СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного языка"История в слове: наименования предметов традиционного русского быта"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок родного языка"История в слове: наименования предметов традиционного русского быта"»



Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта».

Предмет: Родной русский язык

Класс: 5

Тема урока: История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Презентация к уроку в программе Power Point, задания для обучающихся, карточки-подсказки, карточки «кирпичики» дома, макет избы.

Базовый учебник: О.М. Александрова «Русский родной язык»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

  2. формирование представлений об облике русской избы, о традициях русского народа;

3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  Углубление  знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян.

Личностные: развитие ценностного отношения к русской национальной культуре.

Метапредметные: готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей.

Методы и формы обучения: Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.









































Ход урока

Учитель: 

- Ребята, в классе у вас тепло и уютно. Окружают вас добрые друзья. Желаю, чтобы на уроке вам было интересно и комфортно.

- Я вас хочу пригласить... Отгадайте, куда?

(звучит русская народная песня «Изба»)

- Правильно, в русскую крестьянскую избу.

М.В.Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно знать своё прошлое?

(Ответы детей)

Учитель: Мы живём в век компьютерных технологий, забываем о старине. А так можно забыть истоки народной культуры. Как жили русские люди? Чем украшали свой быт? Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

- Ну а что же такое изба? Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.

Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, знают имя Владимира Ивановича Даля - русского писателя, собирателя фольклора и создателя «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. (показ словаря, он на парте у детей)

Давайте откроем страницу_230- и прочитаем, что означает слово «изба» по словарю В.И.Даля.



-Посмотрите на иллюстрацию у вас на столе.  Какие предметы вы видите?

(Изба, печь и много хозяйственной утвари)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?

Сегодня мы рассмотрим картину быта и устоев тех времён, представим, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры народа. Подробнее рассмотрим  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

А главное – в конце урока - Узнаем секрет крепкой семьи, так как семья является основным носителем культурных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

1)Работа с текстом

Учитель: Перед вами текст.

- Вставьте по группам ( 1 и 2 абзацы) пропущенные буквы, раскройте скобки.

1 группа: «Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территории (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами.

2 группа: Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, - полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом».

- Проверьте свою работу, сравните с текстом на экране.

- С какими видами орфограмм вы работали?

(-Оценивание своей работы.)

- Какие наименования предметов русского быта встречаются в этом тексте?

- Запишите эти слова – соотнесите слова с рисунком.

(печь, стол, божница, лавки, полати)

- Проверьте свою работу. Оцените.

  1. Работа с макетом избы.

Учитель: Заглянем внутрь, как же выглядела изба изнутри.

В избе была одна комната-горница – «чистая половина крестьянской избы», она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья.

Учитель: Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут.

Время нашего урока ограничено, поэтому мы остановимся только на некоторых предметах быта.

Важное место занимала русская печь. В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. А еще печь является сказочным персонажем.

- Следующее задание – угадайте, как называются сказки, в которых упоминается печь? В этих сказках она играет чуть ли не главную роль!

- Внимание, вопрос 1 группе (видео «По щучьему веленью»)

- Вопрос 2 группе (видео «Гуси-лебеди»)

- Запишите названия сказок в маршрутный лист.

Проверьте ответы. Оцените работу.


- Молодцы, много сказок знаете!

- А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? (Каша). Молодцы!

- Заглянем снова с словарь В И Даля . Что такое каша?

(работа со словарной статьей стр 35)

Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша".

Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка выходила замуж и забирала его в дом мужа. На странице 513 зачитайте толкование слова «сундук»

Откроем «Сундук загадок»

- Что же в нем лежит?

1.     Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

2.     Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

3.     Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

4.    Чёрный конь
прыгает в огонь.(Кочерга)

5.     Рогат,
да не бык,
хватает,
да не сыт,
людям отдаёт,
а сам на отдых идёт. (Ухват)

6.     Сколько ни мучь,
ни кипяти,
а белее не сделаешь. (Чугун)

- Оцените свое участие.

За многие века был собран огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Я Вам рассказала лишь о некоторых. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.

Учитель : А теперь нам нужно собрать ключевую фразу

  1. Группа Когда мы едины…

  2. Группа – мы непобедимы.

(Дети не могут составить фразу, каждой команде не хватает слов)

Учитель: Не получается? Что же делать? (Кто-то из учеников догадается, что надо объединить подсказки двух команд).

Получилась фраза:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Учитель: Как вы понимаете эти строки? Чему они вас учат?

Учитель: Только в единстве, сообща рождается истина. Вы объединили усилия, удвоилась ваша сила, и победа одержана! Победа не отдельной группы , а всего класса! Так и вся Россия, ребята, едина и непобедима!

7.Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги.

Посчитайте, какое количество баллов в маршрутном листе у вас получилось?. 1 балл – это 1 кирпичик. Возьмите из раздаточного материала столько кирпичиков, сколько баллов у вас вышло.

Учитель: Итак, мы узнали об устройстве и убранстве русской избы. У каждого из вас тоже есть дом.

В заключение урока я хочу, чтобы вы собрали дом для большой семьи из имеющихся «кирпичиков» - наш общий дом Россия - Воронежский край.

- Так в чем же секрет крепкой семьи? – назовите.

Я приехала из села Воронцовка Павловского муниципального района. Села, у которого своя история и традиции. Славится Воронцовка своим Шиповым лесом. Я хочу на память подарить Вам брелок с символом Шиповой дубравы.








Подумайте и продолжите предложения:

Мне было интересно…
Меня удивило…

Мне захотелось…

Я понял, что