СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 2 класс Тема: «Объединение слов в тематические группы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическакя разработка урока русского языка 2 класс по системе "Школа 2100" по теме "Объединение слов в тематические группы"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс Тема: «Объединение слов в тематические группы»»


Методическая разработка

урока русского языка во 2 классе

по образовательной системе «Школа 2100»

Разработала Тупицына Е В.,
учитель МОУ школы №34 г.Петрозаводска








Тема: «Объединение слов в тематические группы»


1. Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): ценностное отношение к умению воспринимать задание, самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия, строить алгоритм деятельности; вносить существенные дополнения, уточнять алгоритм, перепроектировать, выполнять задания на закрепление знаний и способов действий, анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметные (МПР): учебные действия: исследование, критика, описание способа деятельности; умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия. Умение выполнятьзадания на закрепление знаний и способов действий; умения описывать, сравнивать и оценивать способы своей деятельности и признавать ошибочность их выбора; самоконтроль, самооценка.

Предметные (ЛР): понимание предметного содержания задания, представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения. Представление о не изученном предметном содержании и способах его применения. Определение области «незнания». Прочные знания и умения выполнять задания на повторение и закрепление изученного ранее. Прочные знания и умения по изученной теме.





2. Оценка результатов:

оценочные суждения на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности:

  • воспринимать задание, на самостоятельную практическую деятельность и оценивать результаты своей деятельности;

  • сравнивать, оценивать и признавать ошибочность способов действий по его достижению;

  • самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели;

  • создавать зрительный образ понятия,;

  • умение строить алгоритм деятельности.

3. Цели:

  • создать условия для развития универсальных учебных действий, творческих способностей;

  • продолжить работу над формированием представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что? ;

  • познакомить с новым понятием «тематическая группа слов», учить объединять слова в тематические группы;

  • развивать устную и письменную речь детей;

  • воспитывать интерес к изучению родного языка.


4. Технологии достижения цели:

  • ИКТ-технология;

  • технология проблемно-диалогического обучения на основе деятельностного метода работы.










Ход урока.






Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний.

1.Приветствие учителя:

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


-Откройте тетради.

-Что надо записать?

-Какую запись должны сделать дальше?


2. Организация индивидуальной работы у доски. (Разрешить «Спор букв», оставить в словах правильную букву, зачеркнув неправильную. На доске записаны слова: в(о,а)рона, (а,о)ртист, с(а,о)рока, мальч(е,и)к, р(е,и)бята, в(о,а)рабей, дев(о,а)чка, п(и,е)тух) .


3.Чистописание ( слайд 2, слайд 3)

Чтобы отгадать какую букву сегодня мы будем прописывать, на чистописании необходимо отгадать загадку:


В этой букве нет угла

Оттого она кругла

До того она кругла

Покатиться бы могла.( Буква о)


О о ОО оо ом ор ог

п. мидор . гурец л.к

Посмотрите на следующую строчку. Что вы видите? Сформулируйте задание к словам. Что это за слова?

- Можно ли записанные слова назвать одним словом? Каким?

-В каком месте можно допустить ошибку?


3.Работа над новым словарным словом.(Слайд 4)

-Подберите однокоренные слова

-Какое из этих слов лишнее? Почему вы так считаете?

-На какие группы можно разделить оставшиеся слова?



Физминутка

Если я показываю вам одушевленные предметы, то вы приседаете. Если неодушевленные предметы, то вы хлопаете.




Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки,

настрой на урок.
























Учащиеся называют способы соединения

буквосочетаний, пишут буквосочетания и слова по образцу






Учащиеся называют – овощи.

Записывают слово, ставят ударение , подчеркивают безударную гласную



овощи овощной овощевод овощехранилище овощерезка

Овощной, оно не обозначает название предмета


Одушевленные и неодушевленные.



4.Подготовка к формулированию темы урока


Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти». ( На слайде 5 нарисованы 2 домика, рисунки: сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина). Сформулируйте задания.

- Задание: распределите слова на две группы, вставить пропущенные буквы, запишите в тетради.

Проверка по выполненному заданию на компьютере (Слайд 6)

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Какие опасные места есть в словах?

-Какие два домика у нас были?

-Какие еще названия растений могли написать? А животных?

-Как вы думаете на какие группы можно делить слова- названия?





Учащиеся самостоятельно делят слова на группы, Самоконтроль. Самооценка








Кто? Что?


Животные: сорока, ворона, заяц, медведь, пчела.

Растения: береза, пшеница, рябина, черника, яблоня


В зависимости от того , что они обозначают, темы.




Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.


- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 7)

- Чему же мы сегодня будем учиться?

