СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного языка в классе -комплекте 2,4 по теме "Сказка. Нинман"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся составлять дерево понятия"Сказка - нинман" на родном языке

Просмотр содержимого документа
«урок-сказка»



Тема урока: Нингман. (Сказка)

Цели урока:

Создание условий для

- обобщения и актуализации знаний по теме «Сказка»,

- развитие способности эмоционального восприятия слов по теме,

- развитие коммуникативных способностей ученика в процессе работы на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

- умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи,

- самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания,

- умение работать в команде,

- ценностно-эмоциональное отношение к содержанию изучаемого языкового материала с общекультурных позиций.

Предметные:

- обобщение и актуализация знаний по теме,

- расширение активного словаря, улучшение коммуникативных способностей учащихся,

- умение анализировать, сравнивать, выделять главное при решении учебных задач.

Метапредметные:

- связь урока с современностью,

- умение грамотно переводить предложения с русского на нанайский и наоборот,

- понимание значения знаний по русскому языку для лучшего усвоения языковых особенностей родного языка.

Оборудование: рисунки, иллюстрации к сказкам, карточки со словарными словами, карточки с названиями сказок и отрывков сказок, словари, тетради, ручки, карандаши, альбомы.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Бачигоапу, нучикэндюэн! Здравствуйте, дети!

Ученики: Бачигоапу, алосимди! Здравствуйте, учитель!

Приветствуем гостей: Бачигоапу, андана! Здравствуйте, друзья!

  1. Целеполагание.

Учитель: дети, у нас сегодня необычный урок – урок родного языка.

(Музыка. На фоне музыки голос птички).

1 слайд

Учитель: дети, послушайте, к нам прилетела птичка – чолчомикан. Она нам хочет что-то сообщить. Давайте спросим её.

2 слайд

Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,

Хайва си чолчиси?

Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,

Хайва бунду ундиси? Что ты, птичка, нам хочешь сказать?

(Стук в дверь). Заходит бабушка.

Бабушка: Бачигоапу, нучикэндюэн!

Дети: Бачигоапу, даня!

Учитель: Даня, тэрусу. Маша, банда буру. (Садитесь, бабушка).

Учитель:Даня, си бунчи хайнами дичиси? (Зачем ты, бабушка, к нам пришла?

Бабушка: Нэкунэ, дети, садитесь поближе, я вас сейчас что-то расскажу: Ка-ка-а-а.. Балана, балана..( Сказка про лягушку и мышку, которые поехали собирать ягоду на другом берегу реки)

Учитель: дети, что нам рассказала бабушка?

Дети: Сказку.

Учитель: О ком эта сказка? Как поступила лягушка с мышью? Почему? (ответы детей)

Бабушка: дети, нучикэндюэн, вы поняли, что так поступать нельзя. Туй таваси най ундини. Соромбори! (Прощается, хочет уйти)

Учитель: даня, не уходи, наши дети тоже знают сказки. Ребята, давайте и мы покажем бабушке сказку.

Инсценирование сказки «Тэй биэси» (Не то).

Бабушка: Баниха! (спасибо). Дети, а вы сзнаете о чем эта сказка? Какова её мораль? (дети отвечают).

Бабушка: Улэн, нучикэндюэн! Порадовали вы меня. Гэ, декчии ми энуи. Пэдэм дэрэдигусу!

Дети прощаются с бабушкой, благодарят её.

Учитель: дети, так о чем мы сегодня будем говорить? (о сказке)

- А как сказать «сказка» по-нанайски? (Нингман)

- А что такое сказка? (это жанр устного народного творчества)

Учитель: нингман – туй би художественнай вымыселку произведение.

- Кто сочиняет сказки? (народ- най гурун)

- А кто эти сказки рассказывает? (сказитель). А как сказать сказитель по-нанайски?

Нингмансо – тот, кто рассказывает сказку .

Дяринсо – тот, кто поет сказку.

(дети проговаривают слова вместе с учителем, потом 4 класс второму, 2 класс четвертому, а теперь друг другу).

Учитель: посмотрите, дети, на доску, что это? (дерево) , но дерево необычное –ветви его пусты, мы будем сегодня заполнять его ветви понятиями.

