СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русскогоязыка по теме "Наречие" для проведения в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе УМК»

Урок русского языка в 4 классе

УМК "Гармония"

Тема урока: Проверяем себя. Наречие.


Цели: закрепить знания о части речи наречие, расширять морфологические понятия и представления, развивать орфографические знания учащихся, расширять словарный запас.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Планируемые результаты: знать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, какую роль выполняет в предложении, уметь находить словосочеания с наречием, правильно задавать вопросы, разбирать наречия по составу, решать орфографические задачи.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес, способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные УУД: уметь планировать свои действия, оценивать их правильность, сотрудничать с одноклассниками, формулировать собственное мнение, строить сообщения.

Технология: развивающее обучение

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, парная

Методы работы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в парах, учебники Соловейчик М.С."Русский язык. К тайнам нашего языка. 4 класс", тетрадь-задачник Соловейчик М.С.Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка 4 класс часть 1"/


Ход урока.


  1. Оргмомент. Актуализация знаний

Слайд 1. Прозвенел звонок

Начинается урок.


2. Чистописание. Слайд 2.

ННН нря лно ясн инф

Г-ризонт а--уратно пр-ятно с-низу

-Что общего между словами?

- Какое слово лишнее? Почему? (существительное, а не наречие)


3.Определите тему урока. Слайд 3.-

ПРОНАВЕРЕРЯЧИЕМЕСЕБЯ

(Проверяем себя. Наречие.)

-Для чего мы определили тему? Чтобы поставить цели.

-Что мы должны повторить?





4. Составим план урока. Слайд 4.

1.Часть речи.

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4. Изменяемая ли часть речи?

5.Роль в предложении.

6. Роль в речи.


5. Работа по теме урока.

Путешествие в прошлое. Слайд 5.

- Древние римляне называли наречие по-другому. Кто знает? (Приглаголие)

-Почему?(Потому что стоит при глаголе и зависит от него, поясняет его)

-Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что у слова наречие несколько значений:

  • Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка (великорусские наречия)

  • Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака

- На какие вопросы отвечает наречие?


Слайд 6. - Распределите слова в группы:

Каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, телефон, они, весело, спокойный, думает.

(Называют часть речи с вопросами.)

- Выберите наречия и запишите их с вопросами.


Слайд 7 -Проверяем себя.

  • Где? Вверху

  • Куда? Направо

  • Когда? Однажды

  • Как? Весело

- Что повторили?


Слайд 8. План-опора:

  1. Наречие – самостоятельная часть речи.

  2. Отвечает на вопросы : Где? Куда? Когда? Как?

  3. Обозначает признак действия.


Слайд 9. Орфографическая задача -о или –а?

  • издавн_

  • докрасн_

  • слев_

  • влев_

  • направ_

  • засветл_

-Вставьте пропущенные буквы и докажите их написание (разбор по составу).



  •  До-, из- с- - суффикс А

  • В-, на-, за- - суффикс О

Слайд 10. Восстановите деформированное предложение

  • Относитесь к русскому языку бережно и любовно!

- Выпишите словосочетания с наречиями. Выделить основу.

- Что обозначают наречия в этих словосочетаниях?


Слайд 11. Работаем корректорами.

Упр. 153 в рабочей тетради (комментирование)

Физкультминутка


Слайд 12. Работа в парах

- В полученных текстах выберите и запишите словосочетания с наречиями.

Текст №1

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. ( А.Пушкин.)

Текст №2

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.(И.Никитин)

Текст №3

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)

- Как называется связь в словосочетаниях с наречием? (примыкание)


Слайд 13. –Перед вами высказывание М.Горького:

  • «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

- Найдите наречие в данном предложении.

- От какого слова оно зависит?

- Что обозначает слово БОГАТ? (признак)

- Составьте словосочетание? (богат как? Необыкновенно)

- Сделайте вывод, что может обозначать наречие?

-Обозначает признак действия или другого признака

-Можно ли наречие изменять? (Неизменяемая ч.р.)


Слайд 14. План-опора.

  1. Наречие - самостоятельная часть речи.

  2. Отвечает на вопросы: где? когда? Куда? Откуда? Почему? зачем? Как?

  3. Обозначает признак действия или другого признака.

  4. Неизменяемая часть речи.

6. Развитие речи.

Слайд 15. Задание на развитие речи.

-Замените фразеологизмы наречиями:

Положа руку на сердце… (откровенно, правдиво)

Рукой подать … (близко)

На широкую ногу …(богато)

Черным по белому… (ясно)

На всех парусах… (быстро)

На вес золота… (очень дорого)

Иголке негде упасть… (очень тесно)

Как в сказке… (хорошо, замечательно)

Как бедный родственник …(неуверенно, скованно)

На скорую руку… (поспешно, торопливо)

Ни холодно, ни жарко… (безразлично)

Ни свет, ни заря… (очень рано)


7. Повторение.

