Открытый урок русского языка
Учитель: Небогатых Ирина Николаевна
Тема: Слова-антонимы
(2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о словах-антонимах; умения самостоятельно подбирать антонимы; доказывать являются ли данные пары слов антонимами.
Тип урока: открытие нового знания
Результаты деятельности:
Личностные: учебно-познавательный интерес к словам – антонимам и умению использовать эти слова в речи.
Метапредметные:
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев, проводить сравнение по заданным основаниям, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других.
Предметные: знание определения «антонимы», построение модели слов - антонимов, выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)
Посмотрите, друг другу в глаза и своей улыбкой, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. Попробуйте сформулировать задание. (Будем создавать пары слов.)
– По какому основанию создадите эти пары слов? ( Близкие по значению.)
– Как называются слова близкие по значению?(Синонимы.)
(Дети работают в парах, создают пары слов по близкому значению, опираясь на модель синонимов).
– Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.(Дети доказывают).
3. Выявление места и причины затруднения
- Все ли слова образовали пару? Почему? (Эти слова не являются синонимами. У них разные значения (противоположные).
- Докажите,что слова правда и ложь не являются синонимами?(У этих слов разные значения, следовательно, они не являются синонимами. (А какими словами они являются, мы не знаем.)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- О чем будем говорить на уроке? И так, у вас затруднение: надо назвать одним словом противоположные по смыслу слова.
– Куда мы можем обратиться, чтобы решить это затруднение?
– Откройте учебники .Найдите урок 107.
- В каком блоке расположен наш урок? Чем сегодня займемся на уроке? Кем будем?
- Какова тема нашего урока?
– Какое незнакомое слово встретили?
– Какие задачи мы поставим перед собой? ( 1. Узнать,что такое антонимы. 2. Научиться создавать пары слов. 3. Находить эти слова в тексте. 4. Использовать их в речи.( вынести на доску)
- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из истории языка» стр. 62. (Дети читают эту рубрику и узнают историю происхождения этого слова).
– Теперь попробуйте предположить, как называются слова правда - ложь. Чтобы проверить наше предположение обратимся в учебник к рубрике «Давай подумаем».
5. Реализация построенного проекта
(Дети в учебнике на стр. 62 находят рубрику «Давай подумаем». Читают задание.)
– Какое задание будете выполнять? (Сравним картинки и подберем к ним слова) (Дети работают с картинками и записывают слова парами. Один из учеников у доски.)
– Как записали слова? (парами)
- Как называются слова, которые вы записали парами?
- Что объединяет эти пары слов?
– Давайте попробуем сформулировать правило об антонимах?
- Где можем проверить правильность нашего вывода? (Дети находят рубрику и читают, анализируют, выделяют новое для себя).
- Мы правильно определили, что антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.
- Проверим, являются ли антонимами слова правда – ложь.(Дети доказывают что слова, правда – ложь являются антонимами так, как отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу).
- Верными ли были наши предположения?
Физминутка
А нам теперь пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
А вы ответите («конец»)!
-Какая тема урока и что узнали?
– Скажите, какую из задач урока мы с вами выполнили?(Первую. Узнали, как называются слова с противоположным значением).
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
– Какая следующая задача, над которой мы будем работать? (Вторая задача - научиться создавать пары слов.)
- Для этого и обратимся к упр. №2. (Обучающиеся составляют и записывают пары слов с проговариванием)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их, Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?(У детей на столах разноуровневые карточки с заданиями.)
- Выполните задание, сверьте свою работу с образцом. Оцените свою работу.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили? (Узнали, как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов.)
- Теперь будем находить эти слова в тексте.
- Учебник стр. 63. упр. 4. Прочитайте текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.
– Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
– Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст.
- Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили? Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.
- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ) Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. (на доске)
9.Рефлексия учебной деятельности
-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
-Удалось ли решить их?
Рефлексивный прием «Лесенка успеха»