Кузьмина Н.В.
Конспект внеклассного мероприятия.
Урок-реквием «Пусть всегда будет солнце!»
(посвящено подвигу жителей Сталинграда в годы Великой битвы на Волге).
Тип урока:
урок комплексного применения знаний, выработки умений самостоятельно применять их в новых учебных условиях, обобщать и систематизировать единичные или разрозненные знания, осмысливать исторические процессы на макро и микроуровнях.
Форма урока:
Цели и задачи урока:
Предметные: воссоздать историческую картину подвига жителей Сталинграда в годы Великой Отечественной войны; способствовать осознанию учащимися тяжелых последствий для города и его жителей событий 23 августа 1942 г.;
Метапредметные: развивать умения и навыки систематизации и анализа исторического материала; совершенствовать навыки работы с историческими документами, источниками; формулировать собственные суждения с обоснованием исторических фактов и процессов; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, публично представлять результаты выполненного исследования;
Личностные: способствовать формированию гражданской позиции, осознанной мотивации к выбору общечеловеческих ценностей, чувства гордости за славный подвиг своего города и народа, содействовать сохранению исторической памяти.
Формы организации учебной деятельности:
Методы обучения:
практический;
поисковый;
дискуссионный;
оценки исторических процессов, явлений, событий;
самостоятельной работы с источниками исторической информации, содержащими исторические и научно-исторические факты;
локализация исторических событий в пространстве и времени.
Технологии обучения:
Оборудование внеклассного мероприятия:
историческая карта «Сталинградская битва»;
плакаты «Родина-мать зовет», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Все для фронта! Все для победы!»;
фотография Эммануила Евзерихиана "Детский хоровод", сделанной после первой массированной бомбардировки города 23 августа 1942 г.;
мультимедийная презентация «Черкасовское движение 1943 г. в Сталинграде»;
мультимедийная презентация «Открытие фонтана «Детский хоровод» 23 августа 2014 г.»;
фотографии военных лет мирных жителей Сталинграда.
Эпиграф к уроку:
«Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили»
А. Чаковский
Ход мероприятия:
Учитель: Война…Сколько всего великого, гордого и трагического, святого, героического соединилось в одном маленьком слове для каждого русского человека! Именно в Великой войне, в ее памяти, исторической правде есть сила нашей непобедимой России! А для нас, жителей Волжской твердыни, эта тема всегда будет священной.
Мы назвали наш урок «Реквием», но продолжение темы сформулируете вы и объясните, почему, в конце урока.
Вы много знакомились с историческими материалами, изучали письма, воспоминания жителей Сталинграда в те грозные военные годы. В самом начале урока я ставлю перед вами вопросы для обсуждения:
1.Как долго звучит эхо войны?
2. В чем видится прошлое в настоящей жизни нашего города-героя Волгограда?
3. Каким был подвиг мирных жителей Сталинграда?
4. Что заставляет сегодня общество помнить, говорить и вершить добрые дела во имя Великой битвы на Волге?
Класс делится на группы : 1. Раскрывают события 23 августа 1942 г., дают оценку этим событиям, показывают презентацию, анализируют источники, делают выводы.
2. Раскрывают события восстановления Сталинграда в 1943 г., Черкасовское движение, показывают презентацию, делают выводы.
Во время обсуждения вы друг другу из каждой группы задаете перекрестные вопросы.
(На фоне музыки И.С. Баха «Концерт для фортепиано фа-минор» звучат слова учителя):
В запыленной пачке старых писем
Мне случайно встретилось одно,
Где строка, похожая на бисер,
Разлилась в лиловое пятно.
Сколько лет письмо лежало,
Неизвестно никому,
Но оно мне рассказало про историю одну...
Учитель задает вопрос: Не задумывались ли вы над тем, почему иногда нас тянет перелистывать альбом со старыми фотографиями, перечитывать книги с памятными надписями, подаренные нам когда-то, просматривать письма, пришедшие к нам издалека? Ученики отвечают: Наступает момент в жизни, когда ты начинаешь понимать, что все то малое, на первый взгляд, что тебя окружает, становится значимым и большим в твоей жизни.
