СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Русский язык. Разделтельный мягкий и твердый знак

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство: когда в слове пишутся разделительные мягкий и твёрдый знаки; какими буквами может быть показано на письме раздельное произношение звуков.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Русский язык. Разделтельный мягкий и твердый знак»

Тема: Мы – друзья. Разделительные мягкий знак.
Ты узнаешь: когда в слове пишутся разделительные мягкий и твёрдый знаки; какими буквами может быть показано на письме раздельное произношение звуков.
Ход урока 1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся. - Сегодня у нас необычный день. на уроке русского языка присутствует много гостей. - Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. (Салеметсизбе, Здравствуйте.)



Настроимся на урок:

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!


- Ребята, у нас еще один гость. - Узнали кто это? (Молодцы, правильно – это Алдар - Косе.) - А кто такой Алдар – Косе? (находчивый и остроумный герой казахских народных сказок).

Работа с магнитной доской.

Алдар - Косе хочет рассказать нам об одной мудрой пословице.

(Слава)Прочитайте ее: «Один за всех, все за одного»

- Как вы понимаете эти слова? о чём она?

- Чему учит пословица? (Пословица учит дружбе)

- Ребята, давайте повторим правила письма.



Я тетрадь свою раскрою

И с наклоном положу…



- Запишем пословицу. (Слава)

- Не забывайте про правильные соединения букв.


2. Работа с учебником.


- Продолжим работу.

- Откройте учебник на странице77. Упр. 1.

- Прочитаем стихотворение.

- Читает Влад Жуковец.

Одному

Или одной

Трудно справиться

С бедой.

Слово «Мы»

Сильней, чем «Я».

Мы — семья,

И мы – друзья

Мы - народ,

И мы - едины.

Вместе мы

Непобедимы!


- Понравилось стихотворение? Мне тоже понравились, очень хорошие слова.

- Найдите и прочитайте выделенные слова в стихотворении.

- Какие это слова? Прочитает, Гульнар (Сильней, семья, друзья.)

- Почему слово «мы» сильней, чем «я»? (Вместе и весело, и интересно, и не страшно)

- Почему выделены эти слова.(Это слова о дружбе)

- Что еще общего в них? (Во всех словах есть ь знак)


Новый материал


- Расскажите о мягком знаке. Что знаете о нем.

- Какая особенность у этой буквы?

(Показывает мягкость впередистоящего согласного.)

(Мягкий знак это буква не обозначает звука.)

- А докажите, что мягкий знак это буква.

(Ее можно написать. Нельзя произнести).

- Что случится со словами, если убрать ь знак?

(Меняется смысл слова, лексическое значение).
В это время открыть схему

5. Работа с магнитной доской.

Схема «Мягкий знак»



после Разделительный перед буквами

согласных мягкий знак (Ь) е, ё, ю, я, и


- Ребята, посмотрите вот на эту схему.

- О каком знаке здесь идет речь?

- Давайте определим, когда он употребляется в словах? В каких случаях?

-Для этого посмотрим, что написано с левой стороны от знака.

-А теперь скажите, что написано с правой стороны от знака?

- Какой мы делаем вывод? (Значит, Разделительный (Ь) мягкий знак, пишется после согласных и перед буквами е, ё, ю, я, и)

- Проверим себя, правы ли мы? На стр. 78. Найдите, значок ученый Ата. Прочитаем правило.

(Влад Корнеев прочитает правило.)

- Правильный вывод мы сделали?

6. Физ. минутка. Наш друг Алдар – Косе предлагает отдохнуть.



Выходим на физ. минутку. Приготовились. Начинаем


7. Работа в тетради.

- Отдохнули и приступаем к следующему заданию.

- Откройте Тетрадь на стр. 31. Найдите упражнение под № 3.

- Прочитай задание. Максим

(Списать пословицу. Вставить пропущенные буквы.)

- Прочитаем пословицу. Какую букву вставим вместо точек?

- Как, вы понимаете, в чем смысл этой пословицы?

Учен…е - свет, неучен…е - т…ма.

(Если не учиться, останешься не грамотным человеком)

- Кто пойдет к доске

- Иди (Андрей).

- Повтори пословицу. Диктуй по слогам.








7.: Найдите упражнение 4. Составь и напиши слова

Се зья дру мья ска

Это дом задание.




8. Тест. Упражнение.1

Проверим, как ответили.

  • Разделительный мягкий знак пишется после гласных.

  • Разделительный мягкий знак пишется после согласных.

  • Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

8. Игра с мячом. «Один – много».

Алдар - Косе приготовил для нас игру.

Правила игры:

- Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

- Если в слове есть Ь знак голосом выделить мягкий согласный.

Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул.


9. Итог урока:

- Ребята, давайте вспомним наш  урок с самого начала.

- Какие работы мы выполняли?

( Самостоятельно сформулировали правило о том, где пишется разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительным мягким знаком. )


10.Рефлексия: Смайликами оцените свою работу на уроке.


-Какие стихи вы выучили про мягкий знак?






Игра «Назови одним словом»



домики для пчёл (ульи)

мать, отец, дети (семья)

приспособления для сиденья (стулья)

снежная буря (вьюга)

то, без чего птица не улетит (крылья)

мучное кондитерское изделие (печенье)

хвойное дерево с короткими иголками (ель)

Сумка для учебников, тетрадей (портфель)



Блиц-опрос

-Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком

1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)

2. Банан сорвала ловкая …(обезьяна)

3. Охотник зарядил …(ружьё)

4. На верёвке сушится …(бельё)

5. Под окном чирикают …(воробьи)

6. Бабушка варит малиновое …(варенье)

Облетели с деревьев последние …(листья)



-Какая орфограмма объединила слова?

-Для чего нужен в этих словах мягкий знак?



угол          кон

ел              стал

брат          шест

топ          мел












































доске выйдет Андрей. Андрей записывает слово семья, и мы вместе определим количество звуков и букв

Сколько в каждом слове звуков? А сколько букв?

семья – 5 б., 4 зв.,

К доске выходит Гульнара и и записывает слово:

друзья- 6 б., 5зв.

Правильно гульнара определила.

Читают стихотворение о мягком знаке.

Мягкий знак – хитрый знак

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Приготовились.

Работа на доске..

Посмотреть на значок (Учить или нет наизусть)

5. Словарно – орфографическая работа.

- Прочитаем записанные на доске слова: сестра, брат, тетя. Что общего в этих словах? (Это родственники). Надо изменить слова так, чтобы родственников стало больше.

В каком слове пишется разделительный мягкий знак. Эти слова Брат – братья. запишем в тетради.

К доске выходит Влад Жуковец.


Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.


И приступаем к следующей работе Тетрадь стр. 31.Упражнение 3.

Списать пословицу. Вставить пропущенные буквы. айдите слоги с разделительным ь, выпишите их, соблюдая правильный наклон и соединения между ними.


- Объявляется конкурс на самый лучший почерк.


Учен…е - свет, неучен…е - т…ма.


- Выпиши выделенные слова. Подчеркни мягкий знак.?


Показ Картинки Ь в словах

Мягкий голос,
Мягкий шаг,

Это буква… (мягкий знак)


- Ребята, послушайте, что о себе говорит мягкий знак

Я волшебник захочу

Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,

В мель опасную на море.


? Проверим, правда ли ь- знак, волшебник


На стенде рисунки перевернутые

-Что случилось , ребята, почему мел превратился в мель?(В слово добавился ь)

- А что такое мель, кто объяснит?

(Мелкое место, нанос на дне реки, озера)


- Как вы считаете , почему этого помощника назвали мягкий знак?

( указывает на мягкость предшествующего согласного)


- Но это ещё не всё.
- Что меняется в слове с появлением в нём ь? ( лексическое значение).

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

Например: пьеса, пьёт, воробьи, вьюга, семья.




Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак,

но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются.

Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!


Физ.  пауза.

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья,  семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.

Молодцы!




9. «Игра с мячом. «Один – много».

какие задания приготовил для нас Алдар - Косе

Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Если в слове есть Ь знак Голосом выделить.

Ручей, перо, колос, крыло, дерево, друг, воробей, соловей, брат, стул.




угол          кон

ел              стал

брат           шест

топ          мел



3. Прочитай.

Образец: ручей - ручьи.

Придумай и запиши предложение с одним из этих слов.


Вернуться к Упражнению 1 (Тетрадь стр. 31)


Рефлексия


Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак,

но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются.

Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!

Тест – проверка знаний.

Взяли ручки и начинаем работать.

1 Выбери верное утверждение:

  Разделительный мягкий знак обозначает звук.

   Мягкий знак не обозначает звук.

  Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.

 Разделительный Ь разделяет две гласные.

