Урок русского языка из рубрики «Говори!» в 5 классе
Тема урока: «Здравствуйте»
Задачи урока:
Образовательная – побольше узнать о роли приветствия в нашем общении, как приветствовали друг друга люди в далеком прошлом…
Воспитательная – постоянно повторять детям, что они должны быть воспитанными людьми.
Развивающая - научиться правильно употреблять формулы приветствия в зависимости от ситуации.
1.Оргмомент - Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, и называется он
( Создание пси- «Здравствуйте!»
хологического
настроя)
Стадия «Вызов»
-Какая орфограмма есть в слове? Как ее проверить? Подберите
2. 1. Работа с орфо- проверочные слова.
граммой - А это значит, что мы с вами желаем друг другу здоровья.
2. Работа с Внимание на экран (учитель читает текст)
текстом
(эстетическое - Здравствуйте! -
воздействие) Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
( В. Солоухин)
- Посмотрите, ребята, какой красивый текст. Он заставляет
порассуждать, потому что автор спрашивает нас и не слу-
чайно использует для этого вопросительные предложения.
А теперь поставьте себя на место автора и скажите первому
встречному: «Здравствуйте!». Много это или мало.
3. «Мозговой щтурм» (5минут)
4. микровывод - С одной стороны, как будто бы немного: ведь новых
сведений передано не было. Но, с другой стороны, каж-
дый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит
отсутствие ожидаемого приветствия.
И хочу вам сказать, что мне бывает обидно, когда мой
ученик или молодой человек, которого я учила, проходит
мимо и не здоровается. Я невольно воспринимаю это как
неуважение к себе.
Некоторые мне могут возразить и сказать: «Подумаешь,
не поздоровались»
Однако это необходимо для здорового климата в жизни
людей.
5. Цели урока. И вот сегодня мы поговорим о том, какую роль играет
(постановка приветствие в нашем общении, какие формулы приветствия
целей урока) существовали в древности и какие мы употребляем сегодня.
Стадия «Осмысление»
6. Слово учителя 1) Формулы приветствия играют большую роль в нашем
(формирование общении. Здороваясь со знакомыми, мы подтверждаем
мотивов учения) этим свое знакомство и выражаем желание продолжить его.
Нас беспокоит, когда хороший знакомый только слегка
кивает головой или вовсе не замечает нас. Перестать
здороваться означает прервать добрые отношения.
И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше
не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отно-
шение и намерение вступить в контакт.
Т.о. «Здравствуйте» свидетельствует о готовности к
общению и предлагает сделать его доброжелательным.
2) У многих народов выбор приветствия зависит не только
от пола и степени близости общающегося. На него влияет и
другое: время суток, кем является тот, кого мы приветству-
ем, чем он занят в этот момент. По-разному здороваются
с пастухом, с кузнецом, с гостем, с попутчиком, с теми, кто
обедает. В каждом случае звучит свое приветствие, особое
пожелание.
7. Добывание
знаний самостоя-
тельно
В.И.Даль – знаток русской речи привел в своем сборнике
8. Знакомство с пословиц и поговорок немало приветственных формул,
В.И.Далем которые были приняты на Руси в прошлом.
9. Использование - Спорынья в квашню
- Сто рублей в мошну
игровых форм
10. Словарная работа Спорынья* - устар. - удача
Мошна* - мешок для хранения денег
11. Использование 3) Приветствие - один из самых важных знаков
научных сведений речевого общения. Поэтому приветственные формулы
- обязательный раздел двуязычных разговорников,
которые издаются для туристов, спортсменов, всех,
кто отправляется за границу.
В 1696 году в г. Оксфорде вышла русская грамматика,
составленная побывавшим в России Генрихом
Вильгельмом Лудольфом. Она должна была познако-
мить Западную Европу с языком Московской Руси. И
первый же приведенный диалог был диалогом
приветствия. А был он в 17 веке таким:
12. Разыграть -Добрый день!
- Здравствуйте! Слава Богу!
- Желаю тебе доброго дня!
- Такова ж и я тебе желаю!
- Буди тебе доброго сего дне!
- И тебе не худо буди!
13.Слово учителя Со временем приветствия, конечно, меняются.
