Русский язык
СЛОВА,
К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Цель:
– развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с междометиями, развивать творческие способности учащихся;
Обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи.
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно;
Развивать аналитико-сентетические процессы мышления;
Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
Формировать ценностно-ориентированное отношение и воспитывать любовь к природе родного края;
Формировать навыки совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.
Ход урока:
I.Организационный момент
а) приветствие
б) эмоциональный настрой
Посмотрите за окошко, какая сегодня погода? А мы с вами давайте подарим друг другу улыбку, пусть на уроке у каждого из вас будет хорошее настроение!
Сегодня на уроке мы поработаем исследователями, попытаемся сделать великие открытия. А какие качества необходимы ученому? Какие качества возьмем с собой на урок?
II.Актуализация знаний
Давайте вспомним, с какими группами слов мы с вами уже познакомились? (слова названия предметов, признаков предметов, действий предметов)
Что вы знаете о каждой группе слов?
Создание проблемной ситуации (работа в парах)
На доске записаны слова, распределите их по группам.
(На доске карточки со словами: слон, большой, пенал, лечить, зеленый, ах, прыгать, тетя, болеть, нужный)
Как распределили слова?
Все ли слова распределили? Какие возникли трудности?
Почему это слово не попало ни в одну группу?
А может какой-то другой вопрос задать к этому слову?
Значит перед нами возникла проблема: к какой группе слов отнести слово ах?
( к этим словам нельзя поставить вопрос)
2.Рассмотрите новый кадр в учебнике перед упр. 102
Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник
Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)
– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)
– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)
На основе проведенной работы сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)
Какие задачи поставим перед собой?
– Составим план урока.
План:
Какие слова выражают чувства?
Что обозначают слова, которые выражают чувства?
Составление предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙV. Открытие нового знания
Послушайте сказку про двух братьев.
Говорят, где-то, когда-то жили-были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен. Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет:
- Ах, какое утро! Как хорошо! Ах, как здорово!
А Ох ноет с утра:
- Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!
Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства?
Какие чувства выражает каждое из этих слов?
Знакомство с междометиями
В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства. Отношение к происходящему, выразить эмоции. Такие слова называют междометиями, именно они помогают нам выразить свои чувства, эмоции.
ах! – радость, удовольствие;
ох, ну – неудовольствие; удивление
ух – страх, испуг
ай , ой- грусть
ух, ой- удивление
фу, фи- злоба, недовольство
эх – ликование, радость
Работа в учебнике.
Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.
Обратите внимание, как на письме оформлены междометия? (после них ставится восклицательный знак или, если предложение продолжается дальше, запятая)
Упр. 104 ( слайд презентации) – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам.
– Из скольких слов состоит предложение?
– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)
– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)
– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.)
Одно-два предложения разобрать коллективно, дальше работают в парах.
После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты остальному классу.
Какие чувства вы выразили в своих предложениях? Так для чего же в речи нужны междометия?
Сравните свой вывод с авторским с. 79
Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось составить предложения?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
V. Итог урока
Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое?
В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос - междометия.
Сделайте вывод:
– Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.? (Чтобы выразить чувства, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее).
Как оформляют на письме предложения с междометиями?
После междометия ставится запятая или восклицательный знак.
– Послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:
Мне, - сказало междометие,-
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, сомненье,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово…! Ах
Кто встречается с бедой,
Произносят слово …! Ой
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово…! Эй
У кого захватит дух,
Произносят слово…! Ух
Интересно жить на свете,
Если знаешь…(междометия).
VI. Рефлексия
Используя, междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.
VII. Домашнее задание.
С. 80, упр. 108