СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 4 классе. УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Неопределённая форма глагола". 4 класс.»

Урок русского языка

Класс: 4

Дата:
тема: «Неопределенная форма глагола»

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с признаками неопределенной формы глагола; совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределенной форме; способствовать развитию навыка выделять суффиксы -ть, -ти глаголов
в неопределенной форме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с признаками неопределенной формы глагола; научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; указывать глаголы в неопределенной форме; выделять суффиксы -ть, -ти глаголов в неопределенной форме; выполнять разбор слова по составу

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; понимать заданный вопрос,
в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; оценивать жиз-ненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять
задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 91).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные
буквы.

– Укажите над глаголами время.

– Подчеркните в словах 3-го предложения изученные орфограммы.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Читают загадки, объясняют написание пропущенных букв, указывают время глаголов.

По морю идет (наст. вр.), до берега дойдет
(буд. вр.), тут и пропадет (буд. вр.). (Волна.)

Голубой шатер весь мир накрыл (прош. вр.).

(Небо.)

Живет (наст. вр.) – лежит (наст. вр.), умрет
(буд. вр.) – п
обежит (буд. вр.). (Снег.)

Рос (прош. вр.) шар бел, дунул (прош. вр.) ветер – шар улетел (прош. вр.). (Одуванчик.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложение по частям речи.

Выполняют чистописание.

У (предл.) моих (мест.) ног (сущ.) тянулась (гл.) узкая (прил.) долина (сущ.).

Работа над словами с непро-

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1

2

3

4

веряемым
написанием

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)


III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Сегодня на уроке продолжим путешествие
по волшебной стране Глаголии. На какие вопросы отвечают слова – жители данной страны?
Что они обозначают?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать
неопределенную форму глагола

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол
в устной и письменной речи

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия),

Осуществлять анализ
объектов

Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым материалом.

– Прочитайте пословицы на экране, вставьте
пропущенные буквы. Объясните правописание орфограмм.

Не всякий, кто ч..тает, во чтении силу знает.

Не на пользу книги ч..тать, когда только в..ршки с них хв..тать.

– Дайте характеристику глаголам первой посло-
вицы.

– Что вы знаете о глаголе? Назовите грамматические признаки глагола.

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

– Во второй пословице употреблены глаголы неопределенной формы. Что бы вы хотели узнать
о них?

данную в учебнике. Проводят наблюдения на ма-териале связных текстов.

Рассказывают о грамматических признаках глаголов первой пословицы: отвечают на вопрос «что делает?», глаголы настоящего времени, несовершенного вида, 3-го лица, единственного числа.

Рассказывают о грамматических признаках глаголов второй пословицы: отвечают на вопрос «что сделать?», глаголы несовершенного вида; время, лицо/род и число определить нельзя.


Работа по учебнику (упражнение 148)

– Прочитайте словосочетания. Спишите.

– Сравните глаголы в словосочетаниях первой
и второй группы. У каких глаголов можно определить время? Укажите их время.

– Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос
к каждому из этих глаголов

Выполняют задание.

(Что делаю?) читаю (наст. вр.) сказку, (что
делал?) играл (прош. вр.) в шахматы, (что сделаем?) повторим (буд. вр.) правило, (что делали?) слушали (прош. вр.) радио.

(Что делать?) читать сказку, (что делать?) играть в шахматы, (что сделать?) повторить правило, (что делать?) слушать радио

V. Первичное закрепление знаний. 

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

(См. РМ, Приложение 3.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание

Продолжение табл.

1

2

3

4



(См. РМ, Приложение 5.)

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

(См. РМ, Приложение 4.)

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

Работа по учебнику (упражнение 149)

– Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

– Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.

– Вспомните, как называется форма глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что
сделать?».

– Неопределенная форма глагола – это начальная, неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в не-определенной форме отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Чаще всего они имеют суффикс -ть или -ти.

Списывают пословицы. Подчеркивают глаголы, задают к ним вопросы.

Жизнь (что сделать?) прожить – не поле (что сделать?) перейти. Лучше один раз (что сделать?) увидеть, чем сто раз (что сделать?)
услышать. Легко друзей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?) сохранить.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«прожить»

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.

(См. РМ, Приложение 6.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.

Работа по учебнику (упражнение 150).

– Прочитайте стихотворение З. Александровой.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Выделите в них суффиксы -ть, -ти.

Списывают. Выделяют суффиксы -ть, -ти у глаголов в неопределенной форме.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Продолжение табл.

1

2

3

4



Природа отдала приказ

весне.

Приказ – черемухе

Крапиве не злой,

Дождю дорожки

Серебряной метлой.

А солнцу из-за туч

И веселее

Выполняют разбор слова по составу.

Выполняют морфологический разбор слова.

Приказ – сущ., что?, нач. ф. – приказ, неодушевленное, нарицательное, м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п., дополнение.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных комму-
никативных
задач

Работа в тетради (задание 94)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные глаголы.

– Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

– Составьте и запишите предложение или текст, употребив в нем любой из данных фразеологизмов

Выполняют задание в рабочей тетради.

Объясняют значение фразеологических оборотов.

Сидеть сложа руки – ничего не делать.

Работать спустя рукава – плохо работать.

Бить баклуши – бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Покраснеть до ушей – очень сильно покраснеть.

Бежать во все лопатки – очень быстро бежать.

Продолжение табл.

1

2

3

4



Вставать с первыми петухами – вставать очень рано.

Знать как свои пять пальцев – хорошо разбираться в каком-то вопросе.

Выйти сухим из воды – без потерь и ущерба
выйти из сложной, неприятной ситуации


VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки неопределенной формы
глагола.

– На что не указывает инфинитив? Что он обозначает?


– Какие суффиксы имеет инфинитив?





– Чем является в предложении?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.



– Инфинитив не указывает ни на время, ни
на число, ни на лицо; только называет действие предмета.

– Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти, которые не входят в основу, буквосочетание -чь входит
в состав корня; есть глагольные суффиксы -а-, -и-, -е-, -ова-, -ну-, которые входят в основу инфини-тива.

– Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего он бывает подлежащим и сказуемым

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 93 в рабочей тетради,
упражнение 151 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение