Тема: Закрепление написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий.
Метапредметные:
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок!
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Урок русского языка. Наш урок необычный. Мы сегодня совершим удивительное морское путешествие на корабле. Готовы? Тогда отправляемся.
II. Минутка чистописания.
- А вот и первый остров! Кто догадался что это за остров? (Чистописания)
- Но что мы видим? Рядом с буквами, которые мы должны прописать расположилась Злючка-грязнючка. Чтобы она не попала к вам в тетрадку, какие правила письма нужно вспомнить? (Наклон тетради, осанка, правильно держать ручку).
- С какой целью будем выполнять это задание?
Самостоятельная работа.
Самооценка. (Критерии: наклон, безотрывное написание)
III. Целевая установка.
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Какие буквосочетания можно составить из этих букв?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Открываю на доске)
- Какова цель урока? (Закрепить написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
IV. Словарная работа.
- Плывём дальше.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
- На пути у нас следующий остров. Нужно разгадать загадку, чтобы попасть на него.
- Четыре колеса, резиновые шины,
Мотор и тормоза. Что это? (Машина.)
( Открываю слово на доске)
- Итак, какой вид работы мы будем сейчас выполнять? (Словарная работа)
- Какое лексическое значение у этого слова? Какие бывают машины?
- А теперь послушайте сообщение о слове «Машина», его приготовила…
- С какой целью будем выполнять это задание? (Запомнить информацию)
Слово «машина» пришло из латинского языка во французский, а затем и в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – что означает сооружение, устройство.
Первое значение слова: «машина – это механизм, совершающий какую-либо работу (например: электрическая машина, вычислительная машина, вязальная машина, швейная машина. стиральная машина, посудомоечная машина.).
Второе значение слова: «Машина – это самоходное транспортное средство, например автомобиль».
- Что вы узнали о данном слове? Какое это слово? (Многозначное)
Оцените выступающего. Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
- Какие орфограммы нужно запомнить в этом слове?
- Пропишите слово до конца строки, подчеркните орфограммы.
- С какой целью будем выполнять это задание?
- Составьте предложение с новым словарным словом.
- Посмотрите, ребята, на острове записано предложение, а Злючка-Грязнючка украла буквы! Кто сможет прочитать это предложение?
Шуршат по дорогам весёлые ш…ны,
Спешат по дорогам м…ш…ны, м…ш…ны.
- Какое задание мы будем сейчас выполнять?
- Какие правила написания предложения вы знаете?
- С какой целью будем выполнять это задание?
Самостоятельная работа. Самооценка. (Критерий: правильность)
Итак, с каким новым словарным словом вы познакомились?
V. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику (с.121 № 12).
- Плывём дальше.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
- На пути у нас следующий остров. Здесь нас ждёт много интересных заданий. Посмотрите, что я нашла. Это бутылка, а в бутылке записка (с.121 № 12).
- Посмотрите внимательно на слова. На какие правила все эти слова?
- Послушайте задание: Списать слова ( по вариантам 1,2,3), вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы.
- С какой целью будем выполнять это задание?
Самостоятельная работа. Взаимопроверка по слайду. Взаимооценка.
- Итак, какие правила помогли вам правильно написать данные слова?
- Молодцы, все справились с заданием, пришло время отдохнуть. Индейцы, которые живут на острове приглашают вас вместе с ними потанцевать.
Ф И З М И Н У Т К А (Чунга-чанга)
2. Картинный диктант.
- Индейцы приготовили для вас задание, но они не умеют говорить на русском языке. Поэтому они подготовили картинный диктант.
На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: жираф, шишка, щука, мыши, чайник. лыжи, туча.
Учащиеся произносят данные слова.
- Задание: записать слова, подчеркнуть буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- С какой целью будете выполнять это задание?
Самостоятельная работа. Самооценка. (Критерий: правильность)
- Какие правила использовали, чтобы правильно написать слова?
3. Работа по учебнику (с. 117 № 5)
- Для того, чтобы вернуться домой, нам нужно выполнить последнее задание. с. 117 № 5. Это задание вы будете выполнять в парах.
- Что это за запись? Почему её нельзя назвать текстом?
(Строки расположены не по порядку. Нет смысла.)
- Прочитайте задание к упражнению, подготовьтесь рассказать, какое задание нужно выполнить (нужно расположить строки в правильном порядке, чтобы получилось стихотворение, записать его в тетрадь).
- С какой целью будем выполнять это задание?
- Найдите слова с буквосочетаниями. (Лужи, стужи.)
- Назовите слова с разделительным ь. (Муравьи, ручьи).
Самостоятельная работа. Самопроверка по слайду. Оценка работы пар.
– Прочитайте получившееся стихотворение. Как называется произведение? Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)
VI. Итог урока.
- Возвращаемся домой.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
- Вот мы и вернулись из путешествия. Какую цель ставили сегодня на уроке? Удалось ли вам её достичь?
- Какое настроение у вас после нашего урока-путешествия?
- Четыре колеса, резиновые шины,
Мотор и тормоза. Что это? (Машина.)
Слово «машина» пришло из латинского языка во французский, а затем и в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – что означает сооружение, устройство.
Первое значение слова: «машина – это механизм, совершающий какую-либо работу (например: электрическая машина, вычислительная машина, вязальная машина, швейная машина. стиральная машина, посудомоечная машина.).
Второе значение слова: «Машина – это самоходное транспортное средство, например автомобиль».