Сабақ /Урок 54 Сынып/Класс 6 Дата________________
Пән/Предмет: Русский язык
Тақырып/Тема: Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные.
Мақсат/Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды; воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: учебник, тетрадь.
Сабақ түрі/Тип урока: урок изучения нового материала.
Әдіс-тәсілдер/Методы: словесный, наглядный, практический.
Сабақ барысы/Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Повторение ранее изученного.
И так, давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном.
(Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?
Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имя прилагательное бывает определением и сказуемым).
Сейчас мы назвали общие признаки имен прилагательных.
3) Синтаксическая пятиминутка.
Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки.
3. Работа с темой урока.
Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.
Подберем прилагательные к слову карандаш.
Тонкий,
маленький,
красивый
деревянный,
пластмассовый.
Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын.
Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными. Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.
Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый), – качественные. Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.
Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый) называются относительными. Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.
Например:
Деревянный дом – дом из дерева
Зимний день – день зимы
3. Как определить разряд прилагательного?
Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:
1. Задайте вопрос:
Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей?, перед нами притяжательное прилагательное.
А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой?, перейдите к следующему шагу.
2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.
Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.
А если нет, то относительное.
Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:
От злого волка –
В земляную щелку.
По холодной росе –
К хитрой лисе.
Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.
Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.
Значит, перед нами качественное прилагательное.
Земляная (какая?). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.
Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая).
Можно ли определить разряд имен прилагательных по морфемному составу? Иногда можно. Дело в том, что суффиксы ан, ян, енн используются в том случае, когда мы образуем прилагательные от существительных, обозначающих материал, вещество. Это будут относительные прилагательные: кожаный.
А вот если в прилагательном вообще нет суффиксов, то перед нами качественное прилагательное. Например, быстрый.
Прилагательные всех трех разрядов могут переходить из одного разряда в другой. Но только в том случае, когда они употребляются в переносном значении. Например:
Золотое кольцо. В данном случае прилагательное золотое относительное. А вот в словосочетании золотой характер прилагательное золотой будет качественным, так как обозначает качество человека.
Волчья пасть. В данном случае перед нами притяжательное прилагательное. А вот в словосочетании волчья шуба это прилагательное выступает в роли относительного, потому что указывает на материал, из которого сделан предмет.
Некоторые относительные прилагательные так часто употреблялись в речи в значении качественных, что постепенно окончательно утратили свое первоначальное значение и сейчас в современном русском языке воспринимаются нами только как качественные. Такой путь, например, прошли прилагательные бурный, возмутительный и многие другие.
Качественные имена прилагательные
Качественные имена прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях.
1. Обозначают признак, который может проявляться в предмете в большей или в меньшей степени
2. Могут иметь антонимы: злой/добрый
3. Всегда непроизводны
А вот притяжательные и относительные всегда производны, т. е. образованы от существительных, прилагательных, глаголов.
4. От качественных прилагательных можно образовать существительные абстрактного значения: строгость
И наречия на -о: строго.
Прилагательные с суффиксами субъективной оценки: синенький, злющий.
5. Только они могут иметь степени сравнения и краткую форму
Важно: в кратких именах прилагательных после шипящего ь не пишется.
6. Только они могут сочетаться с наречиями меры и степени: очень большой, очень строгий.
4. Работа с учебником с. 145-146.
Устно упр. 511.
5. Закрепление изученного.
1) упр. 512.
2) Выборочное письмо упр. 513.
3) упр. 519.
4) упр. 515.
6. Итог урока. Рефлексия.
- С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?
- Соответствуют ли названия значениям прилагательных?
- Что обозначает каждый разряд прилагательных?
7. Домашнее задание: § 39 правило наизусть, упр. 522