СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Слова-антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Слова-антонимы"»

Открытый урок русского языка

Учитель: Небогатых Ирина Николаевна

Тема: Слова-антонимы

(2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о словах-антонимах;   умения самостоятельно подбирать антонимы;    доказывать являются ли данные пары слов антонимами.
Тип урока:  открытие нового знания

Результаты деятельности:

Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в  речи.

Метапредметные:

Регулятивные:  учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Познавательные: умение  осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.

Коммуникативные: формировать собственное  мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.

Предметные: знание определения «антонимы», построение модели  слов  - антонимов, выявлять слова,  значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)   

 Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо  выполнить. Попробуйте сформулировать задание. (Будем создавать пары слов.)

– По какому основанию  создадите  эти пары слов? ( Близкие   по  значению.)

– Как называются слова близкие по значению?(Синонимы.)

 (Дети работают в парах, создают пары слов по близкому  значению,  опираясь на модель синонимов).

– Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.(Дети доказывают).

3. Выявление места и причины затруднения

- Все ли слова образовали пару? Почему?    (Эти слова не являются синонимами. У них разные  значения (противоположные).

- Докажите,что слова правда и  ложь не являются синонимами?(У этих  слов  разные  значения, следовательно,  они не являются синонимами.  (А какими словами они являются,  мы не знаем.)



4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- О чем будем говорить на уроке?  И так,  у вас затруднение: надо назвать одним словом  противоположные по смыслу слова.

– Куда мы можем обратиться, чтобы решить это затруднение?

– Откройте учебники .Найдите урок 107.

- В каком блоке расположен наш урок? Чем сегодня займемся на уроке? Кем будем?

- Какова тема нашего урока?

– Какое незнакомое слово встретили?

– Какие задачи  мы поставим перед собой? ( 1. Узнать,что такое антонимы.  2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте.  4.  Использовать их в речи.( вынести на доску)

- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из истории языка» стр. 62. (Дети читают эту рубрику и узнают историю происхождения этого слова).

– Теперь попробуйте предположить, как называются слова  правда - ложь. Чтобы проверить наше предположение обратимся в учебник к рубрике «Давай подумаем».

5. Реализация построенного проекта

(Дети в учебнике  на стр. 62  находят рубрику «Давай подумаем». Читают задание.)

– Какое задание будете выполнять? (Сравним картинки и подберем к ним слова) (Дети работают с картинками и записывают слова парами. Один из учеников у доски.)

– Как записали слова? (парами)

- Как называются слова,  которые вы записали парами?

- Что объединяет эти пары слов?

– Давайте попробуем сформулировать правило об антонимах?

- Где можем проверить правильность нашего вывода? (Дети находят рубрику и читают, анализируют, выделяют новое для себя).

- Мы правильно определили, что антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.

-  Проверим, являются ли антонимами слова  правда – ложь.(Дети доказывают что слова,  правда – ложь являются антонимами так, как отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу).

- Верными ли были наши предположения?

Физминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)! 

-Какая  тема урока и что узнали?

– Скажите,    какую     из задач урока мы с вами выполнили?(Первую. Узнали,  как называются слова с противоположным значением).



6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– Какая следующая задача,  над которой мы будем работать? (Вторая задача -  научиться создавать пары слов.)

- Для этого  и обратимся к упр. №2. (Обучающиеся составляют и записывают пары слов с проговариванием)



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их,  Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?(У детей на столах разноуровневые карточки с заданиями.)

- Выполните задание, сверьте свою работу с образцом. Оцените свою работу.



8. Включение в систему знаний и повторение

– Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили? (Узнали,  как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов.)

-  Теперь будем находить эти слова в тексте.

- Учебник стр. 63. упр. 4.   Прочитайте  текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.

– Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

– Молодцы! Прочитаем,  как будет звучать исправленный текст.

- Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили?  Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.

  • Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.

- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ) Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. (на доске)

9.Рефлексия учебной деятельности

-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли решить их?

Рефлексивный прием «Лесенка успеха»