развивать у обучающихся способность логически мыслить, обобщать, выделять проблемы, продолжать формирование умений самостоятельной работы; воспитывать соблюдение норм поведения в обществе, умение слышать товарища, принимать его точку зрения, работать в группе.
закрепить знания о фазовом переходе твердое тело - жидкость, научиться учитывать количество теплоты при плавлении вещества;
Этап мотивации к учебной деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте, эпиграфом урока я выбрала слова Марины Ореховой Солнце жарче пригревает, Снег уже на крыше тает, Пять сосулек плакать стали, Две растаяли - упали. Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие физические процессы произошли с сосульками | Ответы: солнце дало количество теплоты, а сосульки забрали это количество теплоты. |
Методический комментарий Эпиграф на слайде |
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
т.е., другими словами произошел тепловой баланс. Давайте повторим формулы для количеств теплоты при различных переходах. Для этого возьмите таблички и соотнесите формулу с ее названием. Где вы еще встречались и встречаетесь с соотношениями? Затем поменяетесь в парах, и проверим ваши знания. | заполняют таблички «Формула – название процесса» математика, русский язык, химия, биология |
Методический комментарий проверка формул с правильным вариантом на слайде |
Этап постановки проблемы |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На прошлом уроке мы решили задачу в группах, вы оформили решения на плакатах. Давайте вспомним условие задачи. У вас получились вот такие результаты. Я предлагаю проверить это практически. У меня есть горячая вода в стакане, есть лед из морозильной камеры. Я прошу подойти по одному представителю от группы и посмотреть за температурой на термометре, пока я буду помещать лед в наш чай. Кстати, к какой области знаний можно отнести понятие «термометр»? | необходимо рассчитать количество кубиков льда, взятых при температуре -4 0С, чтобы охладить воду массой 200 г от 80 0С до 40 0С. У нас получилось, что надо взять 16, 30, 48 кубиков Ответы: химия, СБО, медицина, природоведение |
Методический комментарий Воду заранее вскипятить в чайнике, лед лежит в термосе. |
Этап построения проекта выхода из затруднения |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
мы видим, что количество льда больше чем необходимо для получения нужной температуры. В чем ошибка? | в расчетах – мы забыли о том, что лед не только нагревается, но и тает, т.е. плавится и для этого тоже необходимо количество теплоты |
Методический комментарий В стакан достаточно поместить 7 – 10 кубиков, чтобы увидеть ошибочность решения задачи. Стакан должен быть рассчитан на 300 мл. |
Этап реализации построенного проекта |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
решите, пожалуйста, задачу с учетом плавления льда. Затем проверяется новое решение. Сравниваются и обсуждаются результаты групп. | Решают в группах, записывают решение на плакатах Результат немного не совпал, т.к. мы не учитывали потери тепла на нагревание стакана, термометра, воздуха |
Методический комментарий новый расчет должен практически совпасть с реальным экспериментом |
Этап первичного закрепления во внешней речи |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
мне принесли три пробирки с неизвестным веществом и попросили определить – что это. Как можно выяснить состав? Известно, что вещество становится жидким до 700С. У нас есть термометр, горячая вода, секундомер. Где работают с секундомером? | можно узнать температуру плавления вещества и по таблице выяснить – что за вещество нам принесли. Для этого поместим пробирку в горячую воду и будем замерять температуру нагревания вещества. Результаты занесем в таблицу. спорт, медицина, ОБЖ, физкультура |
Методический комментарий Показать пробирку с твердым веществом, 3 пробирки стоят в горячей воде, чтобы вещество было жидким (за кафедрой, чтобы учащиеся не видели) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
я пробовала так делать – процесс протекает быстро, и температуру плавления установить не удалось. я вам предлагаю, не только заполнить таблицу, но и построить график | Ответы: можно попробовать выяснить температуру кристаллизации. Тогда надо мерить температуру остывания расплавленного вещества. Результаты будем измерять каждую минуту, и заносить в таблицу. |
Методический комментарий Таблица и график на слайде |
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Смотрит за правильностью проведения измерений, заполнения таблицы | Выполняют работу по измерению температуры остывания расплавленного вещества, фиксируют результаты в таблице |
Методический комментарий При выполнении работы напомнить о технике безопасности при работе со стеклом, лабораторным термометром и горячей водой. |
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Отметьте на лестнице достижений, на какую ступеньку знаний вы сегодня поднялись и напишите, что нового узнали на уроке. | Заполняют бланки, сдают учителю |
Методический комментарий |
Этап домашнего задания |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Постройте график зависимости температуры нагревания и плавления вещества от времени по полученным данным в эксперименте. | Записывают домашнее задание в дневник |
Методический комментарий |