СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "1 и 2 спряжение глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе (система Занкова)

Тема: I и II спряжение глаголов.

Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению данной темы. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности, развитию наблюдательности, речи, формированию умения работать в паре и группах.

 

Ход урока.

 

I. Орг. момент.

 

-Послушайте отрывок из книги американского писателя «Монстры и волшебные палочки»:

Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но, вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне было совершенно непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовали большой и так до тех пор, пока не получилась целая картинка. Так, что я вполне понимаю, если вы в этом месте почувствуете себя неуверенным. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина.

 

- Кто готов попробовать сегодня сложить свои стёклышки знаний в одну картину и получить новое знание?   Слайд 2(собери картинку)

 

II. Актуализация знаний.

Слайд 3 (Что я знаю о глаголе?)

 

Устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе?» (по опорным словам, работа в группах)

(Опорные слова на доске)

обозначает

вопросы

роль в предложении

ти, ть

не

грамматические признаки

 

- Что такое склонение? Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

- Попробуйте просклонять глагол «прыгать»? Почему не получается? (глаголы не изменяются по падежам).

- Как же изменяются глаголы?  (Слайд 4 «Признаки глагола»)

 

III. Сообщение темы и цели урока.

 

- Сегодня попытаемся узнать, как же называется процесс словоизменения глаголов. Выяснить, есть ли какие-то закономерности в этом. Попробовать самим найти «свой» способ определения словоизменения глаголов.

 

Слайд № 5.

- Прочитайте стихотворение.

Искрится тихая дорога,

Теряясь в сонном далеке.

Над голубой вершиной стога

Луна в январском ободке.

Молчат леса. Не крикнет птица.

В траве у края борозды,

Таится рыжая лисица.

Темнеют заячьи следы.

Что можно сказать о данных глаголах?

Слайд 6 .Распределите данные глаголы в две группы.

- Что общего в этих глаголах? Что различного?  (глаголы одного и того же лица имеют разные окончания.)

- Действительно, глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. подобно тому как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. А как они называются, предстоит узнать на уроке.

 

IV. Изучение нового материала.

  1. Наблюдение.

 

Слайды № 7, 8, 9,10 - фразеологизмы.

 

-Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы, а затем поставьте их в 3 лицо, мн.число. Продолжите запись по столбикам.

 

Витать в облаках (мечтать-мечтают).

Зарубить на носу (запомнить –запомнят).

Держать язык за зубами (молчать – молчат).

Наговорить с три короба (врать-врут).

Слайд 11.

-Выделите окончания глаголов.

-На какие группы можно распределить личные окончания данных глаголов?

 

                        -УТ, -ЮТ.                        –АТ, -ЯТ.

 

-На сколько групп получилось разбить окончания?  (работа в группах)

 

Слайд 12 (значок красной звёздочки, при нажатии на него играет музыка, под которую дети выполняют движения танца)

 

2. Вывод нового знания.

- Попробуйте найти закономерность между гласными И и Е в окончаниях глаголов и окончаниями 3 лица мн.числа.

 

Слайд 13: Запись названий действий предметов в ед.ч. и мн.ч. на основе анимации.    

                       играет – играют               летит – летят

                       моргает – моргают          звонит – звонят

                       машет – машут                рычит – рычат 

                  

Слайд 14: Вывод делают учащиеся: ( е пишется, если -ут, -ют

                                                                и пишется, если -ат,- ят)

                      

3. Первичный контроль.

 

-Соедините половинки слов.

 

 Слайд № 15. 

  

      ПИ…            ЧЕР…             БЕГА…       … РИТ             …СУЕТ         …ЕТ

                                                                                                        

      РИ…            СМОТ…        БАРА…        … ШЕТ            …НИТ           …ТИТ       

 

- Поставьте ударение в глаголах.

- Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

 

V. Закрепление изученного.

 

       1. Комментированное письмо. (дети выходят к доске и вставляют гласную в окончание глагола)

           -Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

        

Слайд № 16 («вставь букву»)

 

          ВЫБЕГА…Т           ЛОВ…Т                      ПРИГРЕ…Т        ВЫЙД…Т

                                                                                                                                            ?И или Е

          ПРОМОЧ…Т          СПРАШИВА…Т       ГОТОВ…Т          СЧИТА…Т

 

               1.Какого спряжения бывают глаголы?

               2.Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

              

  1. Самостоятельная работа.

 

- Выясните, к какому спряжению относятся данные глаголы?

- Какие глаголы записаны ниже?

- Как определить спряжение этих глаголов? (поставить глагол в форму 3 лица, мн.числа, посмотреть на окончание)

 

Слайд 17.

1вариантторопить, копать, тонуть, гулять, стукнуть, синеть, править.

 

2 вариантпилить, терять, мыть, убегать, злить, вспоминать, спать.

 

Слайд 18.(Взаимопроверка самостоятельной работы в парах).

 

  1. Тестовая работа.  (Тексты тестовой работы выдаются каждому ученику)

Слайд 19. (самопроверка)

 

          вариант 1                                            вариант 2

1.Она _________ на танцы.                 1. Мы ________телевизор.

а) ходит                                                   а) смотрим

б) ходет                                                   б) смотрем

 

2.Максим ________ радио.                   2. Катя _______ в парке.

а) слушаит.                                              а) гуляит

б) слушает.                                              б) гуляет

 

3.Ты _________ обед?                            4.Коля ________ книгу.  

а) готовишь                                             а) читаит

б) готовешь                                             б) читает

 

4.Вы _______ газеты?                           4.Вы __________ мясо?

а) читаите                                                а) кушаете

б) читаете                                                б) кушаите

 

Слайд 19. (самопроверка тестовой работы)

 

VI. Итог урока.

 

- Какое открытие сделали на уроке?

- Что называют спряжением?

- Как определить спряжение глагола?

 

VII. Домашнее задание.