Урок учителя МОУ СОШ № 5
Мищенко Ларисы Сергеевны
Тема урока: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Цели и задачи урока: Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного.
Обучающие: развивать коммуникативные умения в типе художественного описания, помочь учащимся понять способы раскрытия основной мысли картины и научить выражать её в своём сочинении.
Развивающие: развивать эмоции, воображение, языковое чутьё, наблюдательность.
Оборудование урока: портрет И.Э. Грабаря, репродукция картины «Февральская лазурь», репродукции пейзажей известных русских художников, книги, записи на доске, словари.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
3. Слово учителя:
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвящённых временам года: осень, весна, зима – любимые темы пейзажной живописи на протяжении 19 и начала 20 века. И главное в ней – яркие элементы природы: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжёлых зимних облаков. Всё не постоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающие «графику» зимы, то с листвой яркой, весенней, живописной. Различная окраска воздуха, туман, роса, иней – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и иней.
4. Вступительная беседа.
А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.Левитана и подумайте, что общего в
этих картинах.
В каких видах искусства, кроме живописи, вы встречались с описанием природы?
Приведите примеры описания природы из художественных произведений и объясните, какую роль играет пейзаж в художественных произведениях?
Как вы понимаете слово пейзаж?
Приведите примеры музыкального пейзажа.
Почему искусство и природа не отделимы друг от друга?
Почему человек, чувствующий и понимающий музыку, живопись, литературу, не пройдёт равнодушно мимо сломанного дерева, засохшего родника или замусоренной лужайки?
Как нужно относиться к природе? (заботливо, внимательно, чутко, бережно).
Что даёт человеку общение с природой?
Какие чувства охватывали вас, когда вы оказывались на лесной поляне, на берегу реки или моря?
О своих чувствах вам расскажут победители конкурса «Лучшие стихотворения о природе».
5. Выступление учащихся.
6. Слово о художнике.
Человек, который чувствует и понимает природу, не может быть плохим. Его душа всегда открыта для людей, он всегда готов прийти на помощь другому человеку. Именно таким был Игорь Эммануилович Грабарь. Саврасов, Поленов, Левитан – учителя Грабаря. Художник любил северную природу и многие пейзажи посвятил именно ей.
У каждого человека есть любимое время года. Например, А.С. Пушкин любил раннюю осень. А какое время нравилось Грабарю? Наверное, зима и ранняя весна. И на картине, которую мы будем описывать, тоже изображён конец зимы. «Февральская лазурь» - одна из самых известных картин. Она находиться в Москве, в Третьяковской галерее.
7. Беседа по содержанию картины и сбор рабочих материалов.
Рассмотрите картину внимательно и подумайте, что хотел сказать нам, зрителям, художник, работая над ней?
Какова основная мысль картины?
Прочитайте отрывок из воспоминаний художника и подумайте, почему И.Э. Грабарь взялся за работу над этой картиной?
Какие чувства владели им в этот момент?
А вот как видит ясный день другой художник:
Врачующее раздолье.
В конце огорода стоят старые ивы. В инее они похожи на застывшие фонтаны. Там под снежными куполами сказочными теремами возвышаются стога.
Любуешься безмятежной картиной и стараешься понять, что же так очаровывает в зимнем пейзаже и от чего, чем дольше смотришь на белое раздолье, тем светлее и спокойнее становиться на душе.
Почему художник назвал белое безмолвие врачующим?
Послушайте, как говорит об этом времени года известный писатель
М. Шолохов.
«… В конце января, увеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады. В полдень где-нибудь в затишке грустный, чуть внятный запах вишнёвой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под ног снега, из-под мёртвой листвы земли».
Какими же средствами изобразительного искусства сумел И.Э. Грабарь передать эту фантастическую красоту февральской лазури?
Как вы понимаете слово лазурь?
Как в картине выражен ритм? (описание ветвей берёзы)
Подберите эпитеты к слову берёза. (величественная, великолепный экземпляр).
Найдите сравнение.
Найдите глаголы, чтобы показать игру света на снегу.
8. Работа по предупреждению речевых ошибок:
художник (автор картины, живописец)
изобразил (показал, передал, запечатлел)
картина (произведение искусства)
9. Устное описание картины.
10. Составление плана.
11. Подведение итогов урока.
Природа – часть жизни человека. Деревья, луга, поля оставляют в душе неизгладимый след. Если вы видели, как встаёт солнце, покрываются леса позолотой осени, белоснежным ковром зимы, то это ощущение красоты навсегда останется в вашем сердце.