СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Здравствуйте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассчитан на то, чтобы дети побольше узнали о вербальных и невербальных средствах общения. Умели использовать формулы приветствия в определенных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Здравствуйте"»

Урок русского языка из рубрики «Говори!» в 5 классе


Тема урока: «Здравствуйте»



Задачи урока:



Образовательная – побольше узнать о роли приветствия в нашем общении, как приветствовали друг друга люди в далеком прошлом…



Воспитательная – постоянно повторять детям, что они должны быть воспитанными людьми.



Развивающая - научиться правильно употреблять формулы приветствия в зависимости от ситуации.






































1.Оргмомент - Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, и называется он

( Создание пси- «Здравствуйте!»

хологического

настроя)


Стадия «Вызов»

-Какая орфограмма есть в слове? Как ее проверить? Подберите

2. 1. Работа с орфо- проверочные слова.

граммой - А это значит, что мы с вами желаем друг другу здоровья.


2. Работа с Внимание на экран (учитель читает текст)

текстом

(эстетическое - Здравствуйте! -

воздействие) Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


( В. Солоухин)


- Посмотрите, ребята, какой красивый текст. Он заставляет

порассуждать, потому что автор спрашивает нас и не слу-

чайно использует для этого вопросительные предложения.

А теперь поставьте себя на место автора и скажите первому

встречному: «Здравствуйте!». Много это или мало.


3. «Мозговой щтурм» (5минут)



4. микровывод - С одной стороны, как будто бы немного: ведь новых

сведений передано не было. Но, с другой стороны, каж-

дый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит

отсутствие ожидаемого приветствия.

И хочу вам сказать, что мне бывает обидно, когда мой

ученик или молодой человек, которого я учила, проходит

мимо и не здоровается. Я невольно воспринимаю это как

неуважение к себе.

Некоторые мне могут возразить и сказать: «Подумаешь,

не поздоровались»


Однако это необходимо для здорового климата в жизни

людей.


5. Цели урока. И вот сегодня мы поговорим о том, какую роль играет

(постановка приветствие в нашем общении, какие формулы приветствия

целей урока) существовали в древности и какие мы употребляем сегодня.



Стадия «Осмысление»


6. Слово учителя 1) Формулы приветствия играют большую роль в нашем

(формирование общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем

мотивов учения) этим свое знакомство и выражаем желание продолжить его.

Нас беспокоит, когда хороший знакомый только слегка

кивает головой или вовсе не замечает нас. Перестать

здороваться означает прервать добрые отношения.

И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше

не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отно-

шение и намерение вступить в контакт.

Т.о. «Здравствуйте» свидетельствует о готовности к

общению и предлагает сделать его доброжелательным.

2) У многих народов выбор приветствия зависит не только

от пола и степени близости общающегося. На него влияет и

другое: время суток, кем является тот, кого мы приветству-

ем, чем он занят в этот момент. По-разному здороваются

с пастухом, с кузнецом, с гостем, с попутчиком, с теми, кто

обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое

пожелание.


7. Добывание

знаний самостоя-

тельно



В.И.Даль – знаток русской речи привел в своем сборнике

8. Знакомство с пословиц и поговорок немало приветственных формул,

В.И.Далем которые были приняты на Руси в прошлом.





9. Использование - Спорынья в квашню

- Сто рублей в мошну

игровых форм




10. Словарная работа Спорынья* - устар. - удача


Мошна* - мешок для хранения денег





11. Использование 3) Приветствие - один из самых важных знаков

научных сведений речевого общения. Поэтому приветственные формулы

- обязательный раздел двуязычных разговорников,

которые издаются для туристов, спортсменов, всех,

кто отправляется за границу.

В 1696 году в г. Оксфорде вышла русская грамматика,

составленная побывавшим в России Генрихом

Вильгельмом Лудольфом. Она должна была познако-

мить Западную Европу с языком Московской Руси. И

первый же приведенный диалог был диалогом

приветствия. А был он в 17 веке таким:




12. Разыграть -Добрый день!

- Здравствуйте! Слава Богу!

- Желаю тебе доброго дня!

- Такова ж и я тебе желаю!

- Буди тебе доброго сего дне!

