Урок русского языка в 4 классе
УМК "Гармония"
Тема урока: Проверяем себя. Наречие.
Цели: закрепить знания о части речи наречие, расширять морфологические понятия и представления, развивать орфографические знания учащихся, расширять словарный запас.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Планируемые результаты: знать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, какую роль выполняет в предложении, уметь находить словосочеания с наречием, правильно задавать вопросы, разбирать наречия по составу, решать орфографические задачи.
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес, способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные УУД: уметь планировать свои действия, оценивать их правильность, сотрудничать с одноклассниками, формулировать собственное мнение, строить сообщения.
Технология: развивающее обучение
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, парная
Методы работы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в парах, учебники Соловейчик М.С."Русский язык. К тайнам нашего языка. 4 класс", тетрадь-задачник Соловейчик М.С.Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка 4 класс часть 1"/
Ход урока.
Оргмомент. Актуализация знаний
Слайд 1. Прозвенел звонок
Начинается урок.
2. Чистописание. Слайд 2.
ННН нря лно ясн инф
Г-ризонт а--уратно пр-ятно с-низу
-Что общего между словами?
- Какое слово лишнее? Почему? (существительное, а не наречие)
3.Определите тему урока. Слайд 3.-
ПРОНАВЕРЕРЯЧИЕМЕСЕБЯ
(Проверяем себя. Наречие.)
-Для чего мы определили тему? Чтобы поставить цели.
-Что мы должны повторить?
4. Составим план урока. Слайд 4.
1.Часть речи.
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
4. Изменяемая ли часть речи?
5.Роль в предложении.
6. Роль в речи.
5. Работа по теме урока.
Путешествие в прошлое. Слайд 5.
- Древние римляне называли наречие по-другому. Кто знает? (Приглаголие)
-Почему?(Потому что стоит при глаголе и зависит от него, поясняет его)
-Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что у слова наречие несколько значений:
Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка (великорусские наречия)
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака
- На какие вопросы отвечает наречие?
Слайд 6. - Распределите слова в группы:
Каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, телефон, они, весело, спокойный, думает.
(Называют часть речи с вопросами.)
- Выберите наречия и запишите их с вопросами.
Слайд 7 -Проверяем себя.
Где? Вверху
Куда? Направо
Когда? Однажды
Как? Весело
- Что повторили?
Слайд 8. План-опора:
Наречие – самостоятельная часть речи.
Отвечает на вопросы : Где? Куда? Когда? Как?
Обозначает признак действия.
Слайд 9. Орфографическая задача -о или –а?
издавн_
докрасн_
слев_
влев_
направ_
засветл_
-Вставьте пропущенные буквы и докажите их написание (разбор по составу).
До-, из- с- - суффикс А
В-, на-, за- - суффикс О
Слайд 10. Восстановите деформированное предложение
- Выпишите словосочетания с наречиями. Выделить основу.
- Что обозначают наречия в этих словосочетаниях?
Слайд 11. Работаем корректорами.
Упр. 153 в рабочей тетради (комментирование)
Физкультминутка
Слайд 12. Работа в парах
- В полученных текстах выберите и запишите словосочетания с наречиями.
Текст №1
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. ( А.Пушкин.)
Текст №2
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.(И.Никитин)
Текст №3
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)
- Как называется связь в словосочетаниях с наречием? (примыкание)
Слайд 13. –Перед вами высказывание М.Горького:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
- Найдите наречие в данном предложении.
- От какого слова оно зависит?
- Что обозначает слово БОГАТ? (признак)
- Составьте словосочетание? (богат как? Необыкновенно)
- Сделайте вывод, что может обозначать наречие?
-Обозначает признак действия или другого признака
-Можно ли наречие изменять? (Неизменяемая ч.р.)
Слайд 14. План-опора.
Наречие - самостоятельная часть речи.
Отвечает на вопросы: где? когда? Куда? Откуда? Почему? зачем? Как?
Обозначает признак действия или другого признака.
Неизменяемая часть речи.
6. Развитие речи.
Слайд 15. Задание на развитие речи.
-Замените фразеологизмы наречиями:
Положа руку на сердце… (откровенно, правдиво)
Рукой подать … (близко)
На широкую ногу …(богато)
Черным по белому… (ясно)
На всех парусах… (быстро)
На вес золота… (очень дорого)
Иголке негде упасть… (очень тесно)
Как в сказке… (хорошо, замечательно)
Как бедный родственник …(неуверенно, скованно)
На скорую руку… (поспешно, торопливо)
Ни холодно, ни жарко… (безразлично)
Ни свет, ни заря… (очень рано)
7. Повторение.
Слайд 16. - Вернемся к плану.
- Чем является наречие в предложении? (обстоятельством)
- Для чего наречие нужно в речи? (Делает речь богатой, выразительной)
8. Рефлексия.
Слайд 17. Рефлексия. Оцените свою работу наречиями.
(Хорошо, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, полезно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно, понятно.)
9. Домашнее задание.
-Выписать из книги 4-5 предложений с наречиями или упр. 154.
(Оценки за урок.)
Русский язык. 4 класс. УМК «Гармония»
38. Тема: «Закрепление правописания наречий».(упрю145-149)
Цель: обучить образованию наречий, грамотному их написанию, уточнить значимость наречий в нашей речи.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
- Ребята, над какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках?
- Сегодня мы продолжим работу над этой частью речи, узнаем новое о правописании наречий, пополним наш словарный багаж.
2. Чистописание.
- Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:
а ________ в о _____ р ? ______ е


б п д
- Верно, сегодня мы будем писать букву г.
- Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должна входить буква г и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.
