СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок РР по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (для учащихся 6 класса)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для учащихся 6 класса с дидактическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок РР по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (для учащихся 6 класса)»

Урок учителя МОУ СОШ № 5

Мищенко Ларисы Сергеевны


Тема урока: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цели и задачи урока: Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного.

Обучающие: развивать коммуникативные умения в типе художественного описания, помочь учащимся понять способы раскрытия основной мысли картины и научить выражать её в своём сочинении.

Развивающие: развивать эмоции, воображение, языковое чутьё, наблюдательность.

Оборудование урока: портрет И.Э. Грабаря, репродукция картины «Февральская лазурь», репродукции пейзажей известных русских художников, книги, записи на доске, словари.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

3. Слово учителя:

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвящённых временам года: осень, весна, зима – любимые темы пейзажной живописи на протяжении 19 и начала 20 века. И главное в ней – яркие элементы природы: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжёлых зимних облаков. Всё не постоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающие «графику» зимы, то с листвой яркой, весенней, живописной. Различная окраска воздуха, туман, роса, иней – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и иней.

4. Вступительная беседа.

  • Рассмотрите репродукции картин знаменитых художников:

А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.Левитана и подумайте, что общего в

этих картинах.

  • В каких видах искусства, кроме живописи, вы встречались с описанием природы?

  • Приведите примеры описания природы из художественных произведений и объясните, какую роль играет пейзаж в художественных произведениях?

  • Как вы понимаете слово пейзаж?

  • Приведите примеры музыкального пейзажа.

  • Почему искусство и природа не отделимы друг от друга?

  • Почему человек, чувствующий и понимающий музыку, живопись, литературу, не пройдёт равнодушно мимо сломанного дерева, засохшего родника или замусоренной лужайки?

  • Как нужно относиться к природе? (заботливо, внимательно, чутко, бережно).

  • Что даёт человеку общение с природой?

  • Какие чувства охватывали вас, когда вы оказывались на лесной поляне, на берегу реки или моря?

О своих чувствах вам расскажут победители конкурса «Лучшие стихотворения о природе».

5. Выступление учащихся.

6. Слово о художнике.

Человек, который чувствует и понимает природу, не может быть плохим. Его душа всегда открыта для людей, он всегда готов прийти на помощь другому человеку. Именно таким был Игорь Эммануилович Грабарь. Саврасов, Поленов, Левитан – учителя Грабаря. Художник любил северную природу и многие пейзажи посвятил именно ей.

У каждого человека есть любимое время года. Например, А.С. Пушкин любил раннюю осень. А какое время нравилось Грабарю? Наверное, зима и ранняя весна. И на картине, которую мы будем описывать, тоже изображён конец зимы. «Февральская лазурь» - одна из самых известных картин. Она находиться в Москве, в Третьяковской галерее.

7. Беседа по содержанию картины и сбор рабочих материалов.

  • Рассмотрите картину внимательно и подумайте, что хотел сказать нам, зрителям, художник, работая над ней?

  • Какова основная мысль картины?

  • Прочитайте отрывок из воспоминаний художника и подумайте, почему И.Э. Грабарь взялся за работу над этой картиной?

  • Какие чувства владели им в этот момент?

А вот как видит ясный день другой художник:

Врачующее раздолье.

В конце огорода стоят старые ивы. В инее они похожи на застывшие фонтаны. Там под снежными куполами сказочными теремами возвышаются стога.

Любуешься безмятежной картиной и стараешься понять, что же так очаровывает в зимнем пейзаже и от чего, чем дольше смотришь на белое раздолье, тем светлее и спокойнее становиться на душе.

  • Почему художник назвал белое безмолвие врачующим?

  • Послушайте, как говорит об этом времени года известный писатель

М. Шолохов.

«… В конце января, увеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады. В полдень где-нибудь в затишке грустный, чуть внятный запах вишнёвой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под ног снега, из-под мёртвой листвы земли».

  • Какими же средствами изобразительного искусства сумел И.Э. Грабарь передать эту фантастическую красоту февральской лазури?

  • Как вы понимаете слово лазурь?

  • Как в картине выражен ритм? (описание ветвей берёзы)

  • Подберите эпитеты к слову берёза. (величественная, великолепный экземпляр).

  • Найдите сравнение.

  • Найдите глаголы, чтобы показать игру света на снегу.

8. Работа по предупреждению речевых ошибок:

художник (автор картины, живописец)

изобразил (показал, передал, запечатлел)

картина (произведение искусства)

9. Устное описание картины.

10. Составление плана.

11. Подведение итогов урока.

Природа – часть жизни человека. Деревья, луга, поля оставляют в душе неизгладимый след. Если вы видели, как встаёт солнце, покрываются леса позолотой осени, белоснежным ковром зимы, то это ощущение красоты навсегда останется в вашем сердце.