СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 4 класс. Тема. Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Местоимение как часть речи. Урок изучения новой темы.

Использование  технологий: личностно-ориентированного обучения, адаптивной системы обучения, дифиринцации в обучении

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 4 класс. Тема. Местоимение как часть речи»

Учитель: Рыбак Светлана Михайловна



Урок русского языка 4 класс



ТЕМА: Местоимение как часть речи


ЦЕЛИ: 1.Создать условия для формирования представления о местоимении как части речи,

выработке умения находить их в речи, правильно применять;

показать морфологические синтаксические и лексические признаки личных местоимений,


2. Развивать интеллектуальные и рефлексивные способности, внимание, интерес к русскому

языку, устную и письменную речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять

творческую активность.


3. Воспитывать целеустремленность, учебное трудолюбие, взаимоуважение, толерантность.



ТИП УРОКА. Изучение нового материала.


МЕТОДЫ. Словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.


ФОРМЫ РАБОТЫ. Фронтальная, парная, групповая


ТЕХНОЛОГИИ. РО, АСО, ЛОО


МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. Устный контроль и самоконтроль (индивидуальный и фронтальный,

опрос в проверке усвоения знаний, рефлексия).

Письменный контроль и самоконтроль поэтапное оценивание работ по

системе АСО.


ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Опоры к правилу по местоимению + вопросы на обратной стороне опор (выброс на доску)

  2. Карточки-подсказки 2 шт. (выдать индивидуально)

  3. Тест – карточка + ключ к тесту

  4. Карточка - упражнениями.1

  5. Разноуровневая самост. работа + лист для самопроверки

  6. Слова для физминутки – 17 шт (карточки на доску)

  7. Таблица личных местоимений, большая и 30 (индивидуально) маленьких.

  8. Карточка – открытие для групп

  9. Плакат большое дерево

  10. Яблочки

  11. Критерии оценок

  12. Круги Венна

  13. Чехов. «Ванька» - отрывок из рассказа

  14. Д/З на доске.






I. Мотивационный этап.

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи. Соберитесь. Начнем наш урок.

- С какой целью вы пришли на урок? (Учиться)

- Прочитайте, что записано на доске? ( пословица)

Корень учения горек, да плод его сладок.

- Что называем мы плодами учения? (Знания)

- Хотите получить сладкие плоды знаний? Мы их разместим на этом дереве

(открывает на доске плакат с изображением большого дерева).

Пока это дерево без плодов, какими они будут, зависит от вас.

(Критерии оценок.) Красными, если вы поработаете на «5»

Желтыми, если получите за урок «4» или незрелыми Зелеными, - если за знания заработаете на «3».

- Приготовьтесь потрудиться. (Учитель закрывает рисунок дерева другим плакатом с вопросительными знаками). Нам предстоит открыть эту таблицу ответить на множество вопросов.

- Запишите дату, «Классная работа», в тетрадь.

II. Операционный этап.

1.

- Что не так в пословице с которой мы начали урок? (Речевая ошибка – неоправданный повтор слова)

- Если скажите, чем можно заменить повторяющееся слово в данной пословице, то назовете тему сегоднешнего урока. (Можно заменить местоимением «его»),

(Учитель корректирует пословицу на доске)

- Какая часть речи помогла нам поправить пословицу? (Местоимение)

-Итак, тема урока, «Местоимение как часть речи».

- Исходя из темы поставьте перед собой цели.

( Что это за часть речи, умение находить местоимения и употреблять их в речи, морфологические признаки и синтаксическая роль)

Первый вывод мы уже сделали, что такое местоимение? (Это часть речи)


2.

- Почему эта часть речи так называется?

- Как образовалось это слово? (Путем слияния двух основ: место + имени)

- А вот вместо каких имен, вам придется выяснить в группе.

Задание. 1. Исправьте в нем речевые недочеты используя местоимения. (Этот же текст есть на доске)

Задание-открытие А

Исправьте в тексте речевые недочеты используя местоимения.

  • 1-2 группа. Зима на дворе. В декабре зима полноправная хозяйка.

  • 3-4 группа. Ночью морозно. Морозная погода продержится еще долго.

