорно торчат.
Важно! Мы пишем сочинение художественного стиля, а это значит… Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём мысли автора обычно характеризуются образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, использованием всех языковых средств.

Важно!

Мы пишем сочинение художественного стиля, а это значит…

  • Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём мысли автора обычно характеризуются образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, использованием всех языковых средств.
Рефлексия Подведем итоги нашего урока.  Обдумайте выражения и поделитесь своими мыслями.  Сегодня на уроке я узнал… Я поняла и научилась… Больше всего мне запомнилось… Было интересно, потому что… Было трудно, но я смог понять… Самое интересное…

Рефлексия

Подведем итоги нашего урока. Обдумайте выражения и поделитесь своими мыслями.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Я поняла и научилась…
  • Больше всего мне запомнилось…
  • Было интересно, потому что…
  • Было трудно, но я смог понять…
  • Самое интересное…

Домашнее задание: Написать сочинение-описание на тему «Моё любимое животное». Минимум 120 слов. Заголовок не забывайте! Три части сочинения! Удачи !

Домашнее задание:

Написать сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».

  • Минимум 120 слов.
  • Заголовок не забывайте!
  • Три части сочинения!

Удачи !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!