СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 10 класс. «Дифференцирующий принцип русской орфографии. Приставки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Jтработать навыки узнавания орфограмм, условия  их выбора и графического  обозначения; обобщить ранее изученное о правописании приставок, правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 10 класс. «Дифференцирующий принцип русской орфографии. Приставки.»





Урок русского языка. 10 класс. «Дифференцирующий принцип русской орфографии. Приставки.

Яссиевич Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

Цели урока:

-отработать навыки узнавания орфограмм, условия их выбора и графического обозначения;

-обобщить ранее изученное о правописании приставок, правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И;

-подготовка к выполнению задания 9 ЕГЭ.

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение

Ход урока



I. Организационныймомент. 1.Устная работа с эпиграфом к уроку: Чтение эпиграфа учащимися.

- Как вы понимаете слова академика Щербы? (работа помогает эмоционально настроить учащихся на восприятие материала)





Приложение1.Слайд №3

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”

Академик Л.Щерба





Приложение1.Слайд №4

2. Словарная работа.

Арбитраж;

Аргумент;

Эксклюзив

Приложение1.Слайд №5



3.Орфоэпическая «минутка» .





1. В каком слове ударение падает на второй слог:

отозвалась
каталог;
августовский;
пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

красИвее
апострОф;
августовский;

 творог.?





3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

жилОсь

щАвель;
они прАвы;
свежие тОрты.



Приложение1.Слайд №6



II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?



пр…брежный , пр…даное

и..готовить, ра..шифровать
о..данный, на..кушенный

без..нтересный, дез..нформация, из..мать





Наша проектная творческая группа приготовила презентацию

Предоставим им слово проектной творческой группе

Представляют проект «Всё не так сложно, как кажется» (презентация проекта)

Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание? Какому принципу русской орфографии отвечает каждое из них?

Распределили приставки на группы:

1) Неизменяемые  Морфологический принцип (единообразное написание)

Отмирать-отомрёшь;
Подбирать-подобрать;
Взбираться-взобраться;
Сдирать-содрать.

2) На З и С  .Фонетический принцип (пишется , как слышится)

  • На –з:

  • чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-,-роз-, -вз-, -чрез-

  • На –с:

  • бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-,-рос-,вс,-чрес-

  • Исключения: здесь, здание, здоровье, ни зги

3)Пре-, при-,пра-.про- Дифференцирующий (по значению)

ПРИ-:

1) немного;
2) близость;
3) присоединение;
4) до конца.

ПРЕ-:

1) пере-;
2) очень.

Различай:

Пре-

При-

Претворить в дело

Притворить дверь

Пребывать

Прибывать

Презирать

Призирать

Преступить

Приступить

Преумножить

Приумножить

Преклонить

Приклонить

Предавать

Придавать

Претворить

Притворить

Преемник

Приёмник

Преходящее

Приходящее

Презреть

Призреть

Словарная работа:

Словарная работа:

Превентивный – предупреждение чего-либо, предохранительный.
Превалировать – преобладать, иметь перевес.
Претендент – лицо, которое претендует на что-нибудь.
Приоритет – первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.





1) Лингвистическая задача:

Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Использовать

Беззаветный

Расщепить

Избежать

Бессонный

Расчистить

Бесполезный

Рассветает

Расчертить

Безголосый

Иссушить

Бесшумный

Вставить буквы:

и..гибать,

и..черпать,

во..гораться,

во..питать

бе..зголосо,

бе..печно

ни..падать

ни..вергать

Внимание! Предлоги могут провоцировать ошибки в написании приставок.

Из-под нависших бровей – исподлобья.

2) Диктант на замену:

Допишите пары:





  • без воды –

  • без паспорта –

  • без смысла –

  • без сна –

  • без шума –

  • без забот –

Без души и без сердца-(Удвоенная согласная)

Закрепление.



1) Приставки на з-с . Работа с текстом стихотворения М. Цветаевой (все слова на з-,с-)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…
Нас ра…тавили, ра…адили, 
Чтобы тихо себя вели, 
По двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили – ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили – ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Ра..били нас- как колоду карт.

24 марта 1925 г.

Приставки Пре-при

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

  1. Место стоянки судов (пристань)
    2) Исключительное право (прерогатива)
    3) Глава государства (президент)
    4) Первенство (приоритет)
    5) Подарить (презентовать)
    6) Граница (предел)
    7) Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)
    8) Купить (приобрести)
    9) Затруднение (препятствие)
    10) Предисловие (преамбула)
    11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)
    12) Льгота (привилегия)
    13) Помеха (препятствие)
    14) Легенда (предание)
    15) Продолжатель (преемник)
    16) Первое представление (премьера)











III. Повторение написания “Ы, И после приставок”.(повторение написания в игровой форме)

Приложение1.Слайд №8



1.Вдруг раздался страшный рык –
Это “Ы” прогнало “И”
От приставок на согласный:
Был тут “иск” – стал “розЫск”.
Ясно?!
Лишь исключение “взИмать”
С буквой “И” надо писать.

- “ъ, ь после приставок”

Приставки – иностранки:

ДЕЗ- 
КОН-
ПАН-
СУБ-
СУПЕР-
ИН-
КОНТР-
ПОСТ-
ТРАНС-
РЕ-

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) –
Все дамы странные, 
Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),
В “И” влюбленные!
Ты внимательно смотри:
После “иностранок” – “И”
К ним примкнули “наши” СВЕРХ-, МЕЖ-
СВЕРХИзысканнее всех!
СВЕРХИскусно, СВЕРХталантливо 
Дружат с “И” они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется “И”:

медИнститут;
госИздат;
финИнспектр;
санИнспекция;
самИздат.

Выбери Ы или И.

Пост..нфарктный – пред..нфарктный.

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

2.Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание.

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1) с..отечественник, с..дружество, н..ладить;
2), бе..бедный, во..делать; бе..хозный
3) сан..нструктор, с..грать; из..скать
4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IV. Компьютерное тематическое тестирование по теме “Правописание приставок”.

V. Рефлексия.

Итог урока.1. Какие правила правописания повторили сегодня на уроке?

2.оценка работы учащихся





Домашнее задание: повторить все изученные правила ,упр.152, 166 ; групповые задания :

1-ая группа – группа – подобрать пословицы, поговорки , крылатые выражения по теме урока.


2-ая группа – составить диктант на тему «Правописание приставок» .