Фотографии, письма, старые книги несут в себе судьбы, характеры, душу человека, отдельные эпизоды из жизни нашей страны. Это, наверное, и есть та необходимая память прошлого, то духовное наследие и богатство, без чего невозможна достойная жизнь сегодня.
Когда мы вспоминаем тему Великой Сталинградской битвы, на уровне подсознания приходит бессмертный подвиг русского солдата, который стал для нас мощной нравственной опорой на жизненном пути. А наш урок мы посвящаем мужеству, гражданскому подвигу мирных жителей Сталинграда.
Учитель: Героиней нашего урока стала старая фотография из альбома «Военный Сталинград».
«Фонтан «Бармалей» или «Детский хоровод», который находился в Сталинграде перед музеем обороны Царицына. На заднем плане горящий вокзал станции Сталинград-1. Фото сделано корреспондентом ТАСС Эммануилом Евзерихиным 23 августа 1942 года. Снимок так и назывался: "После массированного налета гитлеровской авиации".
Вопрос: Что для вас необычного на этом фото?
Ученики: Фигуры танцующих детей на фоне разрушенного города. Необычно то, что одновременно соединились детское счастье и человеческая трагедия.
Учитель: Фонтан "Детский хоровод" был возрожден и открыт в Волгограде 23 августа 2013 г., в день 71-й годовщины массированного налета фашистской авиации на Сталинград. Это реплика довоенного фонтана, выполненного известным советским скульптором Ромуальдом Иодко.
Организатор байк-шоу и инициатор постройки фонтана на Привокзальной площади Александр Залдостанов настоял на том, чтобы фигуры танцующих детей были белыми, так как белыми они были в оригинальной, довоенной версии скульптора Ромуальда Иодко.
Вопрос: Как вы думаете, что заставило известного байкера по прозвищу «Хирург» проявить такую гражданскую инициативу?
Ученики отвечают.
Ученик читает стихотворение В. Леднева
Гроздья дней висят на ветви года
Аккуратно так - по месяцам.
И у каждого своя погода:
Тут морозно,
Жарковато там…
Вот он, август,
плодозрелый, сочный,
утомленный от избытка сил.
Освеженный временем проточным,
Многое в себе он позабыл.
И прекрасно!
Помнить все не надо.
Лишь бы не забыто было им
Двадцать третье-
Пепел Сталинграда
И шестое-
Хиросимы дым.
Вопрос: Корреспондент ТАСС Эммануил Евзерихин подписывает фото 23 августа 1942 г., а советский поэт Валентин Леднев говорит, что нельзя забывать 23 августа. В чем трагичность и значимость этого дня для жителей Сталинграда?
1 Группа: 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил на боевых самолетах более 2000 вылетов. Город был превращен в руины , погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. Нечем было дышать. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. (Идет показ слайдов)
Ученик: В 16 часов 18 минут, как утверждали очевидцы, послышался нарастающий гул. Большими группами, в строгом порядке летели немецкие самолеты. Из воспоминаний Ю. Аникина (в то время 13-ти летний школьник): « Стоя на трамвайном кольце я своими глазами видел, как фашистские стервятники нагло летели вдоль города по направлению к заводам, группами, с интервалом в несколько минут. Фугасные и зажигательные бомбы (по 25 штук в самораскрывающихся ящиках), куски рельсов, пустые железные бочки с отверстиями сыпались на город, создавая устрашающий визг, вой, грохот. Мощные взрывы тяжелых бомб постоянно сотрясали землю и воздух».
Ученик: Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его, доконать медленной пыткой. Бомбардировки были продуманы тщательно и выполнялись с жестокой аккуратностью. Бомбили последовательно квартал за кварталом, передвигаясь на новый, отмеченный на карте квадрат только после того, как на первом не оставалось уже ни одной целой стены, ни одной крыши, никаких признаков жизни, никаких надежд у людей на возвращение к старому очагу.
