СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родной литературы в 7 классе. Родительская любовь в рассказах Закруткина и Шолохова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы проводится на основе сопоставительного анализа двух рассказов донских писателей "Подсолнух" В.Закруткина и М.Шолохова "Родинка". В итоге дети составляют синквейн на тему Родительская любовь и дают ответ для себя на очень важную этическую тему.

Просмотр содержимого документа
«Урок родной литературы в 7 классе. Родительская любовь в рассказах Закруткина и Шолохова.»

МБОУ:Романовская СОШ

Гриздренко Екатерина Андреевна,

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 7 классе

(региональный компонент)



Тема урока: «Родительская любовь. Какая она?» На основе жизненных наблюдений и сопоставительного анализа рассказов донских писателей М.Шолохова «Родинка» и В.Закруткина «Подсолнух».

Методический комментарий к уроку

Актуальность темы заключается в том, что тема родительской любви очень близка учащимся. В сложном подростковом возрасте проблема взаимоотношений отцов и детей стоит особо остро.

Открывая для себя образы родителей в произведениях разных авторов, обучающиеся, прежде всего, учатся интерпретированию прочтения, а это, в свою очередь, воспитывает у них не только художественный вкус, но и способность к сопереживанию, тонкому чувствованию родительской любви.

Тема занятия «Какая она – родительская любовь?»(7 класс) раскрывается на материале регионального компонента: произведениях М.Шолохова «Родинка» и В.Закруткина «Подсолнух». Целесообразность отбора материала для урока состоит в том, что он формирует и развивает литературно-художественные умения обучающихся как основу повышения эстетического постижения произведения, помогает накапливать опыт аналитической деятельности, закрепить внимание к общечеловеческим ценностям, таким как: уважение старших, понимание чувств родительской любви.

В начале урока звучит эпиграф на фоне музыки, создающей эмоциональный фон урока.

Анализ эпизодов произведений помогает более глубоко раскрыть характеры героев, подчеркнуть объединяющие их качества.

Урок по данной теме даёт обучающимся представление о мотивах родительских поступков, о душевных переживаниях героев, потерявших своих детей, об испытаниях, с которыми сталкиваются родители в страшное время войны.

Работа с иллюстрациями не имеет обязательного значения и предлагается тем учащимся, которые не показали глубины постижения темы. Описание и защита иллюстрации даёт возможность повторить выводы, прозвучавшие в речи учителя и других учеников.

Домашнее задание является продолжением урока. Оно рассчитано на самостоятельную творческую работу.

Планируемые результаты

Предметные: анализировать литературные произведения, сопоставлять образы родителей в произведениях писателей-земляков М.Шолохова и В.Закруткина, выявлять их типологические схожести и отличия, высказывать собственное отношение к произведениям русской литературы, пересказывать отрывки из прозаических произведений, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Личностные: уметь понимать душевные переживания других людей, уважительно относиться к общечеловеческим ценностям.

Виды учебной деятельности

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов.

Репродуктивная:краткий пересказ эпизодов, осмысление характеров героев, ответы на вопросы репродуктивного характера.

Продуктивная творческая: выразительное чтение отрывков из литературных произведений, написание творческой работы.

Поисковая: установление ассоциативных связей художественных текстов с иллюстрациями к произведениям, комментированное чтение эпизодов, подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме.

Исследовательская: сравнительный анализ образов, анализ эпизодов.

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать рассказы В.Закруткина «Подсолнух» и М.Шолохова «Родинка».

  2. Подобрать материал из рассказов В.Закруткина «Подсолнух» и М.Шолохова «Родинка» по темам: «Портрет отца», «Судьба героев»,

« Место любви к своим детям в жизни героев».

  1. Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к произведениям, отражающие силу родительской любви.





Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Добрый день! Начать нашу встречу мне хочется стихотворением любимого поэта нашего земляка из ст. Кочетовской Семикаракорского района Виталия Александровича Закруткина Сергея Есенина «Молитва матери»

Звучит музыка Ф. Шопена «Колыбельная для ангела»

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молится старушка, сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, это поле боя,

Сына видит в поле — павшего героя.

На груди широкой запеклася рана,

Сжали руки знамя вражеского стана.

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

О чём это стихотворение? (о любви матери к своему сыну)

В чём проявляется сила материнской любви? (в переживаниях, в слезах, молитвах о своём ребёнке)

Что для вас родительская любовь? (ответы детей)

В какие моменты вы особо чувствуете эту любовь? (ответы детей)



На свете есть много проявлений Любви, но самая беззаветная и всепоглощающая - это, конечно, Родительская любовь. Именно родители нас любят без всяких оговорок, условий и рамок. Наши успехи и неудачи переживаются ими как личные. Ничто так не ранит наших родителей как наш преждевременный уход из жизни. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Два отца из разных рассказов, а нам придётся разобраться, что их объединяет и как переживает каждый из них свою личную драму.

2. Анализ текста

Учитель: Давайте сравним образы отцов, созданные М. Шолоховым и В. Закруткиным.



  1. Анализ рассказа «Родинка» М. Шолохова.

- Кто главные герои рассказа?

(Сын – Никола, командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ 18 лет, смелый, не хуже старого командира).

- Что мы знаем о его отце?

(В Германскую войну пропал, одинаковые родинки на ноге, величиной с голубиное яйцо. 7 лет не был дома. Во время Гражданской войны стал атаманом у белых, в конце оказался в банде).

