Урок русского языка
Учитель: Мироненко Светлана Владимировна
Класс: 5
Учебник: Русский язык. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.
Тема урока: Глагол как часть речи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; совершенствовать умение написания орфограмм, изученных в теме;
развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление; совершенствовать навык работы с учебником, исследовательской работы, работы в группах; продолжить формирование орфографической зоркости;
воспитательная: воспитывать любовь к родной земле, природе, к русскому языку; чувство товарищества.
Оборудование: ноутбук, репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь», раздаточный материал.
Ход урока
Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Наблюдения:
-Прочитайте отрывок из стихотворения.
Мы идем, идем, -
Остановимся.
На леса, луга полюбуемся.
Полюбуемся
Да послушаем,
Как шумят- бегут
Воды вешние,
Как поёт- звенит
Жавороночек!
(Н. Некрасов)
- Что вы почувствовали при чтении отрывка, какие картины представили?
-Что нужно делать, чтобы такие картины природы могли увидеть и наши потомки?
( Действовать, делать всё, чтобы сохранить родную природу).
II. Объявление темы урока. Определение задач урока учащимся и учителем:
-У каждого из вас есть лист на парте, «Цели (чего я хочу добиться на уроке)», отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.
Цели (чего я хочу добиться на уроке)
| Повторить, какие грамматические признаки имеет глагол. | |
| Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
| Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. | |
| Найти глаголы в предложении, выяснить, каким членом предложения может быть глагол. | |
| Повторить правописание окончаний глаголов. | |
| Пополнить свой словарный запас. | |
1.Вопросы к учащимся:
- Какая часть речи обозначает действие?
Сообщение ученика.
Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь». Глагол – это одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не предашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
В древнерусском языке «глаголити» означало «говорить». В разговорной речи мы, конечно, не употребляем это грамматическое понятие. Мы н говорим: «Что ты мне глаголишь?». Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные от него.
У А.С. Пушкина: «И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»
У М.Ю. Лермонтова:
Вот у ног Иерусалима
Богом сожжена,
Безглагольная, недвижима,
Мертвая страна
Глаголы называют действие (идти, писать, строить, управлять) или же представляют другие процессы в виде действия, как, например, состояние, проявление признака, изменение признака, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь: (гордиться, заботиться, звучать, зеленеть, любить, расти, слепнуть, спать, стоять, уважать) .
- Найдите эти слова в отрывке.
-Какие морфологические признаки имеет глагол?
-Какие глаголы относятся ко II спряжению? Найдите глаголы I и II спряжения в тексте.
-Определите лицо, число и время глаголов в тексте.
-Какую синтаксическую роль выполняют глаголы в предложении?
II. Работа над темой урока.
1. Выборочная работа. ( Текст перед каждым учащимся на парте).
- Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль. (Природа очень ранима, нужно её беречь.)
1. Работа по вариантам:
1 вариант: объяснить правописание окончаний глаголов, подчеркнуть глаголы на данную орфограмму.
2 вариант: объяснить правописание частицы не с глаголом, подчеркнуть глаголы на данную орфограмму.
3 вариант: в предложениях № 8, 9 подчеркнуть грамматические основы, объяснить правописание глаголов.
4 вариант: определить спряжение глаголов в предложениях № 1-4.
1.Ничего нельзя нарушать в лесу! 2.В лесу старайтесь говорить тише, чтобы больше увидеть, услышать и (не) нарушить лесную жизнь. 3.Соб…раеш… грибы, ягоды - (не) ломай ветки, (не) жги костры. 4.Увидиш… муравейник – (не) вздумай трогать его обитателей. 5.Муравьи – санитары леса. 6.( Не) лови и (не) бери домой зайчат, ежат, птенцов. 7.Лес - это их родной дом. 8.На опушке лес простит…ся с тобой. 9.Шелест трав, пение птиц, бодрящий запах надолго останут…ся в твоей памяти. 10. Надо б…реч… лес!
2. Ответы учащихся, самооценка и оценивание другими учениками.
3.Физкультминутка:
-Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь, улыбнитесь.
Повернитесь вправо, влево,
Руки - вверх, потом – вперед.
Не устали? Так за дело!
Дальше в путь «глагол» зовёт!
III. Тренировочные упражнения.
1.Работа в группах.
1 группа: выполнить задание: «Собери пословицу». Чему учат эти пословицы? Объяснить правописание глаголов.
Терпение и труд умей и исправит…ся
Труд человека кормит и узла (не) завяжеш…
Глаза боят…ся всё перетрут
Одной рукой и тому дома не сидит…ся
Кто любит трудит…ся а лень портит
Поспешиш… а руки делают
Умел ошибит..ся ( не) знают скуки
Рабочие руки людей насмешиш…
2 группа: составить описание по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь» по опорным словам, объяснить правописание слов:
( Чудесный зимний день. Художник изобразил берёзовую рощу. На переднем плане – берёза, которая искрится в лучах солнца. Длинные ветви колышутся под дуновением ветра. Кажется, что березка танцует. Снег, берёзки, небо вобрали в себя все оттенки синего цвета. Небо сливается со снегом. Скромная березка преображается, потому что приближается весна. Ещё немного, и побегут ручьи. До настоящего тепла ещё далеко, но снег весь в прожилках, пятнах. Он пропитан водой. Чувствуется запах свежести, влаги. Художник показал удивительную красоту природы. Он показал то, что дорого каждому человеку - уголок его родины ).
2. Выступления учащихся.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
-Положите перед собой лист «Цели (чего я хочу добиться на уроке)», отметьте в правой колонке, достигли ли вы поставленных целей.
Домашнее задание:
1.Тестовые задания.
2.Устное высказывание «Глагол как часть речи».
3. Творческое задание: написать сочинение- миниатюру о родной природе. (По желанию учащихся).
Приложение.
Тестовые задания по теме «Глагол как часть речи».
1.В какой строке находится глагол II спряжения?
А) делать
Б) пахнуть
В) слышать
Г) узнать
2. В какой строке глагол I спряжения?
А) уметь
Б) строить
В) пилить
Г) спать
3.В каком глаголе нужно писать букву и?
А) бре…шься
Б) наброса…т
В) стел…шь
Г) клее…шь
4.В какой строке глагол стоит в форме инфинитива?
А) нарисую
Б) отметил бы
В) построишь
Г) беречь
5.В какой строке глагол стоит в прошедшем времени?
А) догоняет
Б) напишу
В) работал
Г) помоги
6. Какое слово нужно написать с мягким знаком?
А) шалаш…
Б) калач…
В) горяч…
Г) идёш…
7. В какой строке глагол должен писаться без мягкого знака?
А) нужно умыт…ся
Б) отреж…хлеба
В) птицы разлетят…ся
Г) слегка улыбат…ся
8. В какой строке глагол пишется с частицей не слитно?
А) (не) был
Б) (не) доумевает
В) (не) глядит
Г) (не) могу
9. В какой строке глагол 1лица множественного числа?
А) пишешь
Б) говорю
В) читаем
Г) рисует
10. В какой строке правильно определена грамматическая основа предложения?
А) На зелёных широких лугах от зари до зари работают в сенокос люди.
Б) Густыми рядами ложится пахучая трава.
В) Далеко за рекой слышатся весёлые песни косцов.
Г) Полевыми цветами пахнет в жаркий день свежее сено.