  • 5-6 группа. Две березки под окном покрылись инеем. Двум березкам не страшен мороз.

Выпиши, какую часть речи заменили? __________ На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

На какую? _______________ На какие вопросы отвечает, что обозначает? Что обозначает?

Сделай вывод. Местоимение – это часть речи которая __________________________________________ ,

но ______________________________________________________________________________________

-К какому выводу пришли?


Вывод 2. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, признак предмета, количество предметов, но не называет его.

(Открывает на плакате «?»)

- Что заметили? ( Выводы совпали)

Оцените свою работу на этом этапе в оценочных листах.


3.

- Какие сейчас употребили местоимения?: ОНА. ТАКАЯ, ЭТИМ, ЕГО, это и все местоимения?

Нет, конечно, мир местоимений очень богат. По частоте употребления в речи местоимения занимают 3место после сущ. и глаг. Все они делятся на группы в зависимости от того на что указывают. Взгляните на таблицу. Вот их сколько, прочитайте. Подробнее познакомимся на С/К и в старших классах.

-Но мы сегодня будем работать только с одной группой. Ее нет на плакате. Но есть подсказка ( )

А)- Вспомните в парах все, что знаете о личных местоимениях.

В) – Запишите, какие это местоимения? Желательно в таблицу.

- Что выяснили?

Вывод 3. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – личные.

Они указывают на лица, которые участвуют в речи.

Имеют категории лица, числа, падежа, а в 3л.едч. - род


Самопроверка с доски. – сравните. Что не совпало. Дополните.

Оценивание.


4.

- Какую часть речи заменяют личные местоимения? (Существительные)

- Где сегодня уже встречалось местоимение- замена существительного?

- Вернитесь к этим предложениям. Сравните, в чем сходство и различие существительных и личных местоимений. Отразите это в кругах Венна. В группах.

( Мы встали утром. Над нами светит веселое солнце. Запишите под диктовку)


- Если затрудняетесь, возьмите карточку-подсказку.

Местоимение - различие.

Что общего у местоим. и сущ.

Существительное – различие.

1. Указывает на предмет

2. Категория лица

3. Категория рода

1.Ччасть речи.

2. Одинаковые вопросы.

3. Число

4. Падеж (склоняются)

5. Синтаксич роль: подлеж., доп.

1. Называет предмет.

2. Категория склонения.

3. Род только в 3 лице

Защита 2 групп у доски.

Вывод 4. – Сделайте вывод. О чем еще не сказали?

Личные местоимения являются в предложении дополнением или подлежащим.

В речи помогают связать текст и избежать повторений.


- Все вопросы открыты.

-Попытайтесь объединить наши выводы в одно большое правило. (Сами. В парах.)

Сравните свое правило с правилом и информацией в учебнике на стр.78.

- Что заметили? (Есть различия) В чем? Почему?

- Знания получили? Для чего? Надо их применить, чтоб не потерять?


Закрепление.

  1. Учебная физминутка.

- Встали. Я показываю карточку с местоимением.

Если на карточке написано личное местоимение, то вы наклоняетесь вправо и хлопаете.

Если любое другое местоимение, то наклоняетесь влево и хлопаете. Кто ошибется пропускает ход – садится.

А если на карточке написано не местоимение, любая другая часть речи – стоите на месте и топаете.

(Местоимения учитель прикрепляет к доске при группировке.)

Личные местоимения – я, мы, он, ты, вы.

Не личные местоимения – некоторые, себя, тот, несколько, кое-кто

Не местоимения – наш, как, без, у, но, нос, про


Вывод: -Что дала нам физминутка?

(Зарядку сделали, внимание вырабатывали, местоимения различали.)

Самооценка.




2.

- На доске получились столбики местоимений. Что в них общего? ( личные и др.разряды)

- Придумайте свое задание к каждому столбику.

- Согласна, 1. вариант - запишете местоимения и определит лицо, число, если возможно род

2. вариант – запишете и определит разряд местоимений.

+ Составьте предложение с одним из местоимений.


Взаимопроверка с доски. Оценивание.

Вывод: - Какие знания и умения вам потребовались для выполнения задания.


3.

- Вы правильно употребили местоимение в предложении. Но бывает, дети и ошибаются. Как мальчик из рассказа. Из какого произведения эти строки?

