в 4классе СКОУ VIII вида.
Презентация, наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением коровы, индивидуальные карточки.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Организационный момент. Включение учеников в работу. Повторение пройденного материала. | Учитель приветствует учеников. Для быстрого включения в работу учитель предлагает выучить стихотворение. Учитель включает слайд №1. Педагог предлагает детям повернуться друг к другу, улыбнуться и выполнить задание: прочитать предложения и вставить нужные слова. (Приложение 1.) Учитель просит детей прочитать получившиеся предложения. Учитель включает слайды №2, №3, №4. Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы: «Какие правила поведения у водоёмов зимой вы знаете?», «Как вы помогаете птицам?», «Какие чувства у вас, детей, вызывает зима?». | Учащиеся хором проговаривают стихотворение: «Настроение у нас? Отличное! А улыбки? Дело привычное! Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать пора!». Ребята, работая в парах, читают предложения и вставляют нужные по смыслу слова. Ученики читают классу составленные предложения. Дети рассказывают о правилах поведения у водоёмов зимой, о той помощи, которую они оказывают зимующим птицам, о детских зимних забавах. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Мотивация. Введение в тему. | Педагог включает слайд №5. Учитель говорит о том, что сегодня на уроке дети побывают на ферме и просит объяснить, где она находится. Педагог сообщает, что тему урока ребята должны будут определить сами, отгадав кроссворд и выполнив задания. Учитель включает слайд №6. Педагог предлагает учащимся отгадать загадки, объяснив правильность ответа, и разгадать кроссворд. 1. У кого рога длиннее хвоста? 2. Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем детям молоко даёт. 3. У неё четыре лапки, Лапки – коготки-царапки, Пара чутких ушей, Она гроза для мышей. 4. С подстриженной гривой, Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же он? 5. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много, А нитки ни одной. 6. Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, А на ней щетинка. 7. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? 8. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. На цепи сидит, Дом сторожит. Учитель предлагает детям обратить внимание на слова-отгадки, записанные в клетки кроссворда, и прочитать их. Педагог просит учеников сказать, какие слова лишние, и обосновать свой ответ. | Дети работают с кроссвордом. Ребята отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде. (Дудяшов Павел, Тумашевич Ева выполняют индивидуальные задания.) Учащиеся по вызову учителя читают слова из кроссворда. Ученики рассказывают о том, какие слова лишние, доказывают правильность ответа и убеждаются в своей правоте. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Знакомство с темой через постановку проблемы. | Учитель задаёт вопрос: «Как коротко назвать всех этих животных?». Педагог включает слайд №7 и сообщает, что тема урока «Домашние животные». Учитель включает слайд №8. Педагог задаёт вопросы: «А могут ли домашние животные стать дикими?», «Когда это происходит?». Учитель включает слайд №9. Педагог задаёт вопросы: «Что это?», «Кто содержится на ферме?». Учитель включает слайд №10. Педагог говорит о том, что дети пришли на ферму, на которой содержатся животные, у них копыта имеют такую форму. Учитель просит учащихся рассмотреть след копыта животного и сказать, что он им напоминает. Педагог предлагает детям взять из конвертов карточки с изображениями ломаных линий и буквами, составить слово и, прочитав его, узнать, какое животное содержится на ферме. (Приложение 2.) Учитель просит учеников проверить, правы ли они, объяснить, какая орфограмма в данном слове. Учитель включает слайд №11. Педагог объявляет тему урока «Домашние животные. Корова.». Учитель просит собрать разрезную картинку и рассказать о том, кто же | Дети дают обоснованные ответы и убеждаются в своей правоте. Ребята, выполнявшие индивидуальные задания, отчитываются о проделанной работе. Учащиеся отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы. Учащиеся по вызову учителя называют данную геометрическую фигуру. Дети хором читают слово «корова». По вызову учителя ученик объясняет, какая орфограмма есть в данном слове. Учащиеся хором читают название темы урока. Ребята собирают разрезные картинки и |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Физкультминутка. Изучение нового материала. | меняет молоко на сено. (Приложение 3.) Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.) Педагог включает слайд №12. Учитель сообщает: «А знаете ли вы, ребята, что предком наших коров был дикий тур. Уже 10 тысяч лет назад люди стали приводить и держать в загонах молодых турят. Понятно, что со взрослыми животными им было не справиться. Видите, какие рога у тура. Он очень сильный. Даже с молодыми турятами было очень трудно. Одни убегали обратно в леса, другие становились свирепыми. Оставляли только самых смирных. От них и пошли первые домашние коровы.». Педагог включает слайд №13. Учитель говорит: «Взрослая корова малообщительна, предпочитает находиться в одиночестве. Это умное и сообразительное животное. Корова знает дорогу к своему дому. Были случаи, когда её увозили к новому хозяину, а она возвращалась, пройдя много километров, на прежнее место. У коров хорошо развито чувство времени. Они чувствуют, когда придёт их хозяйка. Коровы не равнодушны к музыке. Они хорошо различают звуки, шумы, а музыку, кроме того, распознают и по ритму. А вот различать цвета ни быки, ни коровы не могут. | говорят, что на них изображена корова. Учащиеся декламируют стихотворные строки и выполняют движения. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