-Как называются такие группы?




Сегодня мы будем учиться объединять в группы слова, связанные одной темой.

Тематические



























Развитие умений –применение знания

1. Проверка индивидуальной работы у доски.

(Игра «Молчанка»)

- Что это за слова?

- Где спорят буквы?

- Что еще вы можете сказать об этих словах? - - Что между ними общего?

- А можем ли мы эти слова разделить на тематические группы?

- На какие?

- Запишем эти слова по группам:

-Люди:….. Птицы:…….



Гимнастика для глаз

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю тебе повторить.


Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.


2.Работа по учебнику. Упражнение 52.

Раздели слова на группы:

Тетрадка, ребята, мальчик, трамвай, собака, жираф.

-На сколько групп распределили слова?

(Слайд 8)

-Кто из детей прав? Почему?

(Слайд 9)



3. Упражнения в звуко-буквенном анализ

А) жираф - звуко-буквенный анализ выполняется


Проверка ( Слайд 10)

Учитель показывает слово на доске, дети правильность выполнения показывают «светофорчиками».

Это словарные слова. Буквы спорят на месте безударных звуков.

Одушевленные существительные.

Можно разделить на 2 группы: люди, птицы



Запись с комментированием
















Учащиеся выполняют задания коллективно, пошагово


На две группы: слова, отвечающие на вопросы кто? что?

На три группы: вещи, люди, животные.

Второй ответ верный, так как сегодня мы учимся распределять слова на тематические группы, а первый способ делит на группы не по тематике.

Учащиеся делают вывод, как можно распределить слова на группы

Взаимопроверка

Самооценка:

-Что тебе нужно было сделать?

-Удалось ли тебе произвести фонетический разбор слова?

-Ты сделал все правильно или были недочеты?

-Ты сделал все сам или с чьей-то помощью?




1. Игра «Третий лишний». (Слайды 11, 12, 13, 14. )

-Определите, какое слово лишнее. Запишите это слово.

Понедельник, среда, осень (дни недели)

Гроза, гром, лужи (явления природы)

Лимон, кабачок, огурец (овощи)

Тарелка, мяч, кувшин (посуда)

-Что интересного заметили в записанных словах?



Учащиеся самостоятельно выполняют задания, делают вывод.


Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение .




Они отвечают на вопрос – что? Есть слова, в которых все согласные мягкие (мяч). Есть слово, в котором букв больше, чем звуков (осень). Есть слово, в котором все согласные звуки твердые (лужи). Есть лишнее слово (мяч), так как в нем один слог, а в остальных по два слога.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Тренинг.

Творческая работа. (Слайд 15)

Записать одну тематическую группу слов.

Проверка: ученик читает слова, остальные называют тему.

Выполняют задания учителя.

Придумывают свои задания по изученной теме Самооценка :

Что тебе нужно было сделать?

-Удалось ли тебе произвести фонетический разбор слова?

Ты сделал все правильно или были недочеты?

Ты сделал все сам или с чье-то помощью?

Итог работы.

















Рефлексия деятельности

1.Сделайте вывод по уроку, ответив на вопросы:

Закончите предложения:

-Слова каких тематических групп отвечают на вопрос: кто? (Слайд 16)

-Слова каких тематических групп отвечают на вопрос: что? (Слайд 17)

Сравните с выводом учебника, с 45


Всегда ли можно создать тематическую группу слов?

-Почему это трудно?

Вывод: нужно больше читать, расширять словарный запас, развивать внимание к словам.


Побуждение к самооценке.

_ Каким получился наш урок?

- Оцените свое участие в уроке. Как вы справились с задачами, поставленными в начале урока. Начните свой ответ словами:

-Я научился...

-Было интересно..

-Больше всего мне понравилось…( Слайд 18)




…люди, животные (звери, птицы, рыбы, насекомые)

… растения, вещи, явления природы, дни недели…


Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.


В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.


Дом.задание

Упр. 53

Слова девочка, пшеница, жук, клен, артист, ольха, бабочка записать тематическими группами



Источники литературы:

  1. Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В., Яковлева М.А. Русский язык (первые уроки): Учебник для 2 класса. – изд. 2-е, перераб. – М.:Баласс, 2008 г.

  2. Бунеев Р.Н., БунееваЕ.В, Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


  1. Бунеева Е.В., Комиссарова ЛЮ., Яковлева М.А. Русский язык 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя. – изд.2-е, перераб. М.: Баласс, 2010

  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

  3. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. пособие для учащихся/Под науч.ред. Е.В.Бунеевой. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).



MULTIMEDIA – поддержка предмета

    1. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.

    2. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Фраза». – ЗАО «Новый дом». – Москва, 2008