СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме:" Слова, к которым нельзя поставить вопрос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе по системе "Школа 2100". На уроке для открытия нового знания используется проблемный метод.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме:" Слова, к которым нельзя поставить вопрос"»

Русский язык

СЛОВА,

К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Цель:

– развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.


Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с междометиями, развивать творческие способности учащихся;

Обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи.

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно;

Развивать аналитико-сентетические процессы мышления;

Развивать познавательную активность.

Воспитательные:

Формировать ценностно-ориентированное отношение и воспитывать любовь к природе родного края;

Формировать навыки совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.

Ход урока:

I.Организационный момент

а) приветствие

б) эмоциональный настрой

Посмотрите за окошко, какая сегодня погода? А мы с вами давайте подарим друг другу улыбку, пусть на уроке у каждого из вас будет хорошее настроение!

Сегодня на уроке мы поработаем исследователями, попытаемся сделать великие открытия. А какие качества необходимы ученому? Какие качества возьмем с собой на урок?

II.Актуализация знаний

Давайте вспомним, с какими группами слов мы с вами уже познакомились? (слова названия предметов, признаков предметов, действий предметов)

Что вы знаете о каждой группе слов?


  1. Создание проблемной ситуации (работа в парах)

На доске записаны слова, распределите их по группам.

(На доске карточки со словами: слон, большой, пенал, лечить, зеленый, ах, прыгать, тетя, болеть, нужный)

Как распределили слова?

Все ли слова распределили? Какие возникли трудности?

Почему это слово не попало ни в одну группу?

А может какой-то другой вопрос задать к этому слову?

Значит перед нами возникла проблема: к какой группе слов отнести слово ах?

( к этим словам нельзя поставить вопрос)


2.Рассмотрите новый кадр в учебнике перед упр. 102

Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник

Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)

– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)

– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

На основе проведенной работы сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)

Какие задачи поставим перед собой?

– Составим план урока.

План:

  1. Какие слова выражают чувства?

  2. Что обозначают слова, которые выражают чувства?

  3. Составление предложений.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


ΙV. Открытие нового знания

Послушайте сказку про двух братьев.


Говорят, где-то, когда-то жили-были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен. Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет:

- Ах, какое утро! Как хорошо! Ах, как здорово!

А Ох ноет с утра:

- Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!


Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства?

Какие чувства выражает каждое из этих слов?


Знакомство с междометиями

В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства. Отношение к происходящему, выразить эмоции. Такие слова называют междометиями, именно они помогают нам выразить свои чувства, эмоции.


ах! – радость, удовольствие;

ох, ну – неудовольствие; удивление

ух – страх, испуг

ай , ой- грусть

ух, ой- удивление

фу, фи- злоба, недовольство

эх – ликование, радость


Работа в учебнике.

Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.

Обратите внимание, как на письме оформлены междометия? (после них ставится восклицательный знак или, если предложение продолжается дальше, запятая)


Упр. 104 ( слайд презентации) – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам.

– Из скольких слов состоит предложение?

– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)

– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)

– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.)

Одно-два предложения разобрать коллективно, дальше работают в парах.

После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты остальному классу.

Какие чувства вы выразили в своих предложениях? Так для чего же в речи нужны междометия?

Сравните свой вывод с авторским с. 79

Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось составить предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


V. Итог урока


Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое?

В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос - междометия.

Сделайте вывод:

– Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.? (Чтобы выразить чувства, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее).

Как оформляют на письме предложения с междометиями?

После междометия ставится запятая или восклицательный знак.

– Послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:

Мне, - сказало междометие,-

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, сомненье,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово…! Ах

Кто встречается с бедой,

Произносят слово …! Ой

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово…! Эй

У кого захватит дух,

Произносят слово…! Ух

Интересно жить на свете,

Если знаешь…(междометия).


VI. Рефлексия

Используя, междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.



VII. Домашнее задание.

С. 80, упр. 108