Урок русского родного языка в 5 классе
«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта».
Предмет: Родной русский язык
Класс: 5
Тема урока: История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Презентация к уроку в программе Power Point, задания для обучающихся, карточки-подсказки, карточки «кирпичики» дома, макет избы.
Базовый учебник: О.М. Александрова «Русский родной язык»
Цели урока:
Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
формирование представлений об облике русской избы, о традициях русского народа;
3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.
4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Углубление знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян.
Личностные: развитие ценностного отношения к русской национальной культуре.
Метапредметные: готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей.
Методы и формы обучения: Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Учитель:
- Ребята, в классе у вас тепло и уютно. Окружают вас добрые друзья. Желаю, чтобы на уроке вам было интересно и комфортно.
- Я вас хочу пригласить... Отгадайте, куда?
(звучит русская народная песня «Изба»)
- Правильно, в русскую крестьянскую избу.
М.В.Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно знать своё прошлое?
(Ответы детей)
Учитель: Мы живём в век компьютерных технологий, забываем о старине. А так можно забыть истоки народной культуры. Как жили русские люди? Чем украшали свой быт? Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?
Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
- Ну а что же такое изба? Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.
Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, знают имя Владимира Ивановича Даля - русского писателя, собирателя фольклора и создателя «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. (показ словаря, он на парте у детей)
Давайте откроем страницу_230- и прочитаем, что означает слово «изба» по словарю В.И.Даля.
-Посмотрите на иллюстрацию у вас на столе. Какие предметы вы видите?
(Изба, печь и много хозяйственной утвари)
Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)
-Почему не получается? (слов не знаем)
-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?
Сегодня мы рассмотрим картину быта и устоев тех времён, представим, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры народа. Подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.
А главное – в конце урока - Узнаем секрет крепкой семьи, так как семья является основным носителем культурных традиций, передаваемых из поколения в поколение.
1)Работа с текстом
Учитель: Перед вами текст.
- Вставьте по группам ( 1 и 2 абзацы) пропущенные буквы, раскройте скобки.
1 группа: «Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территории (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами.
2 группа: Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, - полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом».
- Проверьте свою работу, сравните с текстом на экране.
- С какими видами орфограмм вы работали?
(-Оценивание своей работы.)
- Какие наименования предметов русского быта встречаются в этом тексте?
- Запишите эти слова – соотнесите слова с рисунком.
(печь, стол, божница, лавки, полати)
- Проверьте свою работу. Оцените.
Работа с макетом избы.
Учитель: Заглянем внутрь, как же выглядела изба изнутри.
В избе была одна комната-горница – «чистая половина крестьянской избы», она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья.
Учитель: Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут.
Время нашего урока ограничено, поэтому мы остановимся только на некоторых предметах быта.
Важное место занимала русская печь. В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. А еще печь является сказочным персонажем.
- Следующее задание – угадайте, как называются сказки, в которых упоминается печь? В этих сказках она играет чуть ли не главную роль!
- Внимание, вопрос 1 группе (видео «По щучьему веленью»)
- Вопрос 2 группе (видео «Гуси-лебеди»)
- Запишите названия сказок в маршрутный лист.
Проверьте ответы. Оцените работу.
- Молодцы, много сказок знаете!
- А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? (Каша). Молодцы!
- Заглянем снова с словарь В И Даля . Что такое каша?
(работа со словарной статьей стр 35)
Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша".
Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка выходила замуж и забирала его в дом мужа. На странице 513 зачитайте толкование слова «сундук»
Откроем «Сундук загадок»
- Что же в нем лежит?
1. Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
2. Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
3. Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)
4. Чёрный конь
прыгает в огонь.(Кочерга)
5. Рогат,
да не бык,
хватает,
да не сыт,
людям отдаёт,
а сам на отдых идёт. (Ухват)
6. Сколько ни мучь,
ни кипяти,
а белее не сделаешь. (Чугун)
- Оцените свое участие.
- За многие века был собран огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Я Вам рассказала лишь о некоторых. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.
Учитель : А теперь нам нужно собрать ключевую фразу
Группа Когда мы едины…
Группа – мы непобедимы.
(Дети не могут составить фразу, каждой команде не хватает слов)
Учитель: Не получается? Что же делать? (Кто-то из учеников догадается, что надо объединить подсказки двух команд).
Получилась фраза:
Когда мы едины, мы непобедимы.
Учитель: Как вы понимаете эти строки? Чему они вас учат?
Учитель: Только в единстве, сообща рождается истина. Вы объединили усилия, удвоилась ваша сила, и победа одержана! Победа не отдельной группы , а всего класса! Так и вся Россия, ребята, едина и непобедима!
7.Рефлексия.
Учитель: Подведем итоги.
Посчитайте, какое количество баллов в маршрутном листе у вас получилось?. 1 балл – это 1 кирпичик. Возьмите из раздаточного материала столько кирпичиков, сколько баллов у вас вышло.
Учитель: Итак, мы узнали об устройстве и убранстве русской избы. У каждого из вас тоже есть дом.
В заключение урока я хочу, чтобы вы собрали дом для большой семьи из имеющихся «кирпичиков» - наш общий дом Россия - Воронежский край.
- Так в чем же секрет крепкой семьи? – назовите.
Я приехала из села Воронцовка Павловского муниципального района. Села, у которого своя история и традиции. Славится Воронцовка своим Шиповым лесом. Я хочу на память подарить Вам брелок с символом Шиповой дубравы.
Подумайте и продолжите предложения:
Мне было интересно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я понял, что