Ученик: На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск.
Вопрос 2группы: Как отразился этот страшный день 23 августа на жителей Сталинграда?
Ученики зачитывают отрывки из воспоминаний жителей Сталинграда:
Л. И. Конов
«… Фронт еще был относительно далеко от Сталинграда, а город уже опоясывался укреплениями. Знойным, душным летом тысячи женщин и подростков копали окопы, противотанковые рвы, строили баржи, Принимал в этом участие и я. Или, как тогда говорили, «ходил за окопы».
Одолеть землю, твердую, как камень без кирки и лома было непросто. Особенно мучили солнце и ветер. Жара иссушала и изматывала, а жара не всегда была. Песок, пыль забивали нос, рот, уши. Жили в палатках, спали вповалку, на соломе. Уставали настолько, что засыпали мгновенно, едва коснувшись коленями земли. И неудивительно: ведь работали по 12-14 часов в сутки. Вначале за смену одолевали едва километр, а потом, привыкнув и набравшись опыта, - и целых три. На ладонях образовались кровавые мозоли, которые все время лопались и саднили. В конце концов, они затвердели.
Иногда налетали немецкие самолеты и обстреливали нас на бреющем полете из пулеметов. Было очень страшно, женщины, как правило, плакали, крестились, а иные прощались друг с другом. Мы, мальчишки, хоть и старались показать себя чуть ли не мужчинами, но все равно тоже боялись. После каждого такого полета мы обязательно кого-то недосчитывались…»
В.К. Кравченко:
«В перерывах между бомбёжками мы не успевали покушать. Но каждый раз, не успевая проглотить жёвку хлеба во рту, я выплёвывал её, как бы ни было её жалко. Выплёвывал с сознанием. Мне страшно не хотелось, чтобы люди, увидев меня убитым с хлебом во рту, не посчитали меня жадным. А с каждым завыванием бомбы не было уверенности, что она не попадёт в нас. Страшен был не взрыв, страшен был её вой. Услышав вой, мы скукоживались, прижимались друг к другу и мысленно на век, прощались».
М. И. Малютина
« Многие из нас, детей Сталинграда, ведут свой отсчет «пребывания» на войне с 23 августа. Я же ее ощутила здесь же, в городе несколько раньше, когда девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. На все было отведено, как нам говорили, 10-12 дней.
Мы начали с того, что освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями, Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Делать это было совсем не просто. Ведь наши силенки были - не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брали за ручки, а еще двое подлезали под носилки и , чуть приподнявшись, двигались вместе с основными. Раненые стонали, иные бредили, а то и сильно ругались. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них мы нередко ревели, но дело свое делали. Но и после того, как мы вместе с взрослыми доставили раненых в госпиталь, нас домой не отпустили.
Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна. Но настал день, когда нам сказали: « Девчата, вы сегодня же должны разойтись по домам ». А потом было 23 августа…»
Ученик: В надежде на спасение, люди пытались пробраться на переправу через Волгу, но попав туда, многие поворачивали обратно, поняв, что эвакуироваться просто невозможно. Небольшой участок переправы использовали военные, редко переправляли раненых и детей. Попасть на баржу можно было только пройдя адскую давку. «Народ валом, давя друг друга, стал карабкаться на баржу по сходням. А когда рухнул под нами причал, то я машинально вцепилась руками в брючины впереди идущего мужчины, который держал на руках маленького ребенка, но сам он успел одной рукой держаться за сходню. Потом как-то изловчился, достал из кармана перочинный ножик и вырезал те места брюк, за которое я держалась. С этими лоскутами в руках, потеряв от страха сознание, я пошла ко дну…очнулась я на берегу среди таких же «утопленников», как и я…уже взобравшись на крутой берег мы услышали гул самолета… А когда посмотрели в сторону Волги, то та самая баржа горела ярким пламенем, как и люди с нее, барахтаясь в разлившейся нефтяной луже», - вспоминала Мазурова Нина Прокофьевна.
