СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Сочинение – описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательная:

научить учащихся описывать животное, изображенное на картине;

развивающая:

подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по  картине;

ввести в словарь школьников слово «анималист», «акварель», «наводнение», «паводок»;

воспитательная:

воспитание любви к родной природе, ко всему живому, воспитание умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок русского языка в 5 классе.

Сочинение – описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

Цели урока:

образовательная:

научить учащихся описывать животное, изображенное на картине;

развивающая:

подготовить обучающихся к самостоятельному письменному сочинению по картине;

ввести в словарь школьников слово «анималист», «акварель», «наводнение», «паводок»;

воспитательная:

воспитание любви к родной природе, ко всему живому, воспитание умения видеть прекрасное в жизни и в искусстве;

здоровьесберегающая:

создание ситуации успеха на уроке, положительного эмоционального настроя, физкультминутка, гимнастика для глаз

Оборудование:

Репродукция картины А. Н. Комарова « Наводнение».

Репродукции картин художников – анималистов, презентация.

Ход урока

1.Орг.момент. «Минута доброты».

1.Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.


На экране картинка с надписью «Хорошего дня!» (Слайд 2,3)

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

2.Вступительное слово учителя.

Послушайте загадку и отгадайте:

Тает снежок,
Ожил лужок, 
День прибывает.
Когда это бывает?

- Конечно, это бывает весной.

-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

(Вот сегодня мы и поговорим об этом времени года.)

Итак, начнем.  Дома вы должны были написать мини-сочинение «Весенние приметы». Послушаем сочинения.

Чтение сочинений, 1-2 сочинений.

Вопрос классу: - Каким настроением проникнуты сочинения о весне?

- Если бы вам дали кисточку и краски, то какие цвета вы бы выбрали?

Это время года бывает разным: солнечным и хмурым, ярким и серым, веселым и грозным.  И художники изображают его по-разному.   

3.Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Мы будем говорить …

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника Алексея Никаноровича Комарова. Комаров – художник – анималист (Слайд 4-6).

4.Словарно – стилистическая работа.


- Кто же такие анималисты? Попробуем догадаться по подсказке. Рассмотрим репродукции картин художников – анималистов. (Слайды 7- 15).

Вывод:

Анималист – художник, который изображает животных (Слайд 16).

Задание:

Записать слово анималист, его лексическое значение в тетради;

Устная работа. Дополнить предложение (Слайд 17).

А. Н. Комаров – художник - ….

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …


5. Рассказ о художнике (проверка домашнего задания) (слайд 18).

Дополните текст (обучающиеся получают карточки). Каждый работает самостоятельно, затем зачитывают тексты.

Известный художник - анималист Алексей Никанорович Комаров родился (когда?) … (где?) в … губернии. Раннее детство провёл (где?) … . В возрасте четырёх – пяти лет рисовал и лепил (кого?) … . Закончил (что?) … живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские (что?) … и … .

Послушайте и повторите словосочетания (слухо-зрит.)

известный художник, замечательный художник, художник – анималист, изображает правдиво, изображает с любовью

6.Физкультминутка для глаз. Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного (19-22)

Прежде чем мы продолжим работу, поможем нашим глазам. Давайте сделаем для них зарядку. Посмотрите на экран. Следите глазами за движением фигур на экране.


7. Беседа по картине. (Слайд 23)

-Рассмотрим репродукцию картины А. Н. Комарова «Наводнение» (слайд 23).

-Какое время года изображено на картине?  (Ранняя весна)
- Почему картина так называется?

1) Работа с Толковым словарём.
- Что такое «наводнение»?

НАВОДНЕНИЕ (ср. род) - затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, обычно являющееся стихийным бедствием.

-.Какие синонимы можно подобрать к слову "наводнение"? (слайд 24)

наводнение – половодье, большая вода, паводок, разлив;

- Кто изображен на картине? (слайд 25-26)

Заяц забрался на дерево. Он спасается от наводнения.

Подберем синонимы к слову:

заяц – русак, зайка, зверек

2)Работа с маленьким учителем

- Почему зайчик оказался на дереве?

-Как он туда попал?

Карточка 1

Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед на реке. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на островках холмов. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно.

Карточка 2

На картине А. Н. Комарова « Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и забрался на дерево.

3) -Расскажите, где и как он сидит (слайд 27).

Работа в группе: составьте словосочетания с глаголами, описывающими действия зайчика.

сидит на толстом сучке старого дерева, от страха съежился, прижался к стволу, поджал лапы


Запись предложений в тетради (слайд 28)

Бедняжка сидит на толстом сучке старого дерева, низко над водой. Заяц от страха весь съежился, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы. Очень жаль зверька, попавшего в беду.


4) Описание животного. (Слайд 29 -30)

Каким  художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Подберите полные прилагательные к  данным словам и запишите их. Обучающиеся подбирают нужные карточки (работа у доски)

1. Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна.  Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца  _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ______________ .               _______________  хвостик  поджат

(Голова у зайчика большая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные  круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца  густая шерстка. На шее она  желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темнаяМаленький хвостик  поджат.)


