Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе. Помощь в написании сочинения-описания "Моё любимое животное".»
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
Выполнила: Быданова Юлия Александровна
(учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 40» г. Магнитогорска).
Содержание
- Тема урока
- Охарактеризуйте животных
- Актуализация знаний
- Послушайте рассказы
- Анализ текстов
- Новое определение. Дискурсивы.
- Вспомним
- Ближе к теме…
- Структура сочинения
- Помощь в написании сочинения
- Лексическая работа
- Слова-помощники
- Важно!
- Рефлексия
- Домашнее задание
Тема урока?
«Моё любимое животное».
Охарактеризуйте одним прилагательным:
Высокомерная кошка
Любопытная морская свинка
Пугливый кролик
Довольный ягненок
Жизнерадостный щенок
Актуализация знаний
Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки?
- Чтобы уметь красиво и правильно говорить
Кто сможет сказать: чем схожи, и чем отличаются животные ?
- Характером, настроением, повадками.
Послушайте рассказы. Какой из двух Вам понравился? Почему?
Текст 1.
Медведь – вроде очень сильное животное. Медведь такой сильный, ну вообще! Если мне на пути встретится медведь, я.. я….ну это.. убегу, или… . Чтобы есть, медведь ловит… как их там…, рыб, по-моему, и мелких зверей. Я где-то слышал, потому что медведи – большие любят мед.
Текст 2. Белочка
Однажды я увидела на дереве в парке забавную белочку. Золотисто-коричневую, только кончик хвостика белый, словно сметаной полит. Хвост гораздо больше самой белочки! Он пышный и пушистый.
Лапки у нее короткие, но с острыми коготками. Я с огромной радостью угостила новую подружку вкусным орешком, с которым она невероятно ловко справилась.
Проверяем ответ…
Ученики с помощью учителя:
- Первый рассказ –много пауз, избыток слов-паразитов (дискурсивов, которые заполняют паузы «э-э…», «типа», «ну», «короче», «как бы» и т.д.), а второй – изысканная речь, ораторское искусство. Автор умеет говорить вдохновенно, увлекательно, забавно.
Запишем новое определение
Дискурсивы - «Слова-паразиты», не несущие смысловой нагрузки слова, характерные для спонтанной, неподготовленной речи. В качестве дискурсивов могут выступать как служебные части речи («типа», «как бы», «итак», «короче», «таки», «ну...», «вот») так и существительные («правда») или словосочетания («на самом деле», «в общем») .
Вспомним: тема текста - осн. мысль -
- Тема текста - круг событий, явлений, проблем, понятий. Это то, о чем (или о ком) говорится в тексте. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится.
- Основная мысль текста (идея*) (По Малюшкину) – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
* доп. задание: Сравнить пословицы, близкие по идее: «Старый друг лучше новых двух.» ≠ «Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.»
Ближе к теме…
- Тема текста тема нашего сочинения, как вы уже знаете – домашнее животное.
- Основная мысль (идея) описать животное (его внешний вид, повадки, особенности), показать, какое животное милое, очаровательное и как Вы его любите.
Давайте воссоздадим структуру сочинения
Помощь в написании сочинения
- Введение. Общая характеристика описания. Моя история знакомства.
- Основная часть. Признаки предмета описания. (В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных). 1) Внешний вид животного: рост, размер, шерсть, туловище, мордочка, глаза, взгляд, уши, хвост, лапы. 2) Характер и повадки, его нрав и особенности. 3) Место обитания / любимое место в доме. 4) Чем питается, любимое лакомство.
- Заключение. Общая оценка предмета описания. Моё отношение к животному.
Лексическая работа
- Чтобы удачно, выразительно написать сочинение, составим таблицу-помощницу (составляем с детьми):
Существительные
Глаголы
Животное
Торчат
Существо
Прилагательные
Виснут
Пушистый
Создание
Зверь
Просят
Маленькие
Дрожит
Длинный
Зверёк
Улыбаются
Четвероногий
Игривая
Извивается
Дымчатый
Зверюшка
Угрюмый
...
...
Важный
…
Слова-помощники:
- Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: носик, лапки, шерстка, глазки, в полосочку ,черненький, рыженький.
- Эпитеты: забавный, непоседливый, мягкие, хитроватый, весёлая, жизнерадостная.
- Сравнения: хвост как труба, глаза словно угольки.
- Метафоры: белая манишка, пушистый комочек, шерстянок клубок, носик кнопочкой, озорно торчат.
Важно!
Мы пишем сочинение художественного стиля, а это значит…
- Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём мысли автора обычно характеризуются образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, использованием всех языковых средств.
Рефлексия
Подведем итоги нашего урока. Обдумайте выражения и поделитесь своими мыслями.
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я поняла и научилась…
- Больше всего мне запомнилось…
- Было интересно, потому что…
- Было трудно, но я смог понять…
- Самое интересное…
Домашнее задание:
Написать сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».
- Минимум 120 слов.
- Заголовок не забывайте!
- Три части сочинения!
Удачи !
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!