Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Это может быть и большим, и маленьким , длинным и не очень, из него можно узнать много интересного…. он может быть и в стихах и в прозе…… Например. Сказал веселый круглый ноль Соседке – единице: - С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Или Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только в последний раз…. Сформулируйте тему урока.
Урок развития речи. Тема урока. Тема текста. Основная мысль текста. Цель урока : дать понятие о широкой и узкой темах текста, учить умениям рассуждать, анализировать текст, развивать навыки устного высказывания; дать понятие основной мысли текста, показать её отличие от темы. Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста.
«Да –нет» 1. Я считаю, что в тексте предложения не связаны по смыслу 2. В тексте не имеет значение, о чем хотел написать автор 3. В тексте слова грамматически не связаны между собой Возникает вопрос: что такое текст?
АССОЦИАЦИИ с ТЕКСТОМ. Какие? Ствол – это .. Ветви- это … листья- это… корни- это…
Сравните свои ответы на рисунке с теорией в учебнике! Что такое текст? 1) текст состоит из нескольких предложений, 2) имеет начало и конец. 3) одно предложение может полностью выразить мысль говорящего или пишущего ( вспомните высказывания писателей о русском языке или пословицы). 4) количество предложений — не главный признак тек- ста. Для того чтобы стать текстом, предложения должны особым образом объединяться в единое целое Из истории слова «текст » Это слово образовано от латинского слова textum , что означает «ткань, сплетение, соединение». Текстом называют сочетание предложений, связанных между собой общим смыслом . Предложения в тексте соединяются друг с другом с помощью разных средств связи: это могут быть союзы, специальные слова, повторы слов и само строение предложений.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов - подосиновиков. Еще цветут кое- где запоздалые лесные цветы. - Задание. О чем говорится в тексте? Что хотел сказать автор ? Тип речи?
Теория. Тема текста- это то, о чем говорится в тексте, предмет речи. Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ автора на вопрос, что говорится в тексте.
Виды тем. Учебник. Стр.42-43 Распределите темы на широкую и узкую. Объясните ваш выбор.
Широкая тема ?
Узкая тема?
Распределите темы
- «Семья»
- «Наша семья»
- «Новый год в нашей семье».
- «Футбольный матч»
- «Спортивное состязание»
- «Как мы победили в футбольном матче».
Чтение текста по учебнику. Упражнение 86. 1. Раскрыта ли тема сочинения? 2. Соответствует ли заголовок? 3. Что надо изменить в тексте, чтобы сочинение стало интересным?
Итоги урока. Рефлексия
1. Что такое текст? 2. Если я правильно поняла, в тексте чем больше предложений, тем он интереснее? 4. Хорошо или плохо писать сочинение, игнорируя тему? 5. К каким результатам это может привести? 6. Почему я должна сформулировать основную мысль текста?
Синквейн « Текст»
- Текст
- Большой, маленький
- Описывает, повествует, рассуждает
- Информирует или рассказывает о чем-то интересном
- Сочинение.
Самостоятельная работа с текстом. 1. Прочитайте текст. 2. Определите тему и главную мысль. 3. придумайте заглавие. 4. Продолжите описание берёзового леса Я долго бр…жу в березовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах т…пла, света. Вверху тихо стрпуятся ветви берез. Их лист…я издалека кажутся металлическими. На ветру они не звенят, а еле слышно шуршат. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, быстро бегут и струятся синеватые тени……