СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Родной Русский язык по теме: «Как сочетаются слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель: создать условия для определения понятия «лексическое значение слова», сочетаемости слов; способствовать развитию умения осуществлять анализ лексического значения слова, определять значение слова с помощью словаря; 

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные) :Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. Определяют значение слова с помощью словаря

Основное содержание темы: лексическое значение слова. Сочетаемость слов. Толковый словарь

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок Родной Русский язык по теме: «Как сочетаются слова»»

Урок Родной (русский )язык 1-В класс



Тема урока: «Как сочетаются слова»

Педагогическая цель: создать условия для определения понятия «лексическое значение слова», сочетаемости слов; способствовать развитию умения осуществлять анализ лексического значения слова, определять значение слова с помощью словаря; 

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные) :Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. Определяют значение слова с помощью словаря

Личностные результаты: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы

Универсальные учебные действия (метапредметные):

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – удерживают внимание при решении учебной задачи; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

К – используют речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строят небольшое монологическое высказывание на заданную тему; оформляют свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность

Основное содержание темы: лексическое значение слова. Сочетаемость слов. Толковый словарь

Оборудование: толковый словарь,картина, пословицы на доске.слова-действия,лестница успеха.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствие учеников.

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверим готовность к уроку.

- Ребята, подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям.

- Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение поможет вам, ребята, справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи.

2. Чистописание

На доске написаны слова:

воробей, город, слово, дорога.

-Какое слово из этой цепочки по-вашему, лишнее? Почему?

-Что общего между словами воробей, город, дорога?

-Пропишем сочетание – оро

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся

Давайте попишем слово СЛОВО.Что оно обозначет?Где его значение мы можем найти?(в толковом словаре Ожегова)

Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь

Работа в группах

- Составьте из отдельных частей пословицы. (Приложение)

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

(Слово не стрела, да острее стрелы.

Ветер горы разрушает - слово народы) Одну пословицу на выбор спишите и подумайте,что обозначет?

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы?

-А сочетались ли слова первоначально?

-Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

- Верно. В центре нашего внимания слово и тема нашего урока: «Как сочетаются слова».(Откройте учебники на странице 57)

Что значит слово СОЧЕТАЮТСЯ?

-Сегодня чему наша задача научиться? (на уроке вы будете учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов) чтобы расширить свой словарный запас.)

_А вы задумывались, как появились слова, которые обозначают голоса животных?СЛАЙД№1 (тигр и корова)

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.

- Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так:

«колоток» «улиционер» «мокресс» «кусарики»  САЙД№2 (колоток…)

- Почему они так говорят?

Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?

Работа в паре :Колоток - молоток-то, чем колотят

Улиционер – милиционер - стоит на улице

Мокресс - компресс-потому что мокрый

Кусарики – сухарики - то, что кусают

Вывод: подобные слова появляются из-за того ,что значение слова соединяется с близким ребенку действием.    

Сайд№3 Учебник с.58-59

Расскажите, какие звуки издают птицы, изображенные на картинках.К каждому слову из левого столбика надо подобрать подходящее слово из правого столбика. Запишим 1 предожение.Она может быть короткое.

Например: Воробей чирикает. А может быть длинное

Например: Воробей чирикает, а ворона каркает.

5.Игра - физминутка «Эхо».

- Поднимите руку те из вас, кто ходил в лес. А кто слышал эхо? Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Давайте поиграем в такую игру и выполним дыхательную гимнастику: я буду называть вам слово, а вы хором называйте его конец, так чтобы у вас получилось новое слово.

Слова для игры:

смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, град.

6. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Перед вами картина

Ваша задача назвать по оному предмету из этой картину, о котором можно сказать так

Светит Звенит Идет шумит греет скрипит журчит

А теперь работа в группе

Повернулись к соседней парте и подбираем по три слова ,не опираясь на картину.

Светит:солнце, фонарь, фара, светлячок

Звенит:колокольчик, звонок, капель

Идет: дождь,человек,урок,концерт

Шумит: толпа, улица,машина,дождь

Греет:косте, печка, шуба,сердце мамы

Скрипит:дверь,велосепед,снег

Журчит: ручей

7. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа

Учебник с. 60 Упражнение №3

Закончи устно каждое предложение и 1 любое предложение спиши. (меховая, гладят-стирают,рубят, вяжут,жарят-пекут)

Давайте поверим ,кто списал первое предложение,второе, третье,четвертое,пятое.

8. Физминутка

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

9.Обобщение и систематизация знаний.

-Так как вы уже грамотные дети- скажите ,а сочетаются ли так слова

Мне подарили ИГРОВУЮ машинку?(ирушечную)

Осенью облетают ЛИСТЫ с деревьев.(листья)

На ковре остались грязные ОПЕЧАТКИ кошачьих лап(отпечатки)

Малыши построили из кубиков ВЫСОТНЫЙ замок(высокий).Слайд №4

Давайте попробуем заменить одним словом сочетания слов

Клевать носом (дремать)

Мастер на все руки(умелец)

Набрать в рот воды(замолчать)

Заблудиться в трех соснах(запутаться)

10. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Мы переходим к последнему этапу.
Итак, чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
-Исследование какой темы вели на уроке?

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута.И мы будем продолжать работать над темой «Как сочетаются слова».


От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.

Оцените себя с помощью лесенки знаний.Нарисуйте солнышко на той ступеньке, на которую бы вы себя поставили при выполнении заданий.

А-ничего не понятно на уроке,

Б-Все понятно, трудностей не испытываю.

В- Хочу знать больше!

11.Орг.окончание урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!