Урок русского языка в 4 классе (система Занкова)
Тема: I и II спряжение глаголов.
Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению данной темы. Содействовать развитию у школьников умения структурировать информацию, анализировать познавательный объект, осуществлять самокоррекцию учебной деятельности, развитию наблюдательности, речи, формированию умения работать в паре и группах.
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Послушайте отрывок из книги американского писателя «Монстры и волшебные палочки»:
Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но, вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне было совершенно непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовали большой и так до тех пор, пока не получилась целая картинка. Так, что я вполне понимаю, если вы в этом месте почувствуете себя неуверенным. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина.
- Кто готов попробовать сегодня сложить свои стёклышки знаний в одну картину и получить новое знание? Слайд 2(собери картинку)
II. Актуализация знаний.
Слайд 3 (Что я знаю о глаголе?)
Устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе?» (по опорным словам, работа в группах)
(Опорные слова на доске)
обозначает
вопросы
роль в предложении
ти, ть
не
грамматические признаки
- Что такое склонение? Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.
- Попробуйте просклонять глагол «прыгать»? Почему не получается? (глаголы не изменяются по падежам).
- Как же изменяются глаголы? (Слайд 4 «Признаки глагола»)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня попытаемся узнать, как же называется процесс словоизменения глаголов. Выяснить, есть ли какие-то закономерности в этом. Попробовать самим найти «свой» способ определения словоизменения глаголов.
Слайд № 5.
- Прочитайте стихотворение.
Искрится тихая дорога,
Теряясь в сонном далеке.
Над голубой вершиной стога
Луна в январском ободке.
Молчат леса. Не крикнет птица.
В траве у края борозды,
Таится рыжая лисица.
Темнеют заячьи следы.
Что можно сказать о данных глаголах?
Слайд 6 .Распределите данные глаголы в две группы.
- Что общего в этих глаголах? Что различного? (глаголы одного и того же лица имеют разные окончания.)
- Действительно, глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. подобно тому как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. А как они называются, предстоит узнать на уроке.
IV. Изучение нового материала.
- Наблюдение.
Слайды № 7, 8, 9,10 - фразеологизмы.
-Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы, а затем поставьте их в 3 лицо, мн.число. Продолжите запись по столбикам.
Витать в облаках (мечтать-мечтают).
Зарубить на носу (запомнить –запомнят).
Держать язык за зубами (молчать – молчат).
Наговорить с три короба (врать-врут).
Слайд 11.
-Выделите окончания глаголов.
-На какие группы можно распределить личные окончания данных глаголов?
-УТ, -ЮТ. –АТ, -ЯТ.
-На сколько групп получилось разбить окончания? (работа в группах)
Слайд 12 (значок красной звёздочки, при нажатии на него играет музыка, под которую дети выполняют движения танца)
2. Вывод нового знания.
- Попробуйте найти закономерность между гласными И и Е в окончаниях глаголов и окончаниями 3 лица мн.числа.
Слайд 13: Запись названий действий предметов в ед.ч. и мн.ч. на основе анимации.
играет – играют летит – летят
моргает – моргают звонит – звонят
машет – машут рычит – рычат
Слайд 14: Вывод делают учащиеся: ( е пишется, если -ут, -ют
и пишется, если -ат,- ят)
3. Первичный контроль.
-Соедините половинки слов.
Слайд № 15.
ПИ… ЧЕР… БЕГА… … РИТ …СУЕТ …ЕТ
РИ… СМОТ… БАРА… … ШЕТ …НИТ …ТИТ
- Поставьте ударение в глаголах.
- Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?
V. Закрепление изученного.
1. Комментированное письмо. (дети выходят к доске и вставляют гласную в окончание глагола)
-Вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
Слайд № 16 («вставь букву»)
ВЫБЕГА…Т ЛОВ…Т ПРИГРЕ…Т ВЫЙД…Т
?И или Е
ПРОМОЧ…Т СПРАШИВА…Т ГОТОВ…Т СЧИТА…Т
1.Какого спряжения бывают глаголы?
2.Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
- Самостоятельная работа.
- Выясните, к какому спряжению относятся данные глаголы?
- Какие глаголы записаны ниже?
- Как определить спряжение этих глаголов? (поставить глагол в форму 3 лица, мн.числа, посмотреть на окончание)
Слайд 17.
1вариант – торопить, копать, тонуть, гулять, стукнуть, синеть, править.
2 вариант – пилить, терять, мыть, убегать, злить, вспоминать, спать.
Слайд 18.(Взаимопроверка самостоятельной работы в парах).
- Тестовая работа. (Тексты тестовой работы выдаются каждому ученику)
Слайд 19. (самопроверка)
вариант 1 вариант 2
1.Она _________ на танцы. 1. Мы ________телевизор.
а) ходит а) смотрим
б) ходет б) смотрем
2.Максим ________ радио. 2. Катя _______ в парке.
а) слушаит. а) гуляит
б) слушает. б) гуляет
3.Ты _________ обед? 4.Коля ________ книгу.
а) готовишь а) читаит
б) готовешь б) читает
4.Вы _______ газеты? 4.Вы __________ мясо?
а) читаите а) кушаете
б) читаете б) кушаите
Слайд 19. (самопроверка тестовой работы)
VI. Итог урока.
- Какое открытие сделали на уроке?
- Что называют спряжением?
- Как определить спряжение глагола?
VII. Домашнее задание.