Стал ейной мордой мне в харю тыкать.(Чехов. Ванька)

-Почему Ванька допустил такую ошибку?

(-Его отдали в подмастерья, а не в школу, корень его учения был действительно горек)

-В следующих предложениях найдите и исправьте ошибки сами. Прямо на листочках.

Укажите категории лица, числа, падежа, а так же, синтаксическую роль местоимений.

Карточка – упражнение.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны.

На (ей) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (мне).

Самопроверка с комментирования. Оценивание.

Вывод: -Какие умения отрабатывали выполняя это задание?

-Где пригодятся эти знания и умения?

4.

  1. Самостоятельная работа.

-Пришло время проверить, сможете ли вы сами, выполнить задания связанные с местоимениями

Выберите уровень сложности и выполните задание.

1 уровень.

Выпиши личные местоимения, определи лицо и число.

Вос, они, у, я, над, она, обо, оно, со, он, и, мы, ты, при, вы.

2 уровень.

Вставь в предложение подходящие местоимения. Определи лицо, число, падеж, синтаксическую роль.

В субботу у … была гость. … режиссер. Я расскказал …., что хочу снятся в … фильме.

3 уровень.

Составь и запиши предложение или сочини стихотворение, используя несколько из данных местоимений: ему, его, я, им, ее,

нему, него, меня, ним, нее.

1,2 уровень – самопроверка. 3 уровень - коллективная проверка.

- Самопроверка по карточке. Оценивание.

Выводы: - Какие знания и умения нужны были для выполнения этого задания?

-Какие затруднения испытали?

  1. Контролирующий этап.

- Представьте, что вас попросили составить тест к сегоднешнему уроку. Какие вопросы вы бы дали?

И я подобрала похожие. Ответе на 5 вопросов.

Мини-тест.

  1. Что такое местоимение?

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

  1. Личные местоимения

А) называют предмет

Б) указывают на предмет

В) указывают на предметы, признаки и количества, но не называют их.

  1. К местоимениям 2 лица относятся:

А) я, мы

Б) он, она, оно, они

В) ты, вы

  1. Какие местоимения изменяются по родам:

А) 3 лица

Б) 2 лица

В) 1 лица

  1. В речи местоимения употребляются

А) Для создания речевого удобства, разнообразия речи, для избежания повторов

Б) Для связи слов в предложении

В) Для более краткого пересказа.



Проверка по ключу:

1 – Б; 2 – В; 3 – В; 4 – А; 5- А

Оценивание теста по критериям.


Оценивание.

- Посмотрите на свой лист оценок. Выведите среднюю оценку и выберите яблочко соответствующего цвета и прикрепите на наше дерево.

(Критерии оценок.) Красными, если вы поработаете на «5»

Желтыми, если получите за урок «4» или незрелыми Зелеными, - если за знания заработаете на «3».


- Настоящие плоды знаний мы, конечно, увидим на контрольной работе и в жизни, а пока посмотрим какие плоды знаний вы заработали за урок.

Каждый плод рано или поздно созреет, и те, у кого яблочки еще зеленые или желтые, конечно же понимают, что они обязательно научатся, нужно только время и труд.


Рефлексия.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Для чего нужны эти знания?

- Где затруднялись?

- Что еще хотели бы узнать? Это темы наших будущих уроков.

- Что понравилось? Что легко получалось?

- Кому, как в пословице, горек был корень учения? А почему сладок был и корень?

(Т.к. дружно, с хорошим настроением и терпением)



Домашнее задание.

Выберите задание одно из трех.

  1. стр. 85 правило и упр. 285

  2. Найти 5-6 пословиц с личными мест., записать в тетрадь, определить лицо и число мест.+ прав.

  3. Написать мини-сочинение, сказку, о местоимении.

-Она может начинаться так. В Тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были Местоимения ….

- Или стих, загадку, как эта:

Я заменить могу другие части речи

Взвалив обязанности их себе на плечи

Когда приходится слова другие замещать

На их значение мне надо указать..

- О какой части речи говорилось в загадке?

А следующий урок мы начнем с вашего домашнего задания и первыми проверим творческие работы.



5