2. Мотивация учебной деятельнос- ти. Функция этапа. Побуждение к работе с информацией. | Учитель готовит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует ответы учащихся. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. О чем эта сказка? | Учащиеся слушают сказку. Учащиеся высказывают свои мнения. -О добре и зле. | Р. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. К. Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… . | 3 мин |
4. Актуализа ция знаний и пробного учебного действия Функция этапа. Информационная: воспроизведение информации. | Что значит слово добро? Изобразите добро (рисунок, схему)  Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило морали? Слайд 2 Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух. | Семья, дом, спокойствие, здоровье, красота, мир, Бог … Работа со смайликами. Вспоминают правило нравственности. «Не делай людям того, чего не хотел бы себе». Чтение и проговаривание вслух. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». | П. Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения. | 4мин. |
5. Открытие нового знания. Функция этапа. Систематизационная: классификация полученной информации. | Работа с учебником. Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…» Словарная работа. Кто такие эгоисты? Люди, заботящиеся только о себе. Дать определение понятия «эгоизм» Приложение 2 ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. -У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами. Прочтите первую причину. Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Слайд 3 Приложение 3 Благодарность    благо дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. Слайд 4 Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Работа с текстом. (Прочтите эту легенду) Анализ текста. -Понравилась легенда? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос? -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? - Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью. -Что говорил Христос, найдите в учебнике. Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд 8 Как вы понимаете это слово? Приложение 3 Словарная работа.  Самоотверженность. человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. Как подражали Христу его ученики? Слайд 9 Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами. -Какого человека можно назвать святым? Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем (стр.69) Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Слайд 10 -Так чему же радуются святые? Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами. ФИЗМИНУТКА. Работа с учебником. Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно. Учебник «Это интересно» (с.69) - Как был распят Пётр? Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой. Слайд 5 -Как был распят апостол Андрей? Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона». -Как на иконе изображен апостол Андрей? -Какие художественные детали и подробности отражены художником? -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть? Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди, показывает, что всё идёт от сердца. -Почитается ли имя апостола Андрея? - Что символизирует имя апостола Андрея? -На каком знамени изображён Андреевский крест? -Как называется этот флаг? Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. Слайд 6 | Работа с учебником. Ответы детей. Чтение определения на доке. ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других. Благодарность за подвиг Христа. Ответы детей. -Благо, дарить. Чтение схемы на доске. Чтение легенды. Работа с текстом. Анализ текста. -Христиан. -Арестовывали, казнили. -Он был христианином. -Христос. -Куда ты идёшь, Господи? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз. -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников. -Вернулся в город. -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» -Да Пётр был благодарен Христу. -Христос и Пётр. Читают фразу. Слайд 7 Ответы детей. Чтение схемы на доске Самоотверженно. Ответы детей. Чтение вслух. Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Духовной радости, духовному опыту. ФИЗМИНУТКА. Работа с учебником. Чтение (с.69) «Это интересно» -На кресте, головой вниз. -На косом кресте. Работа с иллюстрацией. -Андрей стоит на фоне косого креста. Ответы детей. -Да, почитается. -Косой Андреевский крест. Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота. -Андреевский флаг. Ученики рассматривают иллюстрацию. | П. Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. | 18 минут, из них 2 минуты на физми-нутку |
6. Первичное закрепление с проговариванием вслух. Функция этапа. Систематизационная: классификация полученной информации. | -Так что же такое добро для христианина? ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать. Слайд 11 Понятие многогранно: - добро - хорошие поступки, добрые дела -добро - качества человека Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее. - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. - Какие добрые дела вы делаете? (Ухаживаем за школьным участком, проводим встречи с ветеранами, помогаем пожилым людям, проводим ремонт книг в школьной библиотеке…) Слайд 12 Чтение древней церковной притчи. Учебник (стр. 69) Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести. -Как вы понимаете эту притчу? Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи. Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны. Слайд 13, 14 Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям. Работа над понятием ЗЛО Что такое зло? (противоположность добра) Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ)  ЗЛО - все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать. (проговариваем вслух) Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО -Что совершать легче: добро или зло? Почему? Человек рожден для добра, а не для зла. Добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. -Для чего рождён человек? -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. | Ответы детей. ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать. (полезное - посадил дерево; приятное - сделал подарок; истинное - помог человеку в беде) Ответы детей. -Приятное. Ответы детей. Чтение древней церковной притчи. (Учебник) Ответы. Ответы детей. Работа со смайликами. ЗЛО - все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать. (проговариваем вслух) Ответы детей. Проговариваем вслух. «Человек рожден для добра, а не для зла. Ответы детей. (дал списать домашнее задание; «Как ты сегодня плохо выглядишь») | П. Нахождение ответов на вопросы, используя жизненный опыт и учебник. | 7 мин |
7. Самостоя- тельная творческая работа Функция этапа. Оценочная: Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | Творческая работа по карточкам. Составьте синквейн по теме нашего разговора: Существительное. Прилагательное, прилагательное Глагол, глагол, глагол. Предложение. Существительное . Зло. Беспощадное, изворотливое Губит, калечит, убивает. Зло необходимо уничтожить! Борьба! Добро. Светлое, радостное. Помогает, спасает, лечит. Добро должно победить! Счастье! Приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Составьте правила доброты . Работа в парах. Примерный вариант: 1. Помогать людям. 2. Не обманывать. 3. Не завидовать. 4. Защищать слабых. 5. Прощать ошибки другим. Слайд 15 | Составление синквейна . Зло. (1 группа учащихся) Добро. (2 группа учащихся) Ответы учащихся. (1 и 2 группа.)
Работа в парах.
(3группа учащихся) Составление правил доброты в парах. Чтение правил. (3 группа) Чтение стихотворения Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, Как свет весенний, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло.
| К. Сотрудничество с соседом по парте, в группе. Умение слушать других, умение отстаивать свое мнение.
Л. Формулируют самостоятельно правила поведения, общие для всех людей. | |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока. Самооценка. Функция этапа. Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. | Ребята, что вы узнали нового? -Что бы вы хотели узнать? -Оцените свою работу на уроке. -Какие цели и задачи мы ставили на уроке? -Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …» Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Не зли людей, и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. И если что не так – смирись. Будь, поумней, и улыбнись! Холодной думай головой Ведь в мире все закономерно. И зло рожденное тобой К тебе вернется непременно. (звучит песня «Добрым быть совсем не просто») | Ответы детей, самооценка своей деятельности.
| Р. Умение контролировать и оценивать свои действия. | 4мин |