| Правда, белый цвет они видят лучше других. На коже носа у коров есть линии – такие же, как у нас на пальцах. Их узор никогда не повторяется. Можно у коров снимать отпечатки носа. Такой отпечаток – словно «коровий документ».». Педагог включает слайды №14 – №16 и просит назвать части тела животного. Учитель сообщает: «Рогами корова защищается от нападения хищников.». «Ноги у коровы крепкие. Они высоко поднимают её тело над землёй. На ногах коровы по четыре пальца: два хорошо развиты, а два плохо. На пальцах имеются роговые чехлы – копыта.». «Хвостом животное отгоняет от себя насекомых.». Педагог включает слайд №17 и предлагает детям сделать вывод о том, какие части тела коровы они знают. Учитель просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры и назвать их. (Приложение 4.) Педагог включает слайд №18 и предлагает детям выполнить словесные инструкции. Учитель спрашивает учеников о том, кого они составили из геометрических фигур, какой частью тела являются большой овал, два маленьких треугольника, 4 прямоугольника, 2 маленьких овала, небольшой овал, маленький прямоугольник. | Дети называют части тела коровы. Ребята делают вывод. Ученики дают ответы. Один из учеников даёт инструкции. Дети выполняют их, комментируют свои действия, составляют из геометрических фигур корову. Учащиеся дают ответы. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Физкультминутка для глаз. | Педагог включает слайд №19 и просит сказать, какой размер тела коровы. Учитель включает слайд №20 и просит ответить на вопрос. Педагог включает слайд №21 и предлагает ответить на вопрос: «Чем покрыто тело коровы?». Учитель включает слайд №22 и просит ответить на вопрос: «Какой цвет шерсти?». Педагог включает слайд №23 и просит сказать, как передвигается корова. 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону. 3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз. Учитель спрашивает детей: «Где содержатся коровы в личном деревенском хозяйстве?» и включает слайд №24. Педагог включает слайды №25 – №28. Учитель сообщает: «В единоличном хозяйстве одна, | Ребята хором читают вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на данный вопрос и убеждается в своей правоте. Дети хором читают вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на данный вопрос и убеждается в своей правоте. Учащиеся хором читают вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на данный вопрос. Ребята хором читают вопрос. По вызову учителя дети отвечают на данный вопрос и убеждаются в своей правоте. Ученики хором читают вопрос. По вызову учителя ребята отвечают на данный вопрос. Дети выполняют упражнения. Учащиеся отвечают на вопрос. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
| иногда две-три коровы.». «Хозяйка хорошо знает нрав каждой из них, с какой стороны подойти, когда напоить, чем накормить.». «Коров сгоняют в небольшое стадо. Пастух пасёт их долго, так что коровы могут вволю поесть зелёной травы, попить воды из речки, пруда.». «Доят вручную, а дома у каждой из них есть свой индивидуальный хлев.». Учитель включает слайд №29. Педагог спрашивает учеников: «Где содержится большое количество коров?». Учитель включает слайды №30, №31. Педагог сообщает: «Ферма напоминает небольшой завод. Здесь светло, чисто, тепло. И всё больше появляется внутри её машин и механизмов, которые помогают людям ухаживать за животными. Здесь и приспособления для раздачи кормов, и автопоилки, одних только доильных установок несколько видов. Современная ферма светлая и просторная. Специальная одежда оператора животноводческого комплекса – белый халат.». Учитель спрашивает: «Что есть на ферме для каждой коровы?». Педагог сообщает: «Для каждой коровы есть стойло с кормушкой и поилкой. Стойла располагаются в два ряда, между ними оставляют широкий проход. На пол кладут подстилку – сухой торф или солому. Коровы привыкают к своим стойлам и сами возвращаются в них после прогулки.». Учитель включает слайд №32 и спрашивает: «Кого вы видите на слайде?». Педагог говорит: «Летом коров держат на пастбище.». | Ребята отвечают на вопрос. Ученики читают хором слова «животноводческий комплекс». Дети отвечают на вопрос. Ребята отвечают на вопрос. Учащиеся хором читают слово «пастбище». |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
| Учитель просит отгадать загадку: «Выгоняли рога Погулять на луга. И рога вечерком Прибрели с молочком.». Педагог сообщает: «Коровы – это стадные животные. А в стаде всегда есть самая главная корова – «вожак». Она первой начинает есть траву, первой ложится отдыхать и первой идёт во главе стада. Коровы пасутся на зелёном лугу, едят траву. Прежде чем начать есть траву на пастбище, коровы тщательно обнюхивают землю – именно землю, а не траву. И если на этом участке недавно были раскиданы удобрения, они отказываются на нём пастись. Интересно, что скошенную траву с этого же участка коровы съедают как ни в чём не бывало.». Учитель включает слайд №33. Педагог говорит: «А вкусен ли корм? На этот вопрос корове дают ответ 25 тысяч вкусовых сосочков, расположенных на языке и во рту. Коровы различают сладкое, кислое, солёное и горькое и, также как и мы с вами, предпочитают сладкое и отвергают горькое.». Педагог включает слайд №34. Учитель сообщает: «На ферме коров кормят два-три раза в сутки. Им дают сочную траву, сено, солому, силос (корм для скота – зелёные части растений (ботва, листья, стебли), приготовляемые заквашиванием) из кукурузы или подсолнечника, кормовую свёклу, жмых (остатки семян подсолнечника после выжимания из них масла), отруби (состоят из оболочек зерна). Коровы очень наблюдательны: они замечают, как доярка нажимает на рычаг кормораздатчика и в кормушке появляются измельчённый жмых, отруби. Наиболее сообразительные даже научились хитрить – нажимать на рычаг языком, чтобы получить | Дети отгадывают загадку, объясняют правильность своего ответа словами загадки и убеждаются в своей правоте. Учащиеся читают слова: «силос», «жмых», «отруби». |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
| дополнительную порцию корма.». Учитель предлагает детям составить пословицы и объяснить их смысл. (Приложение 5.) Педагог включает слайд №35. Учитель сообщает: «А вы видели, как пьёт воду корова? Она пьёт долго, с перерывами. Пьёт вволю. Если около пастбища имеется река, озеро, пруд, то коров поят из этих водоёмов.», Учитель включает слайд №36. Педагог говорит: «На ферме сконструировали много приспособлений: водораздатчики, автопоилки обычные и с подогревом. Не отказываются и от поилок-корыт.». Педагог включает слайд №37. Учитель сообщает: «Для коров важное значение имеет спокойная обстановка, возможность полежать на сухой подстилке, на мокрую и грязную корова не ляжет. Спит корова урывками. Истинный сон длится 1-2минуты. И если у животного закрыты глаза, это не означает, что оно спит, просто отдыхает.». Учитель включает слайд №38, говорит о том, что в организме коровы происходит настоящее чудо и просит отгадать загадку: «Белая водица Всем пригодится. Из водицы белой Всё, что хочешь, делай: Сливки, простоквашу; Масло в кашу нашу; Творожок на пирожок – Кушай, Ванечка-дружок! Ешь да пей, гостям налей, И коту не пожалей!». Педагог включает слайды №39, №40. | Ребята, работая в парах, составляют пословицы и объясняют их смысл. Учащиеся отвечают на вопрос. Дети отгадывают загадку, объясняют правильность своего ответа словами загадки. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
| Учитель говорит: «В организме коровы образуется молоко. Молоко – очень важный продукт питания человека. В нём содержится много полезных веществ. Незря народная мудрость гласит: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы.».». Учитель включает слайд №41. Педагог сообщает: «Доят коров или в стойлах, или в специальных доильных залах доильными аппаратами. Молоко по шлангам поступает в бидоны.». Педагог включает слайд №42 и спрашивает учеников: «Куда молоко поступает с фермы?». Учитель включает слайд №43 и задаёт вопросы: «Что делают из молока?», «Что ещё человек получает от коровы?». Педагог включает слайд №44. Учитель сообщает: «Иногда мы говорим о немелодичном пении: «Мычит как корова.». Говорим и обижаем корову. В коровьем мычании можно насчитать 11 различных мелодий.». Учитель включает слайд №45 и просит детей ответить на вопрос: «Кто рождается у коровы?». Педагог сообщает: «Корова рождает в год по одному телёнку. Телёнок появляется на свет хорошо развитым: его тело покрыто шерстью, он хорошо видит и слышит, почти сразу же после рождения может встать на ноги.». Педагог включает слайд №46 и говорит о том, что телят содержат в специальных помещениях – телятниках. За ними ухаживают телятницы. | Ребята отвечают на данный вопрос. Учащиеся по вызову педагога отвечают на вопросы. Дети хором читают вопрос. Ребята слушают голос коровы и по вызову учителя отвечают на вопрос. По вызову учителя ученики отвечают на данный вопрос и убеждаются в своей правоте. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Закрепление. Итог урока. | Учитель включает слайды №47 – №50 и предлагает учащимся составить описание животного. Учитель подводит итоги урока, даёт аргументированную оценку ответов учащихся, задаёт вопросы: «С каким животным вы познакомились?», «Что вы узнали о нём нового?». Педагог включает слайд №51. | Дети по плану на слайдах рассказывают о корове. |