Ученик: Некоторые пытались перебраться самостоятельно, но под постоянным обстрелом и бомбежками почти все погибали. Так, главный путь к эвакуации был отрезан. Дети и взрослые возвращались обратно, в кошмар 23 августа.
Над головой был непрекращающийся поток самолетов, вокруг ад: пожары, копоть, пыль, смрад от сгоревших человеческих тел…Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг. Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей (по подсчетам советского командования), в этот день закончилось детство тысяч сталинградских детей…
Вопрос 2 группы: Как вы оцениваете события 23 августа 1942 г.?
Ученики отвечают.
Ученик: Мы изучили документы тех лет и вот, что писал в своем обращении Сталинградский городской комитет обороны к жителям города (23 августа 1942 года):
«Родные сталинградцы!
Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. …Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке - Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Гитлер бросает в бой все новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.
Товарищи сталинградцы!
Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками — камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т.д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боец — защитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.
Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас все, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.
Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!
Вопрос 2 группы: Какой смысл заложен в этих словах? К чему призывал Сталинградский комитет обороны жителей города?
Ученики отвечают.
Ученик: В итоге, неоспоримым можно считать лишь то, что по утверждению членов общества «Дети военного Сталинграда», после приказа № 227 мирные сталинградцы стали главным заградотрядом для советских войск. «За спиной был живой город, где кричали раненые дети и обезумевшие матери и поэтому для солдата за Волгой земли не стало». Так, сами того не осознавая, сталинградские дети стали «заложниками войны».
Ученик: Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.
Ученик читает стихотворение:
Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.
Там сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу, —
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Нам сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской,
Рвётся к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Мы славим величье её.
Жить! — вот благо и счастье людское.
За него, за счастье твоё и моё
Свои жизни отдали герои…
Объявляется минута молчания.
Ученик 2 группы: Сразу после Сталинградской битвы город посетил личный представитель президента США Франклина Рузвельта господин Деви. Посмотрев на город, он исключил возможность его восстановления и предложил секретарю обкома партии А.С. Чуянову оградить Сталинград колючей проволокой и создать музей под открытым небом, куда будут приезжать тысячи туристов со всех уголков планеты, чтобы увидеть своими глазами место яростных боев между двумя великими армиями , это по мнению американца стало бы большим источником дохода. На это Чуянов ответил Деви: «Нет! Мы должны возродить город- герой, памятник для будущих поколений на том месте, где воины сражались за их счастье. За бизнес мы не отдадим славу подвигов сынов России.» Эти слова оказались не пустым звуком... (Идет показ слайдов)
Ученик 2 группы: Выбравшись из своих убогих убежищ, жители еще долго ходили по узким тропкам среди бесконечных минных полей, на месте их домов стояли обгорелые печные трубы, воду носили с Волги, где еще оставался трупный запах, пищу готовили на кострах. Когда стал сходить снег, на улицах, в воронках, заводских корпусах, повсюду, где шли бои, обнаруживались трупы наших и немецких солдат. Надо было предать их земле.
Ученик 2 группы: 1950 г. ознаменовался началом строительства крупнейшего в Европе гидроузла- Сталинградской ГЭС, что тоже потребовало от жителей города небывалого трудового героизма, и помощи, которая приходила из других регионов страны. В 1954 году образовался напротив Сталинграда новый город, который хотели назвать «городом Солнца», но остановились на более приземленном названии - Волжский. Подумать только, на месте, где ещё относительно недавно многими вообще исключалась возможность проживания людей, теперь смотрели друг на друга два светлых, крупных города. Я считаю, что в продолжении темы нашего урока должно быть слово «солнце».
Вопрос 1 группы: Как долго еще звучало эхо войны?