5) Какое состояние испытывает зайчик? 

Из данных прилагательных выберите   те, которые описывают состояние зверька. Запишите, согласуя со словом зайчик ( учитель называет прилагательные, обучающиеся записывают в тетради).

Веселый,  тревожный, спокойный, радостный, испуганный, равнодушный, робкий.

Запись в тетради:

Зайчик тревожный, испуганный, робкий.

6) Задание: - Как художник относится к этому зайцу, попавшему в беду? (слайд 31-32)

Художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его.

Какие чувства вызывает  эта картина? 

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.  (Слайд 33)

Кртина А. Н. Комарова «Н…воднение»  прникнута любовю к жвотному миру и всей прроде.


7. Восстановление плана.

- «Восстановите план».

Коллективно составляем и записываем план описания животного:

1.Кого изобразил на картине «Наводнение» А. Н. Комаров?

2. Как зайчик оказался на дереве?

3. Какое состояние испытывает бедняжка?

4. Как себя ведет наш герой?

5. Каким изобразил зверька художник (голова, глаза, уши, шерсть)?

6. Какие чувства вызывает картина?

Учитель читает пример устного описания картины.

На картине А. Н. Комарова « Наводнение» изображен заяц, попавший в беду. Спасаясь от наводнения, он догадался и забрался на дерево.

Зайка сидит на толстой ветке старого дуба. От страха он весь съежился, крепко прижался к стволу дерева, длинные задние лапы поджал под себя.

Голова у зайчика большая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные  круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца  густая шерстка. На шее она  желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темная. 

Картина А. Н. Комарова «Наводнение»  проникнута любовью к животному миру и всей природе.

Задание:

-Составим устный рассказ по картине, вспомнив все, о чем говорили. Обратимся к тем вопросам, которые мы обсуждали, рассматривая картину «Наводнение». Пользуемся составленным планом.

Подведение итогов урока (слайды №12 - 14)

Рефлексия. Заключительное слово учителя. Домашнее задание: написать сочинение.







Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Сочинение - описание  по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Сочинение - описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха!

Я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал.

Я желаю вам успеха!

Комаров Алексей Никанорович  (1879–1977)

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977)

Алексей Никанорович Комаров
  • Алексей Никанорович Комаров

(1879–1977)

Один из самых талантливых художников- анималистов.

Алексей Никанорович Комаров  1879 - 1977 РУССКИЙ ХУДОЖНИК; ИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК; ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК; ХУДОЖНИК - АНИМАЛИСТ

Алексей Никанорович Комаров 1879 - 1977

РУССКИЙ ХУДОЖНИК;

ИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК;

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК;

ХУДОЖНИК - АНИМАЛИСТ

Посмотри работы художников –анималистов и догадайся :   кто такие художники - анималисты?

Посмотри работы художников –анималистов и догадайся :

кто такие

художники - анималисты?

Художник А.Н. Комаров  «Тревога»

Художник А.Н. Комаров «Тревога»

Анималист – художник, который изображает животных.

Анималист – художник, который изображает животных.

А. Н. Комаров – художник - …. Он изучал …, их поведение в природе, делился своими наблюдениями с помощью кисти и холста.  А. Н. Комаров – художник - …. Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, … А. Н. Комаров – художник - …. Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, … Дополните предложения:  А.Н.Комаров – художник - … Художник – анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …

А. Н. Комаров – художник - …. Он изучал …, их поведение в природе, делился своими наблюдениями с помощью кисти и холста.

А. Н. Комаров – художник - ….

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …

А. Н. Комаров – художник - ….

Художник-анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …

Дополните предложения:

А.Н.Комаров – художник - … Художник – анималист Комаров правдиво и с любовью изображает на своих картинах животных: …, …, …

Расскажи о художнике. Известный художник - анималист Алексей Никанорович Комаров родился (когда?) … (где?) в … губернии. Раннее детство провёл (где?) … . В возрасте четырёх – пяти лет рисовал и лепил (кого?) …. Закончил (что?) … живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские (что?) … и … .

Расскажи о художнике.

Известный художник - анималист Алексей Никанорович Комаров родился (когда?) … (где?) в … губернии. Раннее детство провёл (где?) … . В возрасте четырёх – пяти лет рисовал и лепил (кого?) …. Закончил (что?) … живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские (что?) … и … .

Это интересно! Весной при таянии снега и льда вода в реках поднимается (выходит из берегов), начинается   наводнение. Придумайте к этому слово синоним (близкое по значению слово). Половодье  большая вода  паводок разлив

Это интересно!

  • Весной при таянии снега и льда вода в реках поднимается (выходит из берегов), начинается   наводнение.
  • Придумайте к этому слово синоним (близкое по значению слово).

Половодье

большая вода

паводок

разлив

Рассмотрите внимательно картины «Наводнение».

Рассмотрите внимательно картины «Наводнение».

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».

  • Кто является главным героем картины?
  • В какой момент художник запечатлел зайца ?
Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».  Кто является главным героем картины? В какой момент художник запечатлел зайца? На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображён заяц. Он попал в беду. Заяц забрался на дерево. Он спасается от наводнения

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».

  • Кто является главным героем картины?
  • В какой момент художник запечатлел зайца?

На картине А.Н.Комарова «Наводнение» изображён заяц. Он попал в беду.

Заяц забрался на дерево.

Он спасается от наводнения

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».  Расскажите, где и как он сидит? Сидит … Прижался … Съёжился … Поджал …  (лапы; на толстом сучке старого дерева; к стволу; от страха)

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».

  • Расскажите, где и как он сидит?
  • Сидит …
  • Прижался …
  • Съёжился …
  • Поджал …

(лапы; на толстом сучке старого дерева; к стволу; от страха)

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».   Зайка сидит на толстом сучке старого дерева, низко над водой. Он от страха весь съежился, крепко прижался к стволу, поджал лапы. Очень жаль зверька, попавшего в беду.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Наводнение».

Зайка сидит на толстом сучке старого дерева, низко над водой. Он от страха весь съежился, крепко прижался к стволу, поджал лапы. Очень жаль зверька, попавшего в беду.

Рассмотрите внимательно репродукцию.  ООпишите животное:  какие у него глаза,  голова,  уши,  шерсть.

Рассмотрите внимательно репродукцию.

ООпишите животное:

какие у него глаза,

голова,

уши,

шерсть.

Рассмотрите внимательно репродукцию.   Голова у зайчика _____, ______ Вокруг глаз – ___ пятна.  Глаза _______ __________ , блестят от испуга. _______ уши торчком, на их кончиках видны _______ пятна. У зайца  ___________ шерстка. На шее она _______ , сзади - ______ . Спинка _____ .               ____  хвостик  поджат

Рассмотрите внимательно репродукцию.

Голова у зайчика _____, ______ Вокруг глаз – ___ пятна. 

Глаза _______ __________ ,

блестят от испуга.

_______ уши торчком, на их кончиках видны _______ пятна. У зайца  ___________ шерстка. На шее она _______ , сзади - ______ . Спинка _____ .               ____  хвостик  поджат

Рассмотрите внимательно репродукцию.   Как художник относится к зайцу, попавшему в беду?

Рассмотрите внимательно репродукцию.

Как художник относится к зайцу, попавшему в беду?

Художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его .

Художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его .

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. К … ртина А.Н. Комарова «Н…воднение»  пр …- никнута любов … ю к ж … вотному миру и всей пр … роде.

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

К ртина А.Н. Комарова «Н…воднение»  пр …-

никнута любов ю к ж вотному миру и всей пр роде.

Восстановите план. 1.Кого изобразил на картине «Наводнение» А. Н. Комаров? 2. Как зайчик оказался на дереве? 3. Какое состояние испытывает бедняжка? 4. Как себя ведет наш герой ? 5. Каким изобразил зверька художник ( голова, глаза, уши, шерсть )? 6. Какие чувства вызывает картина?

Восстановите план.

1.Кого изобразил на картине «Наводнение» А. Н. Комаров?

2. Как зайчик оказался на дереве?

3. Какое состояние испытывает бедняжка?

4. Как себя ведет наш герой ?

5. Каким изобразил зверька художник ( голова, глаза, уши, шерсть )?

6. Какие чувства вызывает картина?

Устное описание картины «Наводнение».    На картине А. Н. Комарова « «Наводнение» изображен заяц , попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак  оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он  догадался и забрался на дерево. Зайка сидит на толстой ветке старого дуба. От страха он весь съежился, крепко прижался к стволу дерева, длинные задние лапы поджал под себя. Голов а  у зайчика большая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза  темные  круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные  пятна. У зайца  густая  шерстка. На шее она  желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темная. 

Устное описание картины «Наводнение».

На картине А. Н. Комарова « «Наводнение» изображен заяц , попавший в беду. В один из больших весенних разливов русак оказался на затопленном островке. Спасаясь от наводнения, он догадался и забрался на дерево.

Зайка сидит на толстой ветке старого дуба. От страха он весь съежился, крепко прижался к стволу дерева, длинные задние лапы поджал под себя.

Голов а  у зайчика большая, коричневатая. Вокруг глаз – белые пятна. Глаза темные  круглые, блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны черные пятна. У зайца  густая шерстка. На шее она  желтовато-коричневая, сзади - серо-белая. Спинка темная. 

  • Картина А. Н. Комарова
  • «Наводнение»  проникнута любовью к животному миру и всей природе .
Желаю удачи в творчестве!

Желаю удачи в творчестве!

Спасибо за урок! Было приятно с вами работать!

Спасибо за урок!

Было приятно с вами работать!