га гб гв го гп гр гг гд ге
3. Словарная работа. Повторение изученного о словосочетаниях.
- Какие словарные слова начинаются с данной буквы? (Гараж, гладить, город, горох.)
- Составьте словосочетания по схемам:
прил. + гараж (П.п.)
гладить + сущ. (Т.п.)
гладить + сущ. (В.п.)
прил. + город (Р.п.)
гл. + горох (В.п.)
- Проверка. На какие две группы вы можете разбить словосочетания? Что вы можете сказать о словосочетании каждой группы?
4. Активизация изученного материала.
- Прочитайте транскрипцию.
[см'эламу гарох хл'эбат' / а ропкаму и р'эт'к'и н'э в'идат']
(Смелому горох хлебать, а робкому и репки не видать.)
- Запишите получившееся предложение. Что вы о нем можете сказать? (пословица)
- Как вы её понимаете? (Смелый, решительный добивается большего, лучшего, чем робкий.)
- Какой овощной культуре в пословице отдаётся предпочтение?
(Горох в России в 15 – 16 веках был одной из основных сельскохозяйственных культур. Царь Алексей Михайлович Тишайший, который царствовал на Руси с 1645 по 1676 год, больше всего любил пареный горох да пирожки с гороховой начинкой. А в русской средневековой книге «Домострой», где давались советы по ведению хозяйства, был даже специальный наказ – беречь гороховое зерно в амбарах.)
- Назовите прилагательные. Что о них можно сказать?
- Запишите их в столбик. Образуйте от них морфологическую цепочку.
прил. → глагол → сущ. → наречие
(I в. смелый – осмелеть – смелость – смело;
II в. робкий – робеть – робость – робко)
- Что вы знаете о наречии?
Памятка.
Лексич. значение: что обозначает, вопрос, член предложения;
грамматич. значение: род, число, падеж, лицо, время.
- Что вы скажете о правописании образованных наречий?
- Какие фразеологизмы вы знаете со словом горох или однокоренными словами?
- Запишите:
как об стенку горох
чучело гороховое
- Что означают эти выражения?
( Как об стенку горох - бессмысленно пытаться что-то сделать. Если горсть сухого гороха бросить в стену, он не расплющится, не разобьётся, да и стенке ничего не будет.
Чучело гороховое - безвкусно одетый человек, а также так говорят о человеке пустом, служащем посмешищем.)
- Не покажется ли вам обидным, если вы услышите это выражение?
- Запишите наречия, раскрывающие смысл фразеологизмов.
(Бессмысленно, безвкусно.) Правописание!
- Разберите их по составу.
5. Правописание наречий с приставками.
- Вернёмся к пословице, которую мы записали в начале урока.
- Назовите овощную культуру, которой противопоставляют горох.
(Редька. Редька с квасом, редька с маслом, редька просто, редька так.)
- Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с Р.п. и обозначающий направление «откуда – нибудь». (Изредка.)
- К какой части речи относится полученное слово? (Наречие.)
- Докажите.
- Запишите его.
- В чем возникла трудность? (Гласная в суффиксе.)
- Сейчас мы с вами узнаем новые сведения о правописании наречий.
- Исследуйте слова: слева, досуха, засветло, издавна, начисто, вправо.
- Что общего? (Наречия с приставками, образованы от прилагательных.)
- Разделите на 2 группы. По какому признаку будете делить?
- От чего зависит написание суффиксов в словах с данными приставками?
- Какие приставки имеют наречия с суффиксом -а- на конце наречий? (Из, до, с.)
- Какие приставки имеют наречия с суффиксом -о- на конце наречий? (В, на, за.)
- Какой суффикс напишем в наречии изредка?
- Составьте словосочетания с данными наречиями.
6. Работа над закреплением правописания наречий с приставками.
- Давайте проверим, как вы можете пользоваться изученным правилом.
- Составьте наречия, используя приставки: из-, до-, с-, на-, за-, в- с корнями –
-чист-, -лев-, - прав-, -долг-, -поздн-. Запишите.
- Сформулируйте правило, которое помогло правильно написать суффиксы в наречиях.
- А какие ещё орфограммы в написании наречий нам могут встретиться?
- Выборочный диктант. Выписать словосочетания с наречиями. (Один ученик за доской.)
Я мчался вприпрыжку за папой. Алёша втихомолку ест конфеты. Сегодня день будет замечательный. Брат понапрасну слова не тратит.
Проверка.
- Что вы можете сказать о правописании наречий?
- В словах каких частей речи мы встречались с данными орфограммами?
7. Творческое задание.
- Для чего нужны наречия? (Поясняют, уточняют главные слова, делают речь богаче и выразительнее.) Попробуем использовать наш словарный запас, чтобы выполнить следующие задания. Вам предлагается 3 задания на выбор. Выбирайте задание по силам.
I уровень.
Вставить пропущенные наречия, пользуясь вопросами.
Дождь (когда?) … прекратился.
(Где?) … виднелась заснеженная деревня.
На фоне молочного неба (как?) … проступают силуэты деревьев.
II уровень.
Исправьте ошибки.
Обратно проливной дождь прошёл.
Реки в Сибири ужасно глубокие.
Отряд двинулся в путь, спереди шёл Володя.
III уровень.
Подберите по 3 наречия к каждому вопросу.
Бежать (когда?) ….
Бежать (где?) …
Бежать (куда?) …
Бежать (как?) …
8. Объяснение домашнего задания.
Упр. 146.
- Прочитайте задание.
- Как вы понимаете сообщение авторов в рамке?
- Какие части речи помогут вам объяснить маршрут?
- Помните о правописании наречий.
9. Итоги.
- Что узнали нового о правописании наречий? (Схема).
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
Оценки за урок.