Слайд 16. - Вернемся к плану.

- Чем является наречие в предложении? (обстоятельством)

- Для чего наречие нужно в речи? (Делает речь богатой, выразительной)


8. Рефлексия.

Слайд 17. Рефлексия. Оцените свою работу наречиями.

  • На уроке мне было…, потому что... . Особенно … .

 (Хорошо, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, полезно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно, понятно.)


9. Домашнее задание.

-Выписать из книги 4-5 предложений с наречиями или упр. 154.

(Оценки за урок.)

















Русский язык. 4 класс. УМК «Гармония»


38. Тема: «Закрепление правописания наречий».(упрю145-149)


Цель: обучить образованию наречий, грамотному их написанию, уточнить значимость наречий в нашей речи.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

- Ребята, над какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках?

- Сегодня мы продолжим работу над этой частью речи, узнаем новое о правописании наречий, пополним наш словарный багаж.

2. Чистописание.

- Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

а ________ в о _____ р ? ______ е

б п д


- Верно, сегодня мы будем писать букву г.

- Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должна входить буква г и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.

га гб гв го гп гр гг гд ге


3. Словарная работа. Повторение изученного о словосочетаниях.

- Какие словарные слова начинаются с данной буквы? (Гараж, гладить, город, горох.)

- Составьте словосочетания по схемам:

прил. + гараж (П.п.)

гладить + сущ. (Т.п.)

гладить + сущ. (В.п.)

прил. + город (Р.п.)

гл. + горох (В.п.)

- Проверка. На какие две группы вы можете разбить словосочетания? Что вы можете сказать о словосочетании каждой группы?

4. Активизация изученного материала.

- Прочитайте транскрипцию.

[см'эламу гарох хл'эбат' / а ропкаму и р'эт'к'и н'э в'идат']

(Смелому горох хлебать, а робкому и репки не видать.)

- Запишите получившееся предложение. Что вы о нем можете сказать? (пословица)

- Как вы её понимаете? (Смелый, решительный добивается большего, лучшего, чем робкий.)

- Какой овощной культуре в пословице отдаётся предпочтение?

(Горох в России в 15 – 16 веках был одной из основных сельскохозяйственных культур. Царь Алексей Михайлович Тишайший, который царствовал на Руси с 1645 по 1676 год, больше всего любил пареный горох да пирожки с гороховой начинкой. А в русской средневековой книге «Домострой», где давались советы по ведению хозяйства, был даже специальный наказ – беречь гороховое зерно в амбарах.)

- Назовите прилагательные. Что о них можно сказать?

- Запишите их в столбик. Образуйте от них морфологическую цепочку.


прил. → глагол → сущ. → наречие

(I в. смелый – осмелеть – смелость – смело;

II в. робкий – робеть – робость – робко)

- Что вы знаете о наречии?

Памятка.

  • Лексич. значение: что обозначает, вопрос, член предложения;

  • грамматич. значение: род, число, падеж, лицо, время.

- Что вы скажете о правописании образованных наречий?


- Какие фразеологизмы вы знаете со словом горох или однокоренными словами?

- Запишите:

как об стенку горох

чучело гороховое

- Что означают эти выражения?

( Как об стенку горох - бессмысленно пытаться что-то сделать. Если горсть сухого гороха бросить в стену, он не расплющится, не разобьётся, да и стенке ничего не будет.

Чучело гороховое - безвкусно одетый человек, а также так говорят о человеке пустом, служащем посмешищем.)

- Не покажется ли вам обидным, если вы услышите это выражение?

- Запишите наречия, раскрывающие смысл фразеологизмов.

(Бессмысленно, безвкусно.) Правописание!

- Разберите их по составу.


5. Правописание наречий с приставками.

- Вернёмся к пословице, которую мы записали в начале урока.

- Назовите овощную культуру, которой противопоставляют горох.

(Редька. Редька с квасом, редька с маслом, редька просто, редька так.)

- Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с Р.п. и обозначающий направление «откуда – нибудь». (Изредка.)

- К какой части речи относится полученное слово? (Наречие.)

- Докажите.

- Запишите его.

- В чем возникла трудность? (Гласная в суффиксе.)

- Сейчас мы с вами узнаем новые сведения о правописании наречий.

- Исследуйте слова: слева, досуха, засветло, издавна, начисто, вправо.

- Что общего? (Наречия с приставками, образованы от прилагательных.)

- Разделите на 2 группы. По какому признаку будете делить?

- От чего зависит написание суффиксов в словах с данными приставками?

- Какие приставки имеют наречия с суффиксом -а- на конце наречий? (Из, до, с.)

- Какие приставки имеют наречия с суффиксом -о- на конце наречий? (В, на, за.)