- И тебе не худо буди!



13.Слово учителя Со временем приветствия, конечно, меняются.

Еще в 18 веке формула «Здравия тебе желаю»

мог произносить любой человек, входя в дом

или встречая знакомого. Позже это приветствие

сохранилось лишь в военной среде.

А знаете, ребята, когда-то здравствуй говорили

не только при свидании, но и если кто-то чихал,

то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят:

«Будьте здоровы».


Из богатырского в прошлом набора специальных

формул сохранилисть немногие.




14. Беседа с - Давайте рассмотрим таблицу, которая у нас на

классом экране. Как вы думаете, какие приветствия

слайд на экране) оказались устойчивее других? (какие чаще

употребляются).

Правильно. У этих формул есть даже некоторое

преимущество. В них не содержится обращение

на ты или вы, поэтому мы охотно прибегаем к

ним, когда сомневаемся, как следует обращаться

к данному человеку. И, не решаясь выбрать

«здравствуй» или «здравствуйте», мы предпочи-

таем «Добрый день».

- А вы, ребята, какие формулы употребляете ?

А какие не употребляете никогда? Почему?

Но самый общий принцип применения знаков

этикета – это вежливость, доброжелательность.

Доброжелательная улыбка, интонация, мимика

тоже играют важную роль при общении.



15. Словарная Этикет* - установленный порядок поведения.

работа


16. Физкультминутка

17.Демонстрируются - А у нас в гостях «Веселая страничка». Посмотрите,

рисунки какую важную роль при общении играли жесты у

разных народов мира.


1. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу

руки. Это чаще всего делают лица мужского пола.

Хотя, например, китайцы в старые времена, здоро-

ваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни оратор

этим жестом приветствует слушателей.


2. Жест приветствия египтян раньше напоминал

отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу.

Сегодня примерно так же приветствуют друг друга

военные.


3. Представители некоторых африканских народов

в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в

правой руке, а левой поддерживают правый локоть.

Это знак глубокого уважения.


4. Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий

покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет

означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь

спокоен». Но для других народов этот жест оскорби-

телен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в

Тибете.


18 Ромашка Блума. Предлагаются речевые ситуации в зависимости от

уровня познавательной деятельности: знание, пони-

мание, применение, анализ, синтез, оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов


1. Воспроизведение (простые) – Кто должен поздоро-

ваться первым, если вам навстречу идет знакомая

девочка? Когда вы используете фразу «привет». Как

вы это будете делать?


2. Понимание (уточняющие) – Обязательно ли здо-

роваться в магазине с продавцом, в школе с гарде-

робщицей и т.д.?


3. Применение (практические) – Вы вошли в автобус

У передней двери увидели знакомого. Ваши дейс-

вия?



4. Анализ, интерпретация (объяснение) - Почему

надо поздороваться тебе с незнакомым человеком,

если ты идешь со своим товарищем, и он остано-

вился и поздоровался?


5. Синтез (творческие) - Что будет, если тебе

навстречу идет учитель, не работающий в вашем

классе, но преподающий в вашей школе, а ты

с ним не поздоровался? Представь и обрисуй

ситуацию.


6. Оценка (оценочная) Учитель занят, разго-

варивает по телефону, вдруг подбегает Ваня

и начинает что-то громко кричать. Оцените ситуа-

цию.



Приветствуя друг друга, не забывайте, что

доброжелательный тон и улыбка являются

главным условием отношений.




- Но это в устной речи. А какие формулы при-

ветствия мы используем, когда пишем письмо. От

чего это зависит?



19. Редактирование текста - Ребята, у вас на парте лежит такое письмо.

( выведено на экран) Все ли в нем правильно? Исправьте ошибки (3мин.)




20. Взаимопроверка. А теперь поменяйтесь листочками, проверьте,

Поставьте оценку и распишитесь.


21. Итог урока



Стадия «Рефлексия» - Что бы вы пожелали друг другу?




22. Домашнее 1. Сочинение-рассуждение «Почему в речи нужно

задание: употреблять приветственные формулы?»


2. Напишите письмо другу, используя при-

ветственные формулы.


3. Составьте диалог на тему: «Разговор по

телефону».