Ученик 2 группы: Несмотря на то, что город был полностью восстановлен, отклики войн продолжали ещё долго слышаться. Сколько мальчишек не вернулись домой после прогулок с друзьями по местам, где шли бои! Земля ещё носила в себе тысячи бомб, снарядов и мин, при наступлении на которые они уносили навсегда из жизни ребят, которые уже не видели войны. Очень трагична история Сталинграда. После восстановления города, жители позаботились и о памяти воинов обессмертивших свое имя подвигами у берегов Волги. 15 октября 1967 года открыт Памятник- ансамбль героям Сталинградской битва на Мамаевом кургане. «Родина- мать»- самый высокий памятник- ансамбль в мире возвысился над Волгоградом, на Волге и своим величественным видом напоминает нам о тех великих и ужасных событиях. Весь послевоенный Сталинград как живой памятник .
Ученик 2 группы: Я считаю, что эхо войны продолжаться будет вечно и слышаться в наших памятных, святых местах. Построена панорама Сталинградской битвы. Множество улиц в городе названы в честь людей и наименований подразделений воевавших в Сталинграде. Например: проспект имени маршала Жукова, улица имени Чуйкова, улица имени маршала Ерёменко, улица 64-ой армии, улица 39, 7, 13 гвардейских дивизий, улица 62-ой армии и другие. В местах наибольшего продвижения немцев к Волге установлены памятники. В центре города осталась разрушенная мельница, специально невосстановленная из руин и своим видам дающая понять нам, насколько ожесточенны были здесь бои. Наш город- город памятник Великой битве на Волге, поэтому прошлое и настоящее города слились воедино.
Вопрос 2 группы: Какой ценой был восстановлен город?
Ученики отвечают.
Учитель: Какие уроки нам дала война? К каким выводам вы пришли?
Ученик 2 группы: Жители Сталинграда, несмотря на неимоверные трудности, крепли, стойкость их возрастала все больше и больше. Горячая любовь к своей Родине - вот что помогло мирным жителям Сталинграда совершить величайший подвиг.
Наша группа считает, что продолжение урока можно назвать «Пусть всегда будет солнце!», т.к. фашисты отняли миллионы человеческих жизней нашего народа, право на счастье и продолжение жизни, они отняли детство, смех, любовь. Солнце- это символ жизни на земле. И пусть наша жизнь будет достойна памяти наших дедов и прадедов!
Ученик 1 группы: О войне говорить мало, надо конкретными делами доказывать свой неоплатный долг перед павшими: ухаживать за памятниками, возлагать цветы, проводить митинги памяти, заниматься поисковой, исследовательской работой.
Ученик 2 группы: Писатель А. Лиханов сказал: «Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы. Не давайте им забыть!»
Ученик читает отрывок из «Реквиема» Р.Рождественского:
Покуда сердца стучат,
помните,
Какой ценой завоевано счастье,
пожалуйста, помните.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Памяти павших
будьте достойны!
Ученик 1 группы: Я восхищаюсь и горжусь подвигом нашего народа, наших земляков.
Я знаю, что они были отважными людьми, с честью пронесли свое имя через огонь войны. Они всегда будут для меня примером любви к Родине.
Ученик 2 группы: В день поминовения и скорби в Волгограде на привокзальной площади 23 августа 2013 г. был открыт воссозданный довоенный фонтан "Детский хоровод", ставший символом непобежденного Сталинграда. В церемонии открытия принимал участие Президент РФ В.В. Путин. Этот фонтан тоже стал символом солнца- жизни. Это торжественное событие показало, что не должна прерываться Великая Связь времен, которую обеспечивает человеческая память.
Учитель: Писательница Л. Чуковская говорила: «Память - драгоценное сокровище человека, без нее не может быть ни совести, ни чести, ни работы ума… Память о прошлом надежный путь к настоящему». Открытие фонтана «Детский хоровод» -это великая связь времен, символ возрождения жизни и память о великом подвиге защитников Сталинграда.
Ученик: Чтобы жить достойно, мы должны помнить, что живём на священной земле. Своим мужеством и жизнями народ Победы отстояли для нас любимый Волгоград. Мы должны жить так, чтобы не было перед ними стыдно, ведь они, словно «белые журавли», смотрят на нас с неба и «подают нам голоса...»
Звучит песня Я. Френкеля на слова Р. Гамзатова «Журавли».
9