Еще в 18 веке формула «Здравия тебе желаю»
мог произносить любой человек, входя в дом
или встречая знакомого. Позже это приветствие
сохранилось лишь в военной среде.
А знаете, ребята, когда-то здравствуй говорили
не только при свидании, но и если кто-то чихал,
то есть в тех случаях, в которых сейчас говорят:
«Будьте здоровы».
Из богатырского в прошлом набора специальных
формул сохранилисть немногие.
14. Беседа с - Давайте рассмотрим таблицу, которая у нас на
классом экране. Как вы думаете, какие приветствия
слайд на экране) оказались устойчивее других? (какие чаще
употребляются).
Правильно. У этих формул есть даже некоторое
преимущество. В них не содержится обращение
на ты или вы, поэтому мы охотно прибегаем к
ним, когда сомневаемся, как следует обращаться
к данному человеку. И, не решаясь выбрать
«здравствуй» или «здравствуйте», мы предпочи-
таем «Добрый день».
- А вы, ребята, какие формулы употребляете ?
А какие не употребляете никогда? Почему?
Но самый общий принцип применения знаков
этикета – это вежливость, доброжелательность.
Доброжелательная улыбка, интонация, мимика
тоже играют важную роль при общении.
15. Словарная Этикет* - установленный порядок поведения.
работа
16. Физкультминутка
17.Демонстрируются - А у нас в гостях «Веселая страничка». Посмотрите,
рисунки какую важную роль при общении играли жесты у
разных народов мира.
1. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу
руки. Это чаще всего делают лица мужского пола.
Хотя, например, китайцы в старые времена, здоро-
ваясь, пожимали руки сами себе. В наши дни оратор
этим жестом приветствует слушателей.
2. Жест приветствия египтян раньше напоминал
отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу.
Сегодня примерно так же приветствуют друг друга
военные.
3. Представители некоторых африканских народов
в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в
правой руке, а левой поддерживают правый локоть.
Это знак глубокого уважения.
4. Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий
покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет
означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь
спокоен». Но для других народов этот жест оскорби-
телен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в
Тибете.
18 Ромашка Блума. Предлагаются речевые ситуации в зависимости от
уровня познавательной деятельности: знание, пони-
мание, применение, анализ, синтез, оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов
1. Воспроизведение (простые) – Кто должен поздоро-
ваться первым, если вам навстречу идет знакомая
девочка? Когда вы используете фразу «привет». Как
вы это будете делать?
2. Понимание (уточняющие) – Обязательно ли здо-
роваться в магазине с продавцом, в школе с гарде-
робщицей и т.д.?
3. Применение (практические) – Вы вошли в автобус
У передней двери увидели знакомого. Ваши дейс-
вия?
4. Анализ, интерпретация (объяснение) - Почему
надо поздороваться тебе с незнакомым человеком,
если ты идешь со своим товарищем, и он остано-
вился и поздоровался?
5. Синтез (творческие) - Что будет, если тебе
навстречу идет учитель, не работающий в вашем
классе, но преподающий в вашей школе, а ты
с ним не поздоровался? Представь и обрисуй
ситуацию.
6. Оценка (оценочная) Учитель занят, разго-
варивает по телефону, вдруг подбегает Ваня
и начинает что-то громко кричать. Оцените ситуа-
цию.
Приветствуя друг друга, не забывайте, что
доброжелательный тон и улыбка являются
главным условием отношений.
- Но это в устной речи. А какие формулы при-
ветствия мы используем, когда пишем письмо. От
чего это зависит?
19. Редактирование текста - Ребята, у вас на парте лежит такое письмо.
( выведено на экран) Все ли в нем правильно? Исправьте ошибки (3мин.)
20. Взаимопроверка. А теперь поменяйтесь листочками, проверьте,
Поставьте оценку и распишитесь.
21. Итог урока
Стадия «Рефлексия» - Что бы вы пожелали друг другу?
22. Домашнее 1. Сочинение-рассуждение «Почему в речи нужно
задание: употреблять приветственные формулы?»
2. Напишите письмо другу, используя при-
ветственные формулы.
3. Составьте диалог на тему: «Разговор по
телефону».