Учитель: Нучикэндюэн, нингман ана бими ая? Как вы думаете, а можно прожить без сказки? (ответы детей).

Учитель: чтобы ответить на этот вопрос нам нужно вспомнить сказки, которые мы изучали. Вот скажите мне , дети, какие особенности есть у сказок? (ответы детей)

- По каким признакам вы отличаете их от других произведений? (ответы детей)

- Кто населяет сказку? (герои) Назовите самых главных «жителей» нанайской сказки (животные-усэлтэ, удин).

Учитель: есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из них спрятались внутри таких слов:

3 слайд - Задание по классам: 2 класс – находят и читают, 4 класс ещё переводят.

Солима

Мапачан

Гормахон

Сингэрэ

Енгур

Ихэрэ

Полокто

Учитель: Молодцы, ребята, вот мы с вами и нашли всех героев наших сказок. А в чем особенность этих сказок? (животные ведут себя как люди - усэлтэ эмуту най-мат би).

4 слайд

Учитель: посмотрите, дети, что это за сказка? Кто главный герой? (соли-лиса)

5 слайд

-А эта сказка про кого? (тоже про лису) Чья это сказка, какого народа? Эй нмнмамба хамача най гурун нирухэни (ульчская)

6 слайд

- А эта сказка чья? Эй нинман уйги?

Учитель: все эти сказки про лису. А какими человеческими качествами наделена лисичка- соликан? ( гучкули, арганку,мурун маси, тотами чуки-прочитать , повторить)

Учитель: давайте споем песенку про лису. Как мы будем петь её? (радостно, хвастливо).

7 слайд

Соликан паталакан, гучкули усэлтэ.

Соликан, паталакан, арганку усэлтэ.

Насалкани гучкули, хуйгукэни даи,

Бэгдикэни-дэ улэн тэпэтэрини.

(Лисичка-сестричка красавица

Лисичка-сестричка обманщица

И глазки у неё красивые,

И хвост пушистый.

И ножки умеют хорошо плясать).

8 слайд

2 класс

4 класс

Прочитать сказку, выявить главного героя

Перевод сказки . Найти главную мысль сказки

Чтение сказки про себя

Самостоятельная работа

Чтение сказки вслух

Самостоятельная работа: найти и подчеркнуть слова, которые характеризуют главного героя

Проверка самостоятельной работы



Учитель: какую сказку мы прочитали? О ком эта сказка? Какой он? Хони неани би? ( маси, даи, муруни улэн)

Учитель: отгадайте загадку, в ней спрятался следующий герой народных сказок-

Туэ чагдян, дёа кури. Зимой белый, летом серый. (гормахон – заяц)

Учитель: хони би гормахон? Какой заяц, опишите его. (нучи, хайва-да хэм нэлэчи).

Учитель: 2 класс покажите четвертому классу какие вы медведи, 4 класс покажите второму классу какие вы зайцы.

Учитель:

- так какие персонажи есть в сказках? (животные-усэлтэ,удин)

-чему они нас учат? (ответы детей)

Учитель: а теперь давайте поиграем в игру «Угадай сказку» «Нинмамба саросу»

Задание:

2 класс

4 класс

К каждой картинке подобрать название сказки

Найти к сказке отрывки, изречения из сказок



Учитель: 2 класс на доске вывешивает иллюстрации с названиями сказок, 4 класс прицепляет возле каждой сказки изречения. (Название и изречения из сказок написаны на родном языке)

Итог урока:

Учитель:

-О чем мы сегодня с вами говорили? Так нужна нам сказка? (ответы детей)

Учитель: Да, дети, даже в такое время, когда у нас технический прогресс нам очень нужна сказка, она актуальна в любое время, сказки учат нас добру, без них и жизнь будет не так интересна и красочна.

Учитель: Молодцы, ребята, я очень довольна вами, мы совершили с вами такое увлекательное путешествие в мир сказки, благодарю вас! А понравилось ли вам, ребята, А кому можно сказать «Молодец!» А кто себе может сказать «Молодец». Давайте покажем как мы любим сказки и благодарны ей:

(пиктограммы)





Ура!Нингман!