- Какой из эпизодов можно считать кульминацией рассказа? (Описание боя и смерть Николки ) Чтение эпизода.

- Какие чувства они испытывали друг к другу во время боя? (Злобу, ненависть, желание убить другого).

- Почему? Что руководило действиями отца и сына Кошевых? ( Долг – каждый защищал свою родину, а она – одна. Они были врагами).

- Чем закончился их поединок? Почему именно так? (Отец убивает сына. Отец опытнее и осторожнее, Никола был горяч, неопытен)).

- Как атаман узнаёт, что убил своего родного сына? ( По родинке) Чтение эпизода.

- Что испытывает атаман, узнав, что он убил своего родного сына? (

Отчаяние овладело им, осознание непоправимой утраты, смертная тоска, потому что невозможно вернуть сына живым)- Что он предпринял? Почему? ( Убивает себя. Он сам себе выносит смертный приговор – не может простить себе этой вины – сыноубийства).

- Определите основную идею рассказа.

- Что хотел автор нам сказать такой трагической концовкой? ( Что от войны страдают все. Иногда долг становится выше родительской любви, но это чуждо человеческому сердцу, Кошевой – старший глубоко переживает убийство своего сына и находит единственный способ уйти от душевных страданий – самоубийство).

2) Анализ рассказа В. А. Закруткина « Подсолнух»

- Вспомним краткое содержание рассказа. ( Действие происходит в донской степи, где старый чабан по прозвищу Отец с двумя помощниками пасёт отару овец. Мы узнаём о непростой судьбе главного героя: всю жизнь он «батрачил» в совхозе, жена его умерла во время родов, а единственный сын погиб на фронте).

– Как вы думаете, почему главного героя  все звали Отцом?(Был стариком, из уважения, авторитет; он называл всех, кто моложе, даже животных, сынками; дань памяти о погибшем за Родину сыне).
– Как история сына отразилась на Отце? (Используя  текст).

- Что можно считать кульминацией рассказа? (Отец нашёл к куртке сына единственную семечку подсолнуха).

- Что значит для мужчины эта семечка? ( Это память о любимом ребёнке, символ новой жизни, маленькая радость в судьбе исстрадавшегося героя рассказа).

– Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать продолжение жизни частичке сына.)
– Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте.

Осторожно, точно лаская, положил
Подержал во рту
Засыпал перетертой пушистой землей

Любящий, помнящий сына, заботящийся о нем…

– Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца  к подсолнуху? (Во время грозы.)
- Подытожим , какими же качествами обладает главный герой рассказа «Подсолнух»? (Верность, преданность, чистота, забота, память о погибшем ребёнке).

Сопоставительный анализ двух героев.

Учитель: Мы познакомились с двумя героями. Что роднит этих, казалось бы, разных людей: один – атаман белогвардейцев, а другой – степной чабан? ( Безграничная любовь к своим детям)

- Каков их внешний облик?

- О чём свидетельствует портреты мужчин-отцов? ( За внешней суровостью, молчаливостью и решительностью скрываются очень чувствительные люди)

Обычно мужчинам несвойственно открыто проявлять свою любовь к детям, но их любовь поистине неизмерима, и мы это увидели на примере сегодняшних произведений.



Работа с иллюстрациями, нарисованными учениками.

Учитель: Некоторые ребята получили задания отразить в своих рисунках эпизоды, в которых можно наблюдать всю силу родительской любви.

- Какие это эпизоды? ( Кошевой, склонившийся над телом убитого сына и увидевший родинку с голубиное яйцо; самоубийство обезумевшего отца. Старый чабан, бережно ухаживающий за семечкой; момент, когда Отец поделился подсолнухом с прохожим; сцена во время грозы : чабан , прикрывший подсолнух от дождя плащом и др.)

Ребята обосновывают выбор эпизодов.



Рефлексия:

- Над чем вас заставила задуматься тема нашего сегодняшнего занятия? ( Как сильно родители любят своих детей)

- Как вы думаете, чем мы можем отблагодарить родителей за их любовь? (Пониманием, прощением, любовью, поддержкой, заботой, своими успехами).

- Ребята, сегодня мы увидели, какой сильной может быть родительская любовь. Дети – это смысл жизни для любого родителя. Надо помнить об этом и ценить.

- Я предлагаю вам написать синквейн «Родительская любовь – это…»

Вариант синквейна:

Родительская любовь!

Безграничная и безусловная.

Помогает, поддерживает, согревает.

Даёт нам опору в жизни.

Целый мир.

Домашнее задание: написать мини - сочинение на тему « Родительская любовь – это тайная опора в жизни каждого человека».

Самооценка. Оцените свою работу на уроке по трём критериям.

Спасибо за урок! Берегите своих родителей!





















Фамилия Имя_______________________________________________





Лист самооценки

1.

Хорошо знаю содержание рассказов


2.

Отвечал на вопросы учителя


3.

Находил эпизоды в тексте








Фамилия Имя_______________________________________________





Лист самооценки

1.

Хорошо знаю содержание рассказов


2.

Отвечал на вопросы учителя


3.

Находил эпизоды в тексте








Фамилия Имя_______________________________________________





Лист самооценки

1.

Хорошо знаю содержание рассказов


2.

Отвечал на вопросы учителя


3.

Находил эпизоды в тексте