СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме " Простые и составные числительные".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся закрепляют знания об имени числительном; показывают различия между простыми и составными числительными.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме " Простые и составные числительные".»

ТЕМА: ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ( 6 класс)

Цели урока:

Познавательные: дать классификацию видов имен числительных по строению, ознакомить учеников со способами образования и написания сложных слов.

Практические: формировать умение анализировать влияние состава числительных на их правописание и употребление, верно определять тип числительного по строению, употреблять числительное с существительным в форме Р.п. в соответствии с языковой нормой.

Развивающие: развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: учебники русского языка под ред. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. в 2-х частях; изд-во «Просвещение».

Вид контроля: словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа, тестовые задания.


Ход урока.

Организационный момент:

Повторение, тестовая работа КИМы тест № 21 (5 мин) Проверка: сдают на проверку учителю.

Проверка домашнего задания упр.395.

Учитель: Сейчас к доске выйдут четыре ученика, и каждый начнёт работу со своей колонкой. (Учитель вызывает к доске учеников. Они заполняют столбцы. В это время идёт проверка пройденного параграфа 67).

- Итак, что же мы называем именем числительным, каким общим грамматическим значением оно обладает? Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который (какой?),

Общее грамматическое значение числительного — число, количество предметов и порядок их при счёте.

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:

  1. количественные числительные (пять, двадцать три, шестьдесят);

  2. порядковые числительные (пятый, сто двадцать третий).

- Рассказать о морфологических и синтаксических признаках имени числительного. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма количественных числительных — форма им. п.: два, пять, сто.

Начальная форма порядковых числительных — форма им. п., м. р., ед. ч.: первый, пятый, сотый.


Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род.п.) является одним членом предложения: Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека.

Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второй дом от угла музыкальная школа, реже — сказуемыми: Япервый, тывторой.

Количественные числительные могут выполнять функцию подлежащего (например: Сорок машин участвовало в автопробеге), сказуемого (например: Пятью пять – двадцать пять), дополнения (например: Класс поделили на четыре группы) и обстоятельства (например: Открытие выставки состоялось в двенадцать часов).

- Сейчас возвращаемся к нашему домашнему заданию. Все смотрим на доску и проверяем.

Сущ.

Прил.

Глагол.

Числит.

двойник

тройник

четвёрка

Пятёрка

Пятак

Пятиклассник

Четверть

пятерня

Двойной

Тройной

Пятиэтажный

Семиструнный

Двухместный

столетний

Утроить

Удесятерить

Удвоить


Два

Второй

Пятый

Сто

Двадцать пятый

Четвёртый

Четыре

Сотый

пять


Целепологание. Самоопределение.

- Записать под диктовку:

Тридцать и дватридцать два.

Пятьдесят и семьпятьдесят семь.

- Сравните подлежащее и сказуемое.


Изучение нового материала:

Работа по учебнику стр.46

- По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными.

Простое числительное – состоит из одного слова: два, четыре, второй, четвёртый и др.

- Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре, сорок восьмой, сто пятьдесят четвёртый.

- Что же мы узнали нового? На какие разряды по своему строению делится имя числительное?

На простое и составное.

- Что отличает простое числительное?

- А что вы можете сказать по поводу составных числительных? Это числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным.

- Ещё у нас есть правила в рамочке. Ознакомимся с ними. Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.


Закрепление изученного:

- Выполним упражнение 398-е письменно.

Простые: сто, одиннадцать, один. семидесятый, три, сорок, шестьдесят, девятнадцатый, триста.

Составные: триста пятьдесят седьмой, тысяча девятьсот восемьдесят восемь.

Какие числительные называются простыми?

Какие числительные называются составными?

- Теперь обратим внимание на упр. 399 ( самостоятельно выполняют, затем проверяем)

- Сейчас мы начнём работу со словарными словами (составить словосочетания)

миллион

миллиард

одиннадцать

неделя

декада

квартал

минута

секунда


Обобщение изученного:

-Что же мы узнали нового? На какие разряды по своему строению делится имя числительное?

- Что отличает простое числительное?

- Что отличает составное числительное?


Рефлексия Выставление оценок Д/з п 68 упр. 400