Нингманчи ! Соктади тутуйпу!

Конькисалди тутуйпу!

Параканди сусуйпу!

Нингмамба улэсипу!

Учитель:посмотрите, дети на наше дерево понятий, какое оно стало красивое, давайте повторим все , что мы узнали о сказке.

Учитель: Молодцы! А теперь мы запишем домашнее задание (задание на выбор)

Учитель:А как вы думаете, дети, трудно придумывать сказки? (ответы детей). Как вы думаете русские сказки отличаются от нанайских сказок? Если отличаются, то чем? А на следующем уроке мы будем решать эту проблему.

Фонограмма. 9 слайд.

Учитель: Ребята, посмотрите на нашу птичку, мы забыли про неё. Давайте и её поблагодарим

Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,

Нингмамба бунчи гадёхаси.

Чолчоми, чолчоми,чолчомикан,

«Баниха!» буэ синду ундипу.

Птичка, птичка,спасибо,что ты нам сказку принесла.

Примечание: слова, выделенные желтым цветом, прикрепляются по ходу урока на ветви дерева







оркин

улэн

Муруни улэн

Арганку, муруни чуки

дяринсо

нингмансо

нингман



Просмотр содержимого презентации
«3 класс - урок»

Чолчоми, чолчоми, чолчомикан, Хайва си чолчиси? Чолчоми, чолчоми, чолчомикан, Хайва бунду ундиси?
  • Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,
  • Хайва си чолчиси?
  • Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,
  • Хайва бунду ундиси?
Соли Мапа Гормахон Сингэрэ Хэрэ То Солима Мапачан кагормахон Сингэрэмэси ихэрэ полокто
  • Соли
  • Мапа
  • Гормахон
  • Сингэрэ
  • Хэрэ
  • То
  • Солима
  • Мапачан
  • кагормахон
  • Сингэрэмэси
  • ихэрэ
  • полокто
Солиди, гормахонди.

Солиди, гормахонди.

  • Нанай нингмани.
Дуэнтэ довани пунчилкэн энэйни. Туй энэйдуи эм мапа ачапчи дидивэни бахани. Пунчилкэн, мапава ичэрэ, нэлэхэни. Тотара бонгал-бонгал апсинкини. Мапа-тани мурчихэни «Эй, сайна, пакакан, бидерэ». Туй мурчими, мапа бэгдидии пунчилкэмбэ пачилахани. «Энэнэ-энэнэ, пайнаи тап-тап энэхэн», - мапа атарихани.

Дуэнтэ довани пунчилкэн энэйни. Туй энэйдуи эм мапа ачапчи дидивэни бахани. Пунчилкэн, мапава ичэрэ, нэлэхэни. Тотара бонгал-бонгал апсинкини. Мапа-тани мурчихэни «Эй, сайна, пакакан, бидерэ». Туй мурчими, мапа бэгдидии пунчилкэмбэ пачилахани. «Энэнэ-энэнэ, пайнаи тап-тап энэхэн», - мапа атарихани.

Мапади, соликанди. Нанай нинмани.

Мапади, соликанди.

Нанай нинмани.

Мапа - маси , даи, муруни улэн Соли – манга арганку, муруни маси Гормахон – нучи, хайва-дэ хэм нэлэчи
  • Мапа - маси , даи, муруни улэн
  • Соли – манга арганку, муруни маси
  • Гормахон – нучи, хайва-дэ хэм нэлэчи
«Вершки и корешки» - русская народная сказка.
  • «Вершки и корешки» - русская народная сказка.
Чолчоми, чолчоми, чолчомикан, Нинмамба бунду гадехани. Чолчоми, чолчоми, чолчомикан, Баниха синду ундипу!
  • Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,
  • Нинмамба бунду гадехани.
  • Чолчоми, чолчоми, чолчомикан,
  • Баниха синду ундипу!
Домашние задания:

Домашние задания:

  • Придумать сказку.
  • Найти и прочитать сказку.
  • Найти сказку о любимом животном.
Баниха! Пэдэм энусу!
  • Баниха!
  • Пэдэм энусу!