Тема: Части речи (урок – закрепление)
Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи
Образовательные:
Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам.
Организовать дифференцированную работу на уроке.
На основании полученных знаний, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов
Развивающие:
Продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас
Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Развивать рефлексию(умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
Развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Развитие памяти, воображения.
Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: 1. компьютер, проектор, 2. Раздаточный материал для детей.
ХОД УРОКА:
1 Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Работа над темой
- Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять?
Раздаю листочки.
- Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить эти слова?
Ученики -Разделить на части речи. Потому что мы сейчас изучаем тему ЧАСТИ РЕЧИ.
Я приглашаю вас в сказку, в которой мы поможем словам найти своё место.
1) Отправились слова бродить по свету. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. Вошли они в него, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят слова по городу, по сторонам смотрят. Постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».
Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?
- (Кто? Что?) Прикрепляем слова к домику (им. сущ) . Мед, снег, даль.
-Что они обозначают? (Предмет) Записываем в тетрадь.
-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имена существительные)
2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.
-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяя и даром не нужны.
-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.
Дети называют слова и прикрепляют к домику (глагол) ходит, поет, шел
Записывают в тетрадь.
-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Что они обозначают. (Действие).
Задание .
Записать сочетание существительное + глагол.
Физ. минутка. Давайте немного отдохнём.
Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.
3)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Смотрят - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.
Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Алый, новый, снежный).
Дети прикрепляют слова к домику (им.прилагательное)
Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имена прилагательные). Запишем эти слова в тетрадь .
Что они обозначают? (признак).
-Ну вот, наши домики заполнены, мы славно поработали.
-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ.
-Ребята, давайте составим несколько предложений про наш город, используя в предложениях разные части речи.
Итог урока.
1.Часть речи, обозначающая действие предмета.
2.Часть речи, обозначающая предмет
3.Часть речи, обозначающая признак предмета.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Рефлексия .
Укажите части речи
Пошёл, восход, зелёная, голубое, шар, мышь, примчался, стрекоза, приехал.
Оценки…