Урок Родной (русский )язык 1-В класс
Тема урока: «Как сочетаются слова»
Педагогическая цель: создать условия для определения понятия «лексическое значение слова», сочетаемости слов; способствовать развитию умения осуществлять анализ лексического значения слова, определять значение слова с помощью словаря;
Тип урока: Комбинированный.
Планируемые результаты (предметные) :Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. Определяют значение слова с помощью словаря
Личностные результаты: Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы
Универсальные учебные действия (метапредметные):
П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.
Р – удерживают внимание при решении учебной задачи; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
К – используют речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строят небольшое монологическое высказывание на заданную тему; оформляют свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность
Основное содержание темы: лексическое значение слова. Сочетаемость слов. Толковый словарь
Оборудование: толковый словарь,картина, пословицы на доске.слова-действия,лестница успеха.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие учеников.
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Проверим готовность к уроку.
- Ребята, подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям.
- Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение поможет вам, ребята, справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи.
2. Чистописание
На доске написаны слова:
воробей, город, слово, дорога.
-Какое слово из этой цепочки по-вашему, лишнее? Почему?
-Что общего между словами воробей, город, дорога?
-Пропишем сочетание – оро
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся
Давайте попишем слово СЛОВО.Что оно обозначет?Где его значение мы можем найти?(в толковом словаре Ожегова)
Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь
Работа в группах
- Составьте из отдельных частей пословицы. (Приложение)
Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.
(Слово не стрела, да острее стрелы.
Ветер горы разрушает - слово народы) Одну пословицу на выбор спишите и подумайте,что обозначет?
-Как вы понимаете эти пословицы?
-Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы?
-А сочетались ли слова первоначально?
-Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?
- Верно. В центре нашего внимания слово и тема нашего урока: «Как сочетаются слова».(Откройте учебники на странице 57)
Что значит слово СОЧЕТАЮТСЯ?
-Сегодня чему наша задача научиться? (на уроке вы будете учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов) чтобы расширить свой словарный запас.)
_А вы задумывались, как появились слова, которые обозначают голоса животных?СЛАЙД№1 (тигр и корова)
4. Усвоение новых знаний и способов действий
- Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.
- Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так:
«колоток» «улиционер» «мокресс» «кусарики» САЙД№2 (колоток…)
- Почему они так говорят?
Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?
Работа в паре :Колоток - молоток-то, чем колотят
Улиционер – милиционер - стоит на улице
Мокресс - компресс-потому что мокрый
Кусарики – сухарики - то, что кусают
Вывод: подобные слова появляются из-за того ,что значение слова соединяется с близким ребенку действием.
Сайд№3 Учебник с.58-59
Расскажите, какие звуки издают птицы, изображенные на картинках.К каждому слову из левого столбика надо подобрать подходящее слово из правого столбика. Запишим 1 предожение.Она может быть короткое.
Например: Воробей чирикает. А может быть длинное
Например: Воробей чирикает, а ворона каркает.
5.Игра - физминутка «Эхо».
- Поднимите руку те из вас, кто ходил в лес. А кто слышал эхо? Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слышали лишь конец слова. Давайте поиграем в такую игру и выполним дыхательную гимнастику: я буду называть вам слово, а вы хором называйте его конец, так чтобы у вас получилось новое слово.
Слова для игры:
смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, град.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Перед вами картина
Ваша задача назвать по оному предмету из этой картину, о котором можно сказать так
Светит Звенит Идет шумит греет скрипит журчит
А теперь работа в группе
Повернулись к соседней парте и подбираем по три слова ,не опираясь на картину.
Светит:солнце, фонарь, фара, светлячок
Звенит:колокольчик, звонок, капель
Идет: дождь,человек,урок,концерт
Шумит: толпа, улица,машина,дождь
Греет:косте, печка, шуба,сердце мамы
Скрипит:дверь,велосепед,снег
Журчит: ручей
7. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа
Учебник с. 60 Упражнение №3
Закончи устно каждое предложение и 1 любое предложение спиши. (меховая, гладят-стирают,рубят, вяжут,жарят-пекут)
Давайте поверим ,кто списал первое предложение,второе, третье,четвертое,пятое.
8. Физминутка
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
9.Обобщение и систематизация знаний.
-Так как вы уже грамотные дети- скажите ,а сочетаются ли так слова
Мне подарили ИГРОВУЮ машинку?(ирушечную)
Осенью облетают ЛИСТЫ с деревьев.(листья)
На ковре остались грязные ОПЕЧАТКИ кошачьих лап(отпечатки)
Малыши построили из кубиков ВЫСОТНЫЙ замок(высокий).Слайд №4
Давайте попробуем заменить одним словом сочетания слов
Клевать носом (дремать)
Мастер на все руки(умелец)
Набрать в рот воды(замолчать)
Заблудиться в трех соснах(запутаться)
10. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Мы переходим к последнему этапу.
Итак, чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
-Исследование какой темы вели на уроке?
-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута.И мы будем продолжать работать над темой «Как сочетаются слова».
От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.
Оцените себя с помощью лесенки знаний.Нарисуйте солнышко на той ступеньке, на которую бы вы себя поставили при выполнении заданий.
А-ничего не понятно на уроке,
Б-Все понятно, трудностей не испытываю.
В- Хочу знать больше!
11.Орг.окончание урока.