СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроке русского языка при изучении темы "Тема. Основеая мысль"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Это может быть и большим, и маленьким , длинным и не очень, из него можно узнать много интересного….  он может быть и в стихах и в прозе……   Например.   Сказал веселый круглый ноль  Соседке – единице:  - С тобою рядышком позволь  Стоять мне на странице!   Или   Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только в последний раз….    Сформулируйте тему урока.

Это может быть и большим, и маленьким , длинным и не очень, из него можно узнать много интересного…. он может быть и в стихах и в прозе…… Например. Сказал веселый круглый ноль Соседке – единице: - С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Или Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только в последний раз…. Сформулируйте тему урока.

Урок развития речи. Тема урока.  Тема текста. Основная мысль текста.   Цель урока : дать понятие о широкой и узкой темах текста, учить умениям рассуждать, анализировать текст, развивать навыки устного высказывания; дать понятие основной мысли текста, показать её отличие от темы.    Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста.

Урок развития речи. Тема урока. Тема текста. Основная мысль текста. Цель урока : дать понятие о широкой и узкой темах текста, учить умениям рассуждать, анализировать текст, развивать навыки устного высказывания; дать понятие основной мысли текста, показать её отличие от темы. Планируемые результаты : учащиеся научатся определять тему и основную мысль текста.

«Да –нет»   1. Я считаю, что в тексте предложения не связаны по смыслу  2. В тексте не имеет значение, о чем хотел написать автор  3. В тексте слова грамматически не связаны между собой   Возникает вопрос: что такое текст?

«Да –нет» 1. Я считаю, что в тексте предложения не связаны по смыслу 2. В тексте не имеет значение, о чем хотел написать автор 3. В тексте слова грамматически не связаны между собой Возникает вопрос: что такое текст?

АССОЦИАЦИИ с ТЕКСТОМ. Какие?  Ствол – это ..  Ветви- это …  листья- это…  корни- это…

АССОЦИАЦИИ с ТЕКСТОМ. Какие? Ствол – это .. Ветви- это … листья- это… корни- это…

Сравните свои ответы на рисунке с теорией в учебнике!  Что такое текст?  1) текст состоит из нескольких предложений,  2) имеет начало и конец.  3) одно предложение может полностью выразить мысль говорящего или пишущего ( вспомните высказывания писателей  о русском языке или пословицы).  4) количество предложений — не главный признак тек-  ста. Для того чтобы стать текстом, предложения должны особым образом объединяться в единое целое   Из истории слова «текст »   Это слово образовано от латинского слова  textum , что означает «ткань, сплетение, соединение». Текстом называют сочетание предложений, связанных  между собой общим смыслом .  Предложения в тексте соединяются друг с другом с помощью разных средств связи: это могут быть союзы, специальные слова, повторы слов и само строение предложений.

Сравните свои ответы на рисунке с теорией в учебнике! Что такое текст? 1) текст состоит из нескольких предложений, 2) имеет начало и конец. 3) одно предложение может полностью выразить мысль говорящего или пишущего ( вспомните высказывания писателей о русском языке или пословицы). 4) количество предложений — не главный признак тек- ста. Для того чтобы стать текстом, предложения должны особым образом объединяться в единое целое Из истории слова «текст » Это слово образовано от латинского слова textum , что означает «ткань, сплетение, соединение». Текстом называют сочетание предложений, связанных между собой общим смыслом . Предложения в тексте соединяются друг с другом с помощью разных средств связи: это могут быть союзы, специальные слова, повторы слов и само строение предложений.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов - подосиновиков. Еще цветут кое- где запоздалые лесные цветы.   - Задание.  О чем говорится в тексте?  Что хотел сказать автор ?  Тип речи?

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов - подосиновиков. Еще цветут кое- где запоздалые лесные цветы. - Задание. О чем говорится в тексте? Что хотел сказать автор ? Тип речи?

Теория.  Тема текста- это то, о чем говорится в тексте, предмет речи.  Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ автора на вопрос, что говорится в тексте.

Теория. Тема текста- это то, о чем говорится в тексте, предмет речи. Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ автора на вопрос, что говорится в тексте.

Виды тем. Учебник. Стр.42-43  Распределите темы на широкую и узкую.  Объясните ваш выбор. Широкая тема ? Узкая тема?

Виды тем. Учебник. Стр.42-43 Распределите темы на широкую и узкую. Объясните ваш выбор.

Широкая тема ?

Узкая тема?

Распределите темы «Семья» «Наша семья» «Новый год в нашей семье». «Футбольный матч» «Спортивное состязание» «Как мы победили в футбольном матче».

Распределите темы

  • «Семья»
  • «Наша семья»
  • «Новый год в нашей семье».
  • «Футбольный матч»
  • «Спортивное состязание»
  • «Как мы победили в футбольном матче».
Чтение текста по учебнику.  Упражнение 86.    1. Раскрыта ли тема сочинения?  2. Соответствует ли заголовок?  3. Что надо изменить в тексте, чтобы сочинение стало интересным?

Чтение текста по учебнику. Упражнение 86. 1. Раскрыта ли тема сочинения? 2. Соответствует ли заголовок? 3. Что надо изменить в тексте, чтобы сочинение стало интересным?

Итоги урока. Рефлексия

Итоги урока. Рефлексия

1. Что такое текст?  2. Если я правильно поняла, в тексте чем больше предложений, тем он интереснее?  4. Хорошо или плохо писать сочинение, игнорируя тему?  5. К каким результатам это может привести?  6. Почему я должна сформулировать основную мысль текста?

1. Что такое текст? 2. Если я правильно поняла, в тексте чем больше предложений, тем он интереснее? 4. Хорошо или плохо писать сочинение, игнорируя тему? 5. К каким результатам это может привести? 6. Почему я должна сформулировать основную мысль текста?

Синквейн « Текст» Текст Большой, маленький Описывает, повествует, рассуждает Информирует или рассказывает о чем-то интересном Сочинение.

Синквейн « Текст»

  • Текст
  • Большой, маленький
  • Описывает, повествует, рассуждает
  • Информирует или рассказывает о чем-то интересном
  • Сочинение.
Самостоятельная работа с текстом.   1. Прочитайте текст.  2. Определите тему и главную мысль.  3. придумайте заглавие.  4. Продолжите описание берёзового леса    Я долго бр…жу в березовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах т…пла, света. Вверху тихо стрпуятся ветви берез. Их лист…я издалека кажутся металлическими. На ветру они не звенят, а еле слышно шуршат. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, быстро бегут и струятся синеватые тени……

Самостоятельная работа с текстом. 1. Прочитайте текст. 2. Определите тему и главную мысль. 3. придумайте заглавие. 4. Продолжите описание берёзового леса Я долго бр…жу в березовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах т…пла, света. Вверху тихо стрпуятся ветви берез. Их лист…я издалека кажутся металлическими. На ветру они не звенят, а еле слышно шуршат. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, быстро бегут и струятся синеватые тени……