 




Речевая зарядка. Игра"Попугай"
Говори не торопись и смотри не ошибись .( Повторяют хором)
ЕДЬ - ЕДЬ - ЕДЬ -У НАС В ГОСТЯХ МЕДВЕДЬ
ЫСЬ- ЫСЬ - ЫСЬ В ЛЕСУ ВОДИТСЯ РЫСЬ
ОСЬ- ОСЬ - ОСЬ ГУЛЯЕТ ЛОСЬ

ЕНЬ- ЕНЬ- ЕНЬ- ЖИВЁТ В ЛЕСУ ОЛЕНЬ.



Домашнее задание.

4.Развивай память! Вставь пропущенные буквы. Запиши. Выучи наизусть.


Плат...е, лист...я, вороб...и,

В...юга, пер...я, солов...и –

Перед е, ё, ю, и, я

Я стою в словах, друз...я!


Выпиши слова с разделительным мягким знаком.




5. Контрольное списывание. Спиши, вставляя пропущенные буквы.


В лесу

Друз...я гуляли в л...су.

Айсулу и Ил...я сели у руч...я. В ветвях дерев...ев пели солов...и. Султан играл со своим щенком. Дети хорошо отдохнули.


6. Прочитай и сравни слова. Какими буквами показано на письме раздель­ное произношение звуков в словах?

(воробьи, съели).

Составь и запиши предложение со словами: воробьи, съели.




VII. Итог урока

то было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?



Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - квадрат зеленого цвета.

- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - квадратом желтый цвета.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно - квадрат красного цвета.




Игра «Назови одним словом»



домики для пчёл (ульи)

мать, отец, дети (семья)

приспособления для сиденья (стулья)

снежная буря (вьюга)

то, без чего птица не улетит (крылья)

мучное кондитерское изделие (печенье)

Хвойное дерево с короткими иголками (ель)

Сумка для учебников, тетрадей (портфель)

Последний зимний месяц (февраль)

Длинношеяя водоплавающая птица с черным или белым оперение (лебедь)

Домашняя птица, которая шипит (гусь)

Небольшое помещение для мытья (банька)









Блиц-опрос

-Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком

1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)

2. Банан сорвала ловкая …(обезьяна)

3. Охотник зарядил …(ружьё)

4. На верёвке сушится …(бельё)

5. Под окном чирикают …(воробьи)

6. Бабушка варит малиновое …(варенье)

Облетели с деревьев последние …(листья)



-Какая орфограмма объединила слова?

-Для чего нужен в этих словах мягкий знак?








Раздельное произношение звуков в слове на письме может быть показано разделительным мягким (ь) или

разделительным твёрдым (ъ) знаками.



-Подставим в слово МЕЛ букву «ь», прочтем слово. МЕЛЬ


-Что вы заметили?

-Сколько букв в слове?

-А сколько звуков?

-А мягкий знак - это буква?

-А звук он обозначает?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.



-Что мы хотели узнать на уроке? (какую роль играет Ь)

Кто справился с этой задачей?



7. Составь и запиши слова.

Въ, Объ, Подъ, отъ (ехать)

Съ, объ, подъ, разъ (ём)

• Как произносятся звуки перед разделительным твёрдым знаком (ъ)?


8. Прочитай слова. Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука?

Какими буквами показано на письме раздельное произношение звуков? Запиши слова в два столбика.

• Как произносятся звуки перед разделительным мягким знаком (ь), а как перед разделительным твёрдым знаком (ъ)?


Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед буквами..., …, …, …, … .

Раздельное произношение звуков на письме может быть пока­зано ... или... знаками.


















Раздельное произношение звуков в слове на письме может быть показано разделительным мягким (ь) или разделительным твёрдым (ъ) знаками.



-Подставим в слово МЕЛ букву «ь», прочтем слово. МЕЛЬ


-Что вы заметили?

-Сколько букв в слове?

-А сколько звуков?

-А мягкий знак - это буква?

-А звук он обозначает?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.



-Что мы хотели узнать на уроке? (какую роль играет Ь)

Кто справился с этой задачей?



7. Составь и запиши слова.

Въ, Объ, Подъ, отъ (ехать)

Съ, объ, подъ, разъ (ём)

• Как произносятся звуки перед разделительным твёрдым знаком (ъ)?


8. Прочитай слова. Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука? Какими буквами показано на письме раздельное произношение звуков? Запиши слова в два столбика.

• Как произносятся звуки перед разделительным мягким знаком (ь), а как перед разделительным твёрдым знаком (ъ)?


Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед буквами..., …, …, …, … . Раздельное произношение звуков на письме может быть пока­зано ... или... знаками.