- Какой суффикс напишем в наречии изредка?

- Составьте словосочетания с данными наречиями.


6. Работа над закреплением правописания наречий с приставками.

- Давайте проверим, как вы можете пользоваться изученным правилом.

- Составьте наречия, используя приставки: из-, до-, с-, на-, за-, в- с корнями –

-чист-, -лев-, - прав-, -долг-, -поздн-. Запишите.

- Сформулируйте правило, которое помогло правильно написать суффиксы в наречиях.

- А какие ещё орфограммы в написании наречий нам могут встретиться?

- Выборочный диктант. Выписать словосочетания с наречиями. (Один ученик за доской.)

Я мчался вприпрыжку за папой. Алёша втихомолку ест конфеты. Сегодня день будет замечательный. Брат понапрасну слова не тратит.

Проверка.

- Что вы можете сказать о правописании наречий?

- В словах каких частей речи мы встречались с данными орфограммами?


7. Творческое задание.

- Для чего нужны наречия? (Поясняют, уточняют главные слова, делают речь богаче и выразительнее.) Попробуем использовать наш словарный запас, чтобы выполнить следующие задания. Вам предлагается 3 задания на выбор. Выбирайте задание по силам.

I уровень.

Вставить пропущенные наречия, пользуясь вопросами.

Дождь (когда?) … прекратился.

(Где?) … виднелась заснеженная деревня.

На фоне молочного неба (как?) … проступают силуэты деревьев.

II уровень.

Исправьте ошибки.

Обратно проливной дождь прошёл.

Реки в Сибири ужасно глубокие.

Отряд двинулся в путь, спереди шёл Володя.

III уровень.

Подберите по 3 наречия к каждому вопросу.

Бежать (когда?) ….

Бежать (где?) …

Бежать (куда?) …

Бежать (как?) …


8. Объяснение домашнего задания.

Упр. 146.

- Прочитайте задание.

- Как вы понимаете сообщение авторов в рамке?

- Какие части речи помогут вам объяснить маршрут?

- Помните о правописании наречий.


9. Итоги.

- Что узнали нового о правописании наречий? (Схема).

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Оценки за урок.



Просмотр содержимого презентации
«РУССКИЙ ЯЗЫК. Наречие»

Прозвенел  звонок -  начинается  урок.   

Прозвенел звонок - начинается урок.  

Чистописание:  ннн нря лно ясн инф  г-ризонт пр-ятно  а--уратно (с)низу

Чистописание:

ннн нря лно ясн инф

г-ризонт пр-ятно

а--уратно (с)низу

Тема урока: Пронаверерячиемесебя Проверяем себя. Наречие.

Тема урока:

Пронаверерячиемесебя

Проверяем себя.

Наречие.

П л а н.  Часть речи.  На какие вопросы отвечает?  Что обозначает?  Изменяемая ли часть речи?  Роль в предложении.  Роль в речи.

П л а н.

  • Часть речи.
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что обозначает?
  • Изменяемая ли часть речи?
  • Роль в предложении.
  • Роль в речи.

Путешествие в прошлое Приглаголие Наречие - совокупность местных говоров  какого-нибудь языка. Наречие - неизменяемая часть речи,   обозначающая признак действия или другого признака.

Путешествие в прошлое

Приглаголие

Наречие - совокупность местных говоров

какого-нибудь языка.

Наречие - неизменяемая часть речи,

обозначающая признак действия

или другого признака.

Проверяем себя:  Где? вверху,  куда? направо,  когда? однажды,  как? весело.

Проверяем себя:

Где? вверху,

куда? направо, когда? однажды,

как? весело.

План-опора

План-опора

  • Наречие - самостоятельная часть речи.
  • Отвечает на вопросы: …
  • Обозначает признак действия.
издавн_ влев_ докрасн_ направ_ слев_ засветл_

издавн_ влев_

докрасн_ направ_

слев_ засветл_

Из-, до-, с-  - суффикс -а.  В-, на-, за-  - суффикс -о.

Из-, до-, с-

- суффикс -а.

В-, на-, за-

- суффикс -о.

Работаем корректорами: Упр. 153 (комментирование)

Работаем корректорами:

Упр. 153

(комментирование)

Работа в парах (карточки)

Работа

в парах

(карточки)

« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. » М.Горький

« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. »

М.Горький

План-опора

План-опора

  • Наречие - самостоятельная часть речи.
  • Отвечает на вопросы: …
  • Обозначает признак действия.
  • Неизменяемая часть речи.
Задание на развитие речи

Задание

на развитие

речи

Вернёмся к плану:

Вернёмся к плану:

  • В предложении наречие является …
  • Роль в речи …
Рефлексия На уроке мне было … , потому что … Особенно …

Рефлексия

На уроке мне было … ,

потому что …

Особенно …