во 2классе СКОУ VIII вида.
Презентация, наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением воробья.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
Организационный момент. Включение учеников в работу. Мотивация. Повторение пройденного материала. | Учитель приветствует учеников. Для быстрого включения в работу учитель предлагает выучить стихотворение. Педагог говорит о том, что сегодня на уроке дети отправятся в парк, где будут изучать тему «Птицы», будут учиться отгадывать загадки, строить описание птицы (а какой, определят сами позже), верно отвечать на вопросы. Учитель предлагает вспомнить правила поведения в природе. Педагог нацеливает детей на то, что по парку нужно идти не спеша, всматриваться в парк, вслушиваться в его шорохи. Учитель включает слайды №1 – №13 и предлагает рассказать о времени года, изображённом | Учащиеся хором проговаривают стихотворение: «Громко тикают часы Тик-так, тик-так. В школу нам пора идти, Тик-так, тик-так. Мы учебники собрали, Тик-так, тик-так. В школу дружно зашагали, Тик-так, тик-так.». Дети рассказывают о том, что можно, и что нельзя делать в парке. Дети встают из-за парт и шагают. Учащиеся рассказывают о весне. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
Введение в тему. | на фотографии, по плану. Педагог просит ответить на вопрос: «Какие правила поведения у водоёмов весной нужно выполнять?». Учитель включает слайд №14, просит посмотреть, как много следов в парке. Педагог включает слайд №15 и предлагает отгадать загадки, объяснив правильность ответа. 1. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. 2. Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. 3. Чёрная птица Никого не боится, На зиму не улетает, Нашу местность оживляет. 4. Спиною зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. 5. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. 6. Я – толстый, серый, под ногами Хожу по городу кругами И напрягаю толстый зоб, Очаровать подругу чтоб. Педагог предлагает детям посмотреть на картинки-отгадки и назвать всех тех, кто на них изображён. Учитель задаёт вопрос: «Как одним словом назвать всех тех, кого вы видите на картинках?». | Ребята называют правила поведения у водоёмов весной. Ученики отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде. Ребята по вызову учителя называют птиц, изображённых на слайде. Ученик даёт ответ на данный вопрос. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
Знакомство с темой через постановку проблемы. Физкультминутка. Изучение нового материала. | Педагог просит сказать, какая птица лишняя, и обосновать свой ответ. Учитель предлагает сформулировать тему урока. Педагог включает слайд №16 и просит прочитать зашифрованную тему урока. (Приложение 1.) Учитель задаёт вопросы: «Сколько слогов в слове?», «Какой слог ударный?», «Какие безударные гласные звуки в слове?», «Какие гласные буквы написаны?», «Какая орфограмма есть в слове «воробей». Педагог просит собрать разрезную картинку и рассказать о том, кто на ней изображён. (Приложение 2.) Учитель сообщает: «А вы знаете, что когда налетает стая воробьёв на вишнёвый сад, то люди обеспокоенные за судьбу урожая, видя наносимый ущерб, кричат: «Бей вора! Вора бей!», отсюда вероятно и пошло название «воробей».». Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.) Педагог включает слайд №17 и просит отгадать загадку: «Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?». Учитель сообщает: «Длина воробья 12-15см. У воробья на темени шапочка тёмно серая. У воробья на крыльях есть светлая полоска.». Учитель включает слайды №18– №21 и просит учащихся назвать части тела птицы. | Учащийся рассказывает о том, кто лишний, доказывает правильность ответа и убеждается в своей правоте. Дети читают тему урока. Ребята отвечают на вопросы. Ученик по вызову учителя рассказывает о том, какая орфограмма есть в слове «воробей». Дети собирают разрезные картинки и говорят, что на них изображён воробей. Учащиеся декламируют стихотворные строки и выполняют движения. Ученик по вызову учителя говорит отгадку, объясняя верность ответа словами загадки. Дети читают хором слово «воробей». Учащиеся рассматривают полоски бумаги длиной 12-15см. Ребята называют части тела воробья. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
Физкультминутка для глаз. Физкультминутка. | Педагог включает слайд №22 и предлагает детям сделать вывод о том, какие части тела воробья они знают. Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.) Чинит часики для нас. (Открыть глаза.) Учитель просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры и назвать их. (Приложение 3.) Педагог включает слайд №23 и предлагает детям выполнить словесные инструкции. Учитель спрашивает учеников о том, кого они составили из геометрических фигур, какой частью тела являются большой овал, круг, треугольники, прямоугольники. Воробей, что ты ждёшь, Крошек хлебных не клюёшь? Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. Педагог включает слайд №24 и просит сказать, какую форму имеет тело воробья. Учитель включает слайд №25 и просит ответить на вопрос. Педагог включает слайд №26. | Ученики делают вывод. Дети декламируют стихотворные строки и выполняют движения. Ребята дают ответы. Учащиеся выполняют инструкции учителя, комментируют свои действия, составляют из геометрических фигур воробья. Дети дают ответы. Ребята декламируют стихотворные строки и выполняют движения. Ученики хором читают вопрос. По вызову учителя ребята отвечают на данный вопрос и убеждаются в своей правоте. Дети хором читают вопрос. Ученик отвечает на данный вопрос. Учащиеся хором читают вопрос. Ребята по вызову учителя отвечают на вопрос и убеждаются в своей правоте: «Воробей имеет серый, коричневый, чёрный цвет перьев.». |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
| Учитель включает слайд №27. Педагог включает слайд №28. Учитель сообщает: «Воробьи – птицы общительные. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность и скорее находят корм. Летом – в садах, на огородах, в поле; осенью – возле зернохранилищ, зимой – на улицах, во дворах, на свалках, мусорных кучах. А вы знаете, что зимой в гололедицу и после обильных снегопадов воробьи не могут достать для себя пищи, и, будучи голодными, замерзают. В больших городах воробьи истребляют гусениц, жучков и других врагов растений. К концу лета и осенью воробьи переходят на растительный корм и нападают на сады. При массовых налётах воробьи почти полностью уничтожают урожай хлебов, фруктов, ягод. Они совершенно не боятся расставленных на огородах и полях пугал, трещоток. Пользу уничтожением насекомых воробьи приносят нам незаметно, а вот вред сразу обращает на себя внимание. Налетела стая воробьёв на вишнёвый сад, поле поспевшего проса или на виноградник; и люди, обеспокоенные за судьбу урожая, видя наносимый ущерб, отбиваются от разбойников, кричат: «Бей вора! Вора бей!»». Учитель включает слайд №29. Педагог сообщает: «Ранней весной воробьи начинают готовиться к размножению. В шумных драках самцы оспаривают места, подходящие для устройства гнёзд. Самки не принимают участия в потасовках, но и не останавливают буянов, пока определятся | Дети хором читают вопрос. Ученик по вызову учителя отвечает на вопрос: «Воробей прыгает.». Учащиеся хором читают вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на него. Дети читают хором вопрос. По вызову учителя ученик отвечает на него. |
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
| победители. Постройка гнёзд начинается в апреле. Воробьи устраивают гнёзда в щелях стен городских и сельских строений, за отставшей обшивкой деревянных домов под крышами, за карнизами окон и дверей. Иногда воробьи поселяются в старых ласточкиных гнёздах, заброшенных дуплах, пустующих скворечниках. Гнёзда у воробьёв закрытого типа и представляют собой довольно грубую кучу различных материалов, добытых в процессе гнёздостроения из окружающей местности (кусочки ваты, тряпочки, пёрышки, волоски, соломинки, сухие травинки, мочалки). Лоточек в гнезде воробьи аккуратно выстилают конским волосом или шерстинками других животных, пухом и перьями. В это углубление самки откладывают 4-10 яиц белого или серого цвета с мелкими тёмными крапинками. Птенцы вылупляются совершенно голыми, через 10-12 дней после выхода из яиц птенцы могут покидать гнёзда. В течение следующих двух недель они продолжают получать корм от родителей, а затем уже переходят на растительную пищу. За весеннее-летний период воробьи успевают дать 2-3 выводка. У воробьёв есть немало врагов, среди которых самые заклятые недруги – бродячие кошки. Они подстерегают «зазевавшихся» птиц, ловят их и съедают. На воробьёв днём нападают ястребы-перепелятники, которые неожиданно вылетают из-за домов или деревьев и бросаются на них. По ночам на воробьёв охотятся совы.». | |
| | |
| | |