СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект  урока русского яхыка по теме: "Имя прилагательное" - правописание суффиксов прилагательных, тип урока - применение знаний, вид урока - комбинированный

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме "Имя прилагательное"»

Тема: Имя прилагательное

Цель: Обобщить и систематизировать знания о правописании суффиксов имен прилагательных

Задачи: 1) Совершенствовать умения:

  • правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами - н - ;

  • рассуждая, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв – н – в суффиксах прилагательных;

  • применять имеющиеся знания в практической деятельности;

  • совершенствовать правописные навыки

2) Способствовать воспитанию у обучащюихся внимания, любознательности, зоркости.

Тип урока: урок применения знаний

Вид урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь оучающегося, учебник, карточки-задания, тест «Проверь себя»



Ход урока

  1. Организационный момент

  • Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь!

  1. Актуализация знаний

  • При изучении раздела словообразование, мы рассматривали основные способы образования слов.

  • Какие морфемные способы словообразования вам известны?

  • Откройте тетради, запишите дату и пропустите, пожалуйста одну строку – это для темы, её мы запишем позже.

  • На доске записаны слова:

Сон

Станция

Солома

Утка

Песок

Нефть


  • Определите, какой частью речи они выражены? (существительными)

  • Запишите их в тетрадь и образуйте от данных существительных имена прилагательные? (один учащийся у доски)

Сон сонный

Станция станционный

Солома соломенный

Утка утиный

Песок песчаный

Нефть нефтяной


  • Что вам помогло в образовании имен прилагательных? (суффикс)

  1. Работа по теме урока

  2. Формулмрование темы и цели урока

  • Над чем же мы сегодня на уроке буде работать?

  • Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное», а вопрос, который мы сегодня рассмотрим - это правописание суффиксов имен прилагательных.

  • Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква – н -, а в других две – н -?

(Работа в группах)

1 группа – сформулирует правило, когда пишется одна буква – н –

2 группа – когда пишется две буквы–н –

  • На основе ваших ответов составим алгоритм

  1. Работа с алгоритмом

(главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий)

(запись ведется на доске)

Алгоритм

  1. Определи, от какой части речи образовано слово

От существительного?


Да


  1. Определи, какой суффикс прибавлен к основе


- онн - , - енн -, -н- - ан -, - ян -, -ин -



Да Да



Пиши –нн - Пиши – н –


Исключения: Исключения:

Ветреный (но безветренный) оловянный, деревянный,

стеклянный


(задание на карточке)

Задание 1. Выпишите прилагательные:

1 вариант - у которых в суффиксе одно – н - ;

2 вариант – у которых в суффиксе два – н –


Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ой, обыкнове…ый.



  1. Мы с вами повторили правописание – н – , - нн – в суффиксах полных прилагательных

  • А сколько же – н – пишется в суффиксах кратких прилагательных?

  • Обратите внимание на доску



(запись на доске)

Ценная вещь – вещь ценна, ветреная погода – погода ветрена)

  • Сколько же – н – пишется в кратких прилагательных? (столько же сколько и в полных)


  1. А теперь я хотела бы обратить ваше внимание на слова, написание которых зависит от лексического значения


  • Рассмотрим таблицу в карточках - заданиях


Различай


Масляный -

разведенный на масле, работающий на масле (печенье, двигатель)


Масленый –

намазанный, пропитанный маслом (блин, рука, каша)



Соляной –

состоящий из соли (столб)


Солёный –

содержащий соль (каша)



Ветряной –

(двигатель, оспа)


Ветреный

(день, человек)



(задание на карточке)

Задание 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих словах:


Ветр…ная погода, ветр…ные дни, ветр…ное утро, ветр…ная особа, ветр…ный юноша, ветр…ная мельница, ветр…ной двигатель.


  1. Обратим внимание на следующие слова, они записаны на доске:


Зеленый, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.


  • Сделайте морфемный разбор данных слов (учащиеся по одному выходят к доске и делают разбор слова по составу)

  • Давайте, обратим внимание на основу и определим ее вид. (Непроизводная)

  • Что значит непроизводная основа? Из чего она состоит? (из корня)

  • В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н


Задание 3. Упражнение 196 стр. 103


  • Прочтите задание упражнения




V.Закрепление

Тест «Проверь себя» (на карточке)

    1. Чугу…ая решетка - чугунная

    2. Ветре…ый день - ветреный

    3. Багря…ые закаты - багряные

    4. Гуси…ые лапки – гусиные

    5. Маши…ое отделение – машинное

    6. Болезне…ое чувство – болезненное

    7. Дикови…ое происшествие – диковинное

    8. Стари…ые часы – старинные

    9. Ю…ое лицо – юные

    10. Ледя…ая гора - ледяная

    11. Холсти…ый мешок - холстинный

    12. Петуши…ые бои - петушиные

    13. Жестя…ая коробочка - жестяная

    14. Жизне…ая драма - жизненная

    15. Величестве…ая колонна - величественная

    16. Лебеди…ая песня – лебединая


  • Поставьте себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов

«4» - за 13 – 15

«3» - за 9 – 12

«2» - за 6 – 8


VI.Итог урока


  • Итак, какую тему изучали?

  • Посмотрите на доску и скажите, что это за группа слов? (обратится к алгоритму) (слова исключения)


VII.Домашнее задание стр. 79-86 упр. 159



















Карточка - задание


Задание 1. Выпишите прилагательные:

1 вариант - у которых в суффиксе одно – н - ;

2 вариант – у которых в суффиксе два – н –


Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый,

оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый,

письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ой, обыкнове…ый.


  • Рассмотрите таблицу

Различай


Масляный -

разведенный на масле, работающий на масле (печенье, двигатель)


Масленый –

намазанный, пропитанный маслом (блин, рука, каша)



Соляной –

состоящий из соли (столб)


Солёный –

содержащий соль (каша)



Ветряной –

(двигатель, оспа)


Ветреный

(день, человек)




Задание 2. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих словах:


Ветр…ная погода, ветр…ные дни, ветр…ное утро, ветр…ная особа,

ветр…ный юноша, ветр…ная мельница, ветр…ной двигатель.




















Тест «Проверь себя»

  1. Чугу…ая решетка

  2. Ветре…ый день

  3. Багря…ые закаты

  4. Гуси…ые лапки

  5. Маши…ое отделение

  6. Болезне…ое чувство

  7. Дикови…ое происшествие

  8. Стари…ые часы

  9. Ю…ое лицо

  10. Ледя…ая гора

  11. Холсти…ый мешок

  12. Петуши…ые бои

  13. Жестя…ая коробочка

  14. Жизне…ая драма

  15. Величестве…ая колонна

  16. Лебеди…ая песня



Ответы

  1. Чугунная

  2. Ветреный

  3. Багряные

  4. Гусиные

  5. Машинное

  6. Болезненное

  7. Диковинное

  8. Старинные

  9. Юные

  10. Ледяная

  11. Холстинный

  12. Петушиные

  13. Жестяная

  14. Жизненная

  15. Величественная

  16. Лебединая


  • Поставьте себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов

«4» - за 13 – 15

«3» - за 9 – 12

«2» - за 6 – 8











Карточка - задание


Задание 1. Выпишите прилагательные:

1 вариант - у которых в суффиксе одно – н - ;

2 вариант – у которых в суффиксе два – н –


- нн - - н -

Революционный, орлиный,

восторженный, овсяный,

обеденный, шерстяной

оловянный, кожаный,

деревянный, звериный,

экскурсионный, торфяной

письменный, песчаный

стеклянный, костяной

авиационный,

обыкновенный.



Задание 2. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих словах:


Ветреная погода, ветреные дни, ветреное утро, ветреная особа,

ветреный юноша, ветряная мельница, ветряной двигатель.