СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 9классс. Рецензия на литературное произведение как жанр

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Рецензия на литературное произведение как жанр»

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся, способность развитию логического мышления; продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста.
  • Воспитательные: воспитание у школьников активной жизненной позиции, интереса к изучению литературы.

Оборудование:

  • Написанный на ватмане эпиграф занятия: «Хорошо читать – это значит рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова.
  • Тексты произведений современных авторов.
  • Индивидуальные карточки с числовордом.
  • Памятка «Как писать рецензию».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9классс. Рецензия на литературное произведение как жанр»

Урок русского языка. 9 класс.

Тема: «Рецензия на литературное произведение как жанр»

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.

  • Развивающие: развивать творческие способности учащихся, способность развитию логического мышления; продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста.

  • Воспитательные: воспитание у школьников активной жизненной позиции, интереса к изучению литературы.

Оборудование:

  • Написанный на ватмане эпиграф занятия: «Хорошо читать – это значит рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова.

  • Тексты произведений современных авторов.

  • Индивидуальные карточки с числовордом.

  • Памятка «Как писать рецензию».

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

I. Актуализация изученного материала

Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы  узнаете, о каком жанре сочинений пойдет речь на нашем занятии.

Работа с индивидуальными карточками.

Числоворд:

1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.
1,7,14,12,10,9,4,6 – автор повести «Деньги для Марии»; 11,9,3,15,13 – жанр сочинения;  
16,12,4,18,1,7,17 – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
13,2,14,6,7 – время года.

Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».
Автор повести «Деньги для Марии» – В.Г. Распутин; Жанр сочинения – отзыв;
Изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая основную идею – это эпиграф;
Время года – весна.

Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, мы на нашем занятии  поговорим о рецензии.

Речевая разминка

– Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его  смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного  высказывания? (Хорошо читать, рассуждать, мыслить)

II. Формирование умений и навыков

Ученик: Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном,  то есть писать отзыв на  произведение.
– Вспомните, что такое отзыв? (Отзыв – это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)
– Но более полную и глубокую оценку прочитанному произведению содержит рецензия на произведение художественной литературы.
– Что же такое рецензия? Какое определение рецензии дает «Краткий литературоведческий словарь»?

Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.

Ученик 2. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.

Учитель: Главная задача нашего занятия – познакомить вас, ребята, с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений-рецензий. Объясните значение записанных на доске однокоренных слов: рецензировать, рецензент, рецензия.

Ученик: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия.

Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая – информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.

Ученик: Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии. Например: «Суровый быт в пастельных тонах» Михаил Тарковский. За пять лет до счастья. Повести и рассказы. – Москва. 2001 год.
«Есть много писателей, которые, покинув родные пенаты, клянут проглотившие их города и с сентиментальной слезой выписывают ностальгические портреты былого рая. Есть много писателей, родившихся среди асфальта и бетона, способных выехать на денек на дачу или рыбалку, мечтательно вздыхающих о недостижимом – бросить все к черту и зажить наконец-то по-настоящему – в глухом и не тронутом цивилизацией углу. И есть по крайней мере один писатель, решившийся на это встречное движение, променявший сумасшедшую и шумную Москву на поселок Бахта дикого Туруанского края» (М. Ремизова)

Учитель: Обратим внимание, что рецензия предполагает живой, непосредственный отклик на только что появившееся произведение.
Вторая задача рецензии – критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.

Ученик: Вот как определяет тему книги Константина Воробьева рецензент: «Повесть «Это мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении войны – красноармейцах и командирах, попавших в плен к врагу.
Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленных, есть только изменники Родины». (Ю. Пахомов).

Учитель: Главное же – выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.

Ученик: Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава» белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир» «Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения... Вот одна из впечатляющих сцен поведения – постыдный разбой, чинимый над семьей...»

Учитель: Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.

Ученик: Например, в рецензии С.Костырко на книгу В.Березина «Свидетель» (2001) объясняется, почему молодой автор, пишущий о чеченской войне, обращается к литературной манере В.Шкловского и даже один из своих рассказов называет «Читатель Шкловского»:

«При этой литературной изощренности Березин не эпигон. С литературщиной можно бороться по-разному, самый очевидный путь – бунт против существующих форм и создание своей (но слишком часто альтернативные формы оказываются просто вывернутыми наизнанку все тем же каноном, и бунт только демонстрирует рабскую зависимость от канона). А можно войти внутрь существовавших до тебя форм и сделать их своими. Березин не подражает, он – продолжает начатую до него работу».

Учитель: Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного – следующая функция рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции – непременное требование жанра.
В заключение, рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Ученик: Вот как эмоционально заканчивается рецензия Ю.Пахомова:

«Неправда безнравственна, полуправда развращает, оставляет ссадины, особенно на неокрепшей, юной душе. Вот почему, думаю, сегодня книга Константина Воробьева обращена, прежде всего, к молодым, к тем, кому Родина вручила оружие, кому предстоит продолжить великие традиции предшественников – защитников Отечества.
Без правды о войне, пусть самой горькой, нет истинного представления о величии духа нашего народа».

Ученик: Из рецензии К.Ропоткина: 

«Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова – и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-­нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».

Ученик: Наша группа составила таблицу «Типичные речевые конструкции сочинений – рецензий». Обратим внимание на плакат.

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

Структурные компоненты рецензии

Речевые конструкции

Об авторе

  • Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

  •  Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...

  • Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)

О сюжете

  • Это рассказ о...

  • Сюжет построен так, что...

  • Центральной сюжетной линией стала...

  • В центре внимания автора...

О героях

  • Герой-рассказчик пытается объяснить...

  • Автор населил свои книги героями (людьми)

  • Мир, в котором живут герой...

  • Главный герой есть...

  • Его герой...

О впечатлениях от произведения

  • Мое первое впечатление...

  • На первый взгляд кажется, что...

  • Атмосфера рассказа...

  • Книга поражает (удивляет)...

О тематике и проблематике

  • Круг тем, которых касается  автор, чрезвычайно широк.

  • Заложена стержневая тема о...

  • Автор пишет о...

  • Много места уделено проблеме...

  • Проблематику можно было бы определить как...

Об авторской позиции

  • Автор не определился (с чем?)

  • Писатель предпочел (что? чему?)

  • Он (автор) скрупулезно анализирует...

  • Автор приоткрывает...

  • Вывод неожидан.

  • Интересно для нас предложение автора

  • Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

  • .Учитывая стиль произведения...

  • Удачна композиция.

  • Автор предпочел обычному рассказу жанр...

  • Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

  • Интересны речевые характеристики героев.

Критические замечания

  • Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

  • Позволю себе с ним не согласиться.

  • Нельзя исключать (не учитывать)

  • В отличие от автора, я считаю, что...

  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно)...

  • Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

  • К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

  • Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

Учитель: Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.

(Ученик читает образец сочинения в жанре рецензии)

Ученик: Рецензия на рассказ Людмилы Петрушевской «Свой круг»

III. Практическая работа

Написать рецензию на произведение русской